Броня и мобильность мотострелков. ЗиС Б-3. 1944г. Полугусичный БТР по советски.
Б-3.СССР.1944г.
В начале WW2 получил распространение новый вид боевой техники,
отражающий радикальные изменения в тактике ведения наступательных
действий — бронетранспортер (БТР). В данном случае требовалось массовое и
недорогое бронированное транспортное средство высокой проходимости, с
улучшенными подвижностью и маневренностью на поле боя, способное надежно
и с минимальными потерями в условиях огневого ружейно-пулеметного и
осколочного противодействия доставлять отделение (или два) пехоты с
вооружением к переднему краю противника или к месту боя под защитой
брони и прикрытием своих пулеметов, часто вслед за атакующими танками.
----------------------<cut>----------------------
Соответственно,
непрерывно расширялись сферы боевого применения БТР, в первую очередь
самых передовых из них — германского вермахта, где они собственно и
родились. Опыт боевых действий польского похода сентября 1939 г. и
особенно успешной для немцев французской кампании мая — июня 1940 г.
показал, что БТР особенно эффективны для успешного преследования
отходящего после танковой атаки противника, с дальнейшей зачисткой от
него местности и закреплением на ней. Они незаменимы для быстрой
переброски мотопехоты в угрожаемый район в условиях огневого
противодействия, при захвате мостов и устранении инженерных заграждений.
И, кроме того, — для сопровождения колонн, охранения, передовой
разведки, обслуживания штабов, связи, саперных и санитарных служб,
перевозки боеприпасов и как быстроходные бронированные тягачи для ПТА.
Применялись БТР как машины технического обслуживания и в бронетанковых
соединениях. В качестве шасси для своих БТР немцы широко и в
многочисленных вариантах использовали весьма совершенные по конструкции,
хорошо отработанные однотонные и трехтонные (условно) полугусеничные
тягачи с передними управляемыми (неведущими) колесами и мелкозвенчатыми
металлическими гусеницами (на резиновых башмаках) с шарнирами на
игольчатых подшипниках.
Американцы тоже оценили эффективность использования БТР и к началу
войны оперативно создали с последующим широким тиражированием множество
боевых машин: полугусеничных с резино-тросовой гусеничной лентой и на
колесном полноприводном шасси 4 х 4, а также большие гусеничные
плавающие транспортеры. Они несли на себе тяжелые пулеметы, минометы,
орудия ПТО, полевые пушки средних калибров и по существу были первыми
многоцелевыми боевыми транспортными средствами. По своей бронезащите
американские БТР несколько уступали немецким, имея нерациональные
прямоугольные конфигурации открытых сверху корпусов, что, однако,
увеличивало вместимость и улучшало обитаемость, но превосходили машины
вермахта по общей подвижности, надежности и проходимости.
Если немцы широко применяли свои БТР в боевых порядках пехоты, смело и
активно использовали их для ведения наступательных операций, то
американские БТР больше действовали как многоцелевые машины охраны,
сопровождения, связи, разведки, как носители тяжелого оружия.
К началу войны Советский Союз не имел своих БТР, если не считать
опытных образцов безоружного и малоподвижного, скорее санитарного
транспортера БА-22 (1937 — 1939 гг.) на слабом шасси ГАЗ-ААА
(6 х 4) с весьма ограниченной проходимостью.
Ба-22
В результате войны приходилось использовать десанты, просто посаженные
на броню танков. Это увеличивало темпы преследования отходящего
противника, но вызывало неоправданно большие потери ничем не защищенных
бойцов.
Наши бойцы с удовольствием использовали трофейные немецкие БТР, а
начиная с 1942 года американские бронетранспортеры, а также легкие
английские гусеничные машины "Универсал" поставлялись в заметных
количествах по ленд-лизу в СССР, где были по достоинству оценены как
новый, крайне необходимый класс боевых машин, не имевший у нас аналогов.
Правда, по прямому назначению для перевозки мотопехоты с легким
вооружением вслед за атакующими танками или огневым валом артиллерии с
одновременным подавлением уцелевших огневых точек противника — они
использовались редко — из-за недостаточного количества и не
предусмотренного применения использовавшейся тактикой ведения
наступательного боя.
Изготовление отечественных образцов БТР, когда, наконец, осознали
их боевую эффективность и острую необходимость, в разгар войны было
весьма проблематично. По-прежнему не имелось соответствующих
отработанных шасси высокой проходимости и свободных мощностей для их
массового производства, а также бронекорпусов, тоже непростых в
изготовлении.
В начале 1943 года ЗиС разрабатывал на базе ЗиС-42, БТР с индексом ТБ-42
на 14 посадочных мест для бойцов с одним пулеметом ДТ. По техническим
причинам ЗИС сам отказался от проекта ТБ-42 как нерационального и вряд
ли осуществимого.
Было принято решение построить оригинальное полугусеничное шасси с
использованием хорошо отработанной и надежной ходовой части (опорные и
поддерживающие катки, ведущие звездочки, подвески, звенья гусениц и др.)
легкой самоходной установки СУ-76М (ГАЗ-15-126), серийно выпускавшейся
на трех заводах. В начале 1944 г. ЗИС построил опытный 12-местный БТР
Б-3 (иногда в отчетах именуемый как АТ-3) с макетным бронированием
(котельная сталь толщиной 6 — 16 мм), вооруженный крупнокалиберным
пулеметом ДШК на открытой турели. При полной массе 7100 кг он мог
развивать скорость не более 40 км/ч — явно недостаточную для БТР.
Правда, низкое среднее удельное давление гусеничного движителя (0,3
кгс/см2) обещало дать хорошую проходимость по слабым грунтам, но до
этого дело не дошло. Испытание Б-3 на Научно-исследовательском
бронетанковом (НИБТ) Полигоне дало отрицательные результаты — низкая
надежность агрегатов трансмиссии, перегрев двигателя, постоянно
работающего на пределе. И на этот раз столь нужная армии машина не
состоялась.
Тактико-технические характеристики Б-3:
БОЕВАЯ МАССА 7100 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2 (+10 солдат)
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6530
Ширина, мм 2350
Высота, мм 2400
Клиренс, мм 330
ВООРУЖЕНИЕ один 12,7-мм пулемет ДШК(!)
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса — 15 мм
борт корпуса — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ ЗиС-16, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 85 л.с.
запас топлива — 150 литров
ТРАНСМИССИЯ механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ полугусеничная с передней направляющей осью
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм ?
Ширина рва, мм 0,50
Глубина брода, мм 0,65