Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Легкий танк Pz Kpfw I (Sd Kfz 101)
Управление
вооружений сухопутных войск в 1933 году предложило пяти компаниям
(Крупп, MAN, Хеншель, Даймлер-Бенц и Крупп-Грузон) разработать проект
танка массой 5 тонн. Весной 1934 года по три машины от каждой компании с
приблизительно одинаковыми параметрами (масса 3,5 тонн, скорость 37
км/ч) были переданы в учебные подразделения. На данных машинах
отсутствовало вооружение. После сравнительной оценки и обкатки проектов в
войсках предпочтение было отдано образцу компании Крупп. Данную машину
разработали инженеры Вольферт и Хогельлох.
Существует
мнение, что немецкие конструкторы при разработке машины ориентировались
на танкетку «Виккерс-Карден-Лойд» Mk VI английского производства. У
данной легенды есть две версии. По одной из них советским правительством
было передано немцам две танкетки из приобретенных в 29-м году для
бронесил КА. По утверждению английских источников утверждают, немецкая
компания А. Новак в 1932 году приобрела три шасси данной танкетки. В
любом случае у немцев имелся повод для тщательного изучения техники
английского производства.
Pz Kpfw I Ausf А выпускавшиеся
серийно в период с июля 34-го по 36-й год комплектовались
четырехцилиндровыми 57-сильными двигателями «Крупп» М305 имевшими
воздушное охлаждение. Силовая передача — механическая, компании
Рейнметалл-Борзиг. Коробка передач пятиступенчатая. Механизмами поворота
служили бортовые фрикционы. Корпус сваривался из катаных бронелистов
средней твердости, и имел расширенную подбашенную коробку. Доступ к
агрегатам трансмиссии обеспечивается через люк в верхнем лобовом листе.
Место водителя находится слева от продольной оси по ходу движения.
Соответственно низкая башня смещена вправо. У данной модификации имелась
смешанная подвеска ходовой части — передний каток на индивидуальном
узле, имеющем спиральную пружину, остальные блокировались попарно с
четвертьэллиптическими листовыми рессорами. Задний каток играл роль
ленивца. Отличительная особенность наличие балки жесткости, которая
соединяла обе тележки катков. Вооружение танка – спаренная пулеметная
установка размещенная в башне. Всего было построено 818 Pz Kpfw I Ausf
A.
В
результате модернизации в 1935 году появился Pz Kpfw I Ausf В. На новой
модификации был установлен шестицилиндровый двигатель большей мощности
от компании Майбах. Данное решение позволило повысить скорость движения.
Длину корпуса увеличили – были приподнят ленивец и введен еще один
каток. Танк «потяжелел», однако вооружение и бронирование остались
прежними. Данные танки производились до июня 37-го года (всего 675 ед.),
а шасси строились до 41-го года.
С самого начала легкие танки Pz
Kpfw I рассматривали только в качестве учебных. Однако данные
бронемашины все же «понюхали пороха»: в Испании в 1937 году (88-й
танковый батальон легиона «Кондор»), позднее в Польше, Франции, СССР и
Северной Африке. В войсках на 1 сентября 39-го года имелось 1145 машин,
на 1 июня 41-го – 843. Оставшиеся 700 танков Pz Kpfw I в 42-м году
наконец-то были переведены в ранг чисто учебных. После этого в боях
данные бронемашины использовали только против партизан.
Фирма
Даймлер-Бенц а 1935-1937 гг. построила 184 малых командирских танков Kl
Pz BefWg I Ausf B (Sd Kfz 265). Они вместо башни имели вместительную
рубку и пулемет в шаровой установке. Боевой вес — 5,9 тонн, экипаж - 3
чел. Использовались командирами танковых бригад, полков, батальонов и
рот. Также машины придавались подразделениям артиллерийской разведки и
связи.
Колонна немецких войск лето 1941 год, СССР. Картину дополняет немецкий легкий танк PzKpfw I.
