Четверг, 22.06.2017, 23:44 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Танковое братство.

Добро пожаловать к нам!


Каталог статей

Главная » Статьи » Военная история

"Индепендент". 150 тысяч фунтов попила.

"Индепендент". 150 тысяч фунтов попила.

"Индепендент". 150 тысяч фунтов попила.

 

Мы не раскроем особой тайны, если скажем, что период двадцатых и начала тридцатых годов ХХ века был отмечен новой формой всеобщего увлечения техникой – танкоманией. Первая мировая война ясно показала, что присутствие этих полезных машин на поле боя существенно увеличивает шансы на победу, особенно при грамотном применении бронетехники. Впрочем, как бывает с любыми новейшими и прогрессивными изобретениями, первоначально использование танков сталкивалось с некомпетентностью пользователей – достаточно вспомнить катастрофические последствия «Мясорубки Нивеля» в апреле-мае 1917 года, когда Франция потеряла едва ли не половину своего танкового парка!

----------------------<cut>----------------------

Великая война закончилась, но потенциальная возможность других конфликтов оставалась. Во всех промышленно-развитых государствах и даже в разоренной Гражданской войной Советской России увлечение танками стало едва ли не признаком хорошего тона – в Североамериканских Штатах строил своих футуристических монстриков Уолтер Кристи, во Франции инженер и промышленник Луи Рено после грандиозного успеха легкого FT-17 вместе с инженерами FCM проектировал гиганта Char 2C – именно этот (будем откровенны – далеко не самый удачный) тяжелый танк, вышедший из заводских ворот в 1919 году, и стал прародителем многих зарубежных образцов.

 

"Индепендент". 150 тысяч фунтов попила.

Сверхтяжелый Char 2C — прародитель монструозных танков

 

Первыми о создании принципиально нового танка задумались англичане, к 1922 году сделав вполне разумный вывод о том, что «ромбы» окончательно устарели – как морально, так и с технической точки зрения. Европейский театр Великой войны, как известно, был знаменит позиционными боевыми действиями, медленные и неповоротливые танки применялись для прорыва эшелонированных позиций неприятеля. Предполагалось, что «ромбы» неплохо покажут себя и в России — их поставляли в качестве помощи белым армиям, боровшимся с большевиками.

Однако, британское командование не учитывало, что Гражданская война в России была высокоманевренной, главную роль играла кавалерия. Претензий к вооружению и бронированию поставляемых Деникину танков Mk не возникало, однако их подвижность оказалась ниже всякой критики. В британском военном ведомстве быстро сделали выводы и решили, что «ромбы» придется списывать, а армии следует перевооружаться — Mk отправили на переплавку, им на смену пришли куда более прогрессивные средние Medium Mk.I и Mk.II. Впрочем, память о Первой мировой оказалась очень крепка и в британской армии невероятно боялись новой позиционной войны. Какой отсюда напрашивается вывод?

 

"Индепендент". 150 тысяч фунтов попила.

 

Знаменитый "ромб" Mk.IV, ненужный аналог которого настойчиво пытались создать британские конструкторы? на службе в Вооруженных Силах Юга России

Верно: требуется тяжелый танк новой конструкции, обладающий сильным вооружением и способный преодолевать полевую оборону противника. Следует вспомнить концепцию применения бронетехники в Великобритании — танк сопровождения пехоты и кавалерийско-крейсерский. Пехотный одновременно являлся танком штурмовым. В 1924 году знаменитой фирме «Виккерс» поступает спецификация на создание тяжелого танка массой не менее тридцати тонн — в военном ведомстве настаивали, чтобы машина была не только хорошо вооружена, но прежде всего оказалась быстроходной.

Разумеется, «быстроходность» подразумевает мерки той эпохи – допустим, средний танк «Уиппет» с его четырнадцатью километрами в час считался весьма скоростным, по сравнению с медлительными ромбами. Новые спецификации требовали скорость до сорока километров в час, а для начала двадцатых годов это было весьма существенно! Наконец, было решено окончательно отказаться от вооружения в спонсонах и в переднем бронелисте, этого замшелого наследия военно-морского флота. Впрочем, инженеры «Виккерс» разрабатывали оба варианта, но победил прогресс: всем было ясно, что будущее за вращающейся танковой башней. Ну а раз так — башен надо сделать много! Остановились на одной орудийной и четырех пулеметных.

Такое решение для 1924 года являлось прорывным – история умалчивает, в чью конкретно светлую голову пришла мысль о том, что максимальное количество вращающихся башен превратит танк в машину смерти, но эту идею оценили и конструкторы «Виккерс» приступили к работе. Готовый прототип был готов два года спустя, к ноябрю 1926 года. Машина и впрямь оказалась неслыханно, запредельно прогрессивной. Была опробована уйма принципиально новых технологий. Например, ларингофонная внутренняя связь, без которой взаимодействие восьмерых членов экипажа было бы невозможно — допустим, в более поздние времена французские и чехословацкие танки оснащались световой сигнализацией. Из новшеств обязательно следует отметить командирскую башенку, телескопический орудийный прицел, морской индикатор поворота с репетиром и вытяжной вентилятор — тоже впервые в мире.

 

"Индепендент". 150 тысяч фунтов попила.

Проекции A1E1

 

Танк получил обозначение A1E1 «Independent». Для двадцатых годов это была неслыханно футуристичная машина, будто сошедшая со страниц романов Жюля Верна или Герберта Уэллса. Отдельно следует отметить, что конструкторы обратили внимание на исключительно важную деталь: комфортные условия для работы экипажа, которыми во время Первой мировой пренебрегали.

Тем не менее избежать осложнений не удалось – вопросы военных вызвало вооружение. Во-первых, конструкция главной башни полусферической формы была весьма спорной: башня не литая, она собиралась на клепках их шести «лепестков» 28-миллиметровой брони. Пули и осколки от нее рикошетили бы, но попадание снаряда полевой артиллерии выбьет заклепки и вырвет из башни целый сегмент! Во-вторых, все испортили армейские бюрократы: изначально в фирме «Виккерс» предполагали установку 75-миллиметрового орудия, что оставляло бы за бортом любых существующих конкурентов A1E1 «Independent» и делало его до крайности опасным противником при прорыве оборонительных рубежей.

Чиновники военного ведомства потребовали унификации A1E1 с другой бронетехникой и единообразные орудия. Поставщикам проще иметь дело с одной пушкой и одним типом боеприпасов! Таким образом, в «Independent» поставили орудие 3-pdr. QF gun, иначе говоря 47-миллиметровое, использовавшееся на танках Medium Mk. В малых башнях разместили четыре пулемета, но к сожалению у башенок не было кругового вращения — только поворот вперед по курсу, что позволяло бы сосредоточить огонь сразу из пяти огневых точек. Для двадцатых годов это очень и очень серьезно.

 

"Индепендент". 150 тысяч фунтов попила.

 

На этом фото очень хорошо видно орудие, которое явно маловато для такого танка

Однако, так или иначе для танка с массой в 32,5 тонны пушка была откровенно слабовата. А ведь еще пришлось решать проблему скорости и маневренности, как главных недостатков танков Великой войны. Впрочем, поистине катастрофическим изъяном был вопиюще низкий запас хода по пересеченной местности, что делало танки крайне уязвимыми: когда заканчивалось топливо, экипажам частенько приходилось бросать машину. Двигатель «Armstrong-Siddley» мощностью 398 лошадиных сил разгонял «Independent» на шоссе всего до тридцати двух километров в час, а требовалось сорок. Запас хода, благодаря большим по объему бензобакам, подняли примерно до двухсот километров, но военных постигло разочарование — он снижался вдвое при движении по пересеченной местности...

 

"Индепендент". 150 тысяч фунтов попила.

 

Увы, но мощность двигателя оказалась совершенно недостаточной. Для шоссе ее вполне хватало, но как мы знаем, танки по шоссе ездят редко. Если отсутствовало твердое покрытие, двигатель перегревался, было отмечено несколько случаев возгорания. Большие претензии предъявлялись гидравлической трансмиссии, справиться с которой мог только очень опытный механик-водитель. Наконец, развернуться на месте танк не мог. И последнее: стоимость одного экземпляра «Independent» оказалась запредельно высока — 77 тысяч фунтов стерлингов, по тем временам оглушительная сумма! Надо напомнить, что советская закупочная комиссия приобретала в начала тридцатых годов у британцев танк Vickers Mk.E Type А по цене всего 4200 фунтов – 77 тысяч фунтов за один танк, это было чересчур.

Более того, стоимость разработки и усовершенствований с 1926 по 1935 годы танка A1E1 составила 150 тысяч фунтов, что не лезло вообще ни в какие ворота... Единственный прототип неоднократно показывали на парадах, рисовали на пропагандистских плакатах, но пустить танк в серию так и не решились: очень дорогая игрушка. Тем более, что к середине тридцатых годов он откровенно устарел – стало понятно, что многобашенная компоновка ведет в тупик, а бронирование танка недостаточно: стремительно развивалась противотанковая артиллерия.

 

"Индепендент". 150 тысяч фунтов попила.

 

...но он хотя бы был удобен для экипажа

По счастью, «Independent» не отправили на переплавку — посчитