«БЕЛАЯ ЛИЛИЯ» СТАЛИНГРАДА
К 80-летию окончания СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ
Лидия Литвяк, самая результативная женщина — истребитель Второй
Мировой войны, по воспоминаниям сослуживцев, была образцом женственности
и обаяния. Невысокая белокурая девушка очень сдержанно относилась к
восторженным взглядам и словам однополчан и, что особенно импонировало
лётчикам, никому не отдавала предпочтения. Главным для неё была борьба с
фашизмом, и этому она отдавала все свои силы. ----------------------<cut>---------------------- Так
уж получилось, что среди советских истребителей-асов, отличившихся в
Великую Отечественную войну, всенародная известность и слава достались,
по сути, лишь двоим, самым лучшим – Ивану Кожедубу (по уточнённым данным
– 64 личные победы) и Александру Покрышкину (59). К превеликому
сожалению, других наших «соколов» в народе практически не знают. Ну,
знают, правда, ещё – благодаря книге Бориса Полевого – про Алексея
Маресьева (11, в т.ч. 7 после возвращения в строй, с ампутированными
ногами). Кто-то может припомнить славного сына крымско-татарского и
дагестанского народов Амет-Хана Султана (30 плюс 19 побед в группе).
Вот, собственно говоря, и всё, вернее – все…
В тени Кожедуба и Покрышкина оказался даже третий наш ас, сослуживец
Покрышкина – дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов, уступивший
Покрышкину совсем немного (56 побед). Тут, однако, имеется одно
обстоятельство: Речкалов был прекрасным лётчиком и храбрым человеком, но
обладал сложным характером, был излишне амбициозен и «хромал» по части
боевой дисциплины.
…В общем, недостаточно наш народ знает своих героев-авиаторов и
крайне важно поэтому вести соответствующую работу по устранению «белых
пятен». А ведь, между прочим, в Красной Армии воевала лучшая женщина-ас в
истории авиации – Лидия Литвяк. Особо отличилась она в Сталинградской
битве, 80-летие победы в которой мы отмечаем сейчас. А похоронена Лидия
Литвяк на Украине – в братской могиле в селе Дмитриевка Шахтёрского
района Донецкой области.
Родилась Лидия в Москве в 1921 году. Как и многие молодые люди 30-х
годов, увлеклась авиацией. С 14-ти лет она посещала авиаклуб и в 15
совершила свой первый самостоятельный полёт. После окончания Херсонской
авиашколы лётчиков-инструкторов работала инструктором в Калининском
аэроклубе. Причём Литвяк отлично проявила себя на этой работе,
подготовив до войны 45 курсантов.
Когда началась Великая Отечественная война, советское командование не
планировало широкого участия женщин в боевой авиации. Однако огромные
потери лётного состава заставили изменить первоначальные намерения. Уже в
октябре 1941 года было принято решение сформировать из добровольцев три
женских авиаполка. Руководить данной работой поручили легендарной
лётчице Марине Расковой.
В начале 1942-го Лидия Литвяк подала прошение в боевую –
истребительную – авиацию, приписав себе недостающих 100 лётных часов. Её
зачислили в 586-й истребительный авиаполк (ИАП). Свой первый боевой
вылет Литвяк совершила в июне в небе над Саратовом.
Вспоминает старший сержант Инна Паспортникова, бывшая в годы войны техником самолёта Лидии Литвяк:
"В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались
на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти
из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала
верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного
комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это
сделала, и Лиля ответила: "Ночью..."
Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать,
отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и
арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь
занималась обратной перешивкой меха.
Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на
Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную
девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень
похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла
война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то
меховом воротничке..."
Свои первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го
женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова,
прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября
1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение
транспортных самолётов с важными грузами.
10 сентября 1942 года, в составе того же полка, прибыла под Сталинград и за короткий период времени совершила 10 боевых вылетов.
13 сентября, во втором боевом вылете по прикрытию Сталинграда,
открыла свой боевой счёт. Сначала сбила бомбардировщик Ju-88, затем
выручая свою подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, заняла
её место и после упорного поединка подбила Ме-109. Лётчиком Me-109
оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер
Рыцарского креста.
А в конце сентябре она уже воевала на Сталинградском фронте в составе
437-го «мужского» авиаполка, защищавшего небо Сталинграда, летая на
Ла-5. Позже пересела на Як-1 с жёлтым номером «44» на борту.
Женское истребительное звено просуществовало недолго. Его командир,
старший лейтенант Р. Беляева, вскоре была сбита и после вынужденного
прыжка с парашютом долго лечилась. Вслед за ней выбыла из строя по
болезни М. Кузнецова. В полку остались только 2 лётчицы: Л. Литвяк и Е.
Буданова. Именно они достигли наивысших результатов в боях. Вскоре Лидия
сбила ещё один "Юнкерс".
Лидия Литвяк была ещё совсем юной девушкой – ей едва исполнился 21
год. Молодой и очень романтичной: по воспоминаниям, Лидия носила длинные
шарфы, сшитые из парашютного шёлка, и всегда держала в кабине
истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала
яркую белую лилию.
Многие считали её красавицей. И на фронте к Лидии пришла большая любовь:
её супругом стал её же ведущий – Алексей Саломатин, всего одержавший 12
побед.
Новыми боевыми победами была увенчана их слава и после перевода 8
января 1943 года в 296-й истребительный авиационный полк. К февралю
Литвяк выполнила 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков,
разведку войск противника и прикрытие наших наземных войск.
11 февраля 1943 года командир 296-го истребительного авиационного
полка майор Н.И.Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в
сентябре, Лидия сбила 2 самолёта — лично Ju-88 и в группе FW-190. В
одном из боев её Як-1 был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку
на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь,
бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между
ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И
вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких
солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси,
спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолета, летчик
отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту
на колени, самолет пошёл на взлёт и вскоре Лидия была в полку.
23 февраля 1943 года Литвяк вручили новую боевую награду — орден Красной
Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью
"За оборону Сталинграда". К тому времени на её боевом счету уже
числились 8 сбитых самолётов.
В марте обстановка в воздухе ещё более осложнилась. 22 марта в районе
Ростова-на-Дону Литвяк участвовала в перехвате группы Ju-88. Во время
долгого и трудного боя ей удалось сбить один «юнкерс». В это время
подошедшая на помощь «юнкерсам» шестёрка Me-109 с ходу пошла в атаку.
Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на
их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом
раненая лётчица привела искалеченный истребитель домой. Доложив, что
задание выполнено, она потеряла сознание...
После лечения в госпитале, она отправилась в Москву, дав расписку,
что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия
вернулась в полк. 5 мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на
сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался
воздушный бой и Лидия сбила истребитель противника. Через два дня она
сбила ещё один «мессер».
В апреле 1943 года весьма популярный журнал "Огонёк" поместил на
первой странице ( обложке ) фото боевых подруг — Лидии Литвяк и
Екатерины Будановой и короткое пояснение: "12 самолётов противника сбили
эти отважные девушки".
А в конце мая Литвяк в блестящей манере, молниеносной атакой со стороны
солнца сбила немецкий аэростат-корректировщик, который до того никак не
могли сбить другие наши истребители. За эту победу младший лейтенант
Лидия Литвяк была удостоена ордена Красного Знамени. Про её подвиги
написали в газетах, её имя стало известно стране.
Успехи в боях омрачались, однако, потерей близких людей. 21 мая 1943
года погиб муж Лидии – Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей
Саломатин. А 19 июля не вернулась из боя лучшая подруга – Катя Буданова,
которая на тот момент была лучшей женщиной-асом (11 побед).
16 июля 1943 года вылетела в составе шестёрки на сопровождение
штурмовиков. В районе линии фронта наши истребители вступили в бой с 30
бомбардировщиками, сопровождаемыми 6 «мессершмиттами», пытавшимися
нанести удар по нашим наземным войскам. В этом бою Литвяк лично сбила
«юнкерс» и в паре с ведомым Me-109, но и сама была ранена. На требование
ехать лечиться ответила категорическим отказом.
Не раз доводилось ей сопровождать наши штурмовики и бомбардировщики. В
одном из вылетов она сбила Me-109, через пару дней — снова бой. 16 июля
1943 года, отбиваясь от трёх Me-109, Лидия пришла на помощь своему
командиру И. Голышеву, на которого навалилась четвёрка «мессеров».
Меткая очередь настигла вражескую машину. Но был подбит и её самолет.
Преследуемая до самой земли, она сумела посадить свой «Як» на фюзеляж.
Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнем её приземление. Они были
восхищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка.
1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания. В
этот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с
ведомым сбила Me-109. В четвёртом вылете шестёрка Як-1, вступив в бой с
группой из 30 Ju-88 и 12 Me-109, завязала смертельную круговерть. И вот
уже горит «юнкерс», разваливается на куски «мессер». Выходя из
очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша
шестёрка. Прижавшись к верхнему краю облаков, они пошли домой. Внезапно
из белой пелены выскочил «мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в
облака, успел дать очередь по ведущему третьей пары с бортовым № 23.
«Як» как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять
его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом
бою — Александр Евдокимов. Это родило надежду, что она жива.
Были срочно организованы ее поиски. Однако ни самолёта, ни лётчицы найти
не удалось. После гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который
знал в каком районе упал Лидин «Як», официальный поиск прекратили.
За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру она выполнила 186
боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых
побед.
Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го (31-го
гвардейского) истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б.Н.
Ерёмин вспоминал: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым
талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и
осторожна. Она умела видеть воздух...»
Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к
званию Героя Советского Союза посмертно. Вскоре с вражеской территории
вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам
местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель.
Лётчиком оказалась девушка — белокурая, небольшого роста. К самолету
подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними...
Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить
судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла
вышестоящих штабов. Командование дивизии, проявив «осторожность», не
утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза,
ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.
Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей
подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно,
только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец
Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка
прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть
без вести. Никто и ничто не спасёт её честного имени. Судьба сыграла с
ней злую шутку, уготовив именно такую участь.
Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го
гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район
Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению,
однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки
Лидиного «Яка» уже были уничтожены... В 1968 году газета «Комсомольская
Правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971
году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч.
Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора
Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал
советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она
похоронена в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области в
братской могиле. Это была Лидия Литвяк, что подтвердилось ходом
дальнейших расследований.
В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была
наконец заменена на «погибла, выполняя боевое задание». Ветераны полка,
в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания
Героя Советского Союза.
Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение
заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с
немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Литвяк
Лидие Владимировне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.
Награждена орденами Ленина (5.05.1990, посмертно), Красного
Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943,
посмертно), Красной Звезды (17.02.1943), медалью "За оборону
Сталинграда" (1943).
В городе-герое Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором
жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная
доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения,
в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области.
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ !
Источник: http://nnm.ru/ |