Подбитый
на Восточном фронте немецкий командирский танк Kleiner
Panzerbefehlswagen (Kl.Pz.Bf.Wg.) на базе легкого танка PzKpfw I из
состава 3-й танковой дивизии
В 36—38 годах было
выпущено 164 легких Berge Pz I Ausf В (ремонтно-эвакуационные машины).
Без вооружения, башни и кранового оборудования вес
ремонтно-эвакуационных машин составлял 4 тыс. кг. В экипаж, кроме
водителя и командира, входили несколько ремонтников. 51 танк в сентябре
39-го года переделали в Mun Schl – транспортеры боеприпасов. Башня была
снята, а отверстие закрывалось бронелистом. Со временем данные две
модификации после переделки стали базовыми для некоторых образцов
самоходок. И ещё, минимум, три танка было переделано в Fiammenwerfer auf
Pz Kpfw I Ausf A – огнеметные машины.
Хотя серийный выпуск Pz
Kpfw I с 37-го г., по сути, был завершен, конструкторы продолжали их
усовершенствование, главным образом благодаря усилению бронирования. В
42-м году специалистами Краусс-Маффей было предложено две небольшие
партии экспериментальных легких танков. В начале 42-го г. появились 30
VK1801 (или Pz Kpfw I Ausf F). Масса новых машин составляла 21 тыс. кг и
толщина брони со всех сторон башни и корпуса – 80 мм. Экипаж и
вооружение остались прежними. Танк оснастили новой ходовой частью —
установили катки большого диаметра на торсионной подвеске, которые
располагались в шахматном порядке. Подвеска была разработана инженером
Г. Книпкамп. Назначение данных машин не совсем ясно. При уменьшившейся
максимальной скорости до 25 км/ч они стали чем-то вроде подвижных ДОТов.
Легкий танк Pz Kpfw I Ausf В. Франция, 1940 г.
PzKpfwI Ausf F
К
осени того 1937 года было построено 40 Pz Kpfw I Ausf С или VK 601.
Данные бронемашины были действительно чем-то новым. Танк массой 8 тыс.
кг со 150-сильным двигателем развивал скорость 64 км/ч,(по другим данным
— 79 км/ч). Вооружение также претерпело изменений. Хотя пулеметы и были
оставлены, но калибр их был различным 7,92 и 13,2 миллиметров (по
другим данным вооружением танка являлись пулемет калибра 7,92 мм и пушка
калибра 20 мм). максимальная толщина лобовой брони составляла 30 мм, а
бортовой до 20 мм. Вероятно, данную машину создавали для спецопераций,
так как предусматривалась ее транспортировка гигантским планером Ме323
по воздуху. А вот на роль бронированного маневренного разведчика данный
танк подходил мало, поскольку экипаж, как и раньше, состоял из двух
человек. Как минимум восемь VK1801 в составе Первой танковой дивизии
принимали участие в боях на советско-германском фронте. В это же
соединение поступили два VK601, остальные в 1944 году участвовали в
боевых действиях во Франции.
Боевые и технические характеристики легких танков Pz Kpfw l (Ausf A/Ausf B): Год выпуска – 1934/1935; Боевая масса – 5400/5300 кг; Экипаж – 2 чел.; Длина по корпусу – 4020/4420 мм; Ширина – 2060 мм; Высота – 1720 мм; Толщина бронелистов лобовой части корпуса – 13 мм (угол наклона к вертикали – 27 град); Толщина бронелистов бортов корпуса – 13 мм (угол наклона к вертикали – 0 град); Толщина бронелистов лобовой части башни – 13 мм (угол наклона к вертикали – 10 град); Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 6 мм; Количество пулеметов – 2; Калибр пулеметов – 7,92 мм; Боекомплект – 2250 патронов; Тип и марка двигателя – «Крупп» М305/«Майбах» NL38TR; Мощность двигателя – 57/100 л. с.; Максимальная скорость по шоссе – 37/40 км/ч; Запас топлива – 145 л; Запас хода по шоссе – 145/170 км; Среднее давление на грунт – 0,4/0,42 кг/см2.
Источник: http://topwar.ru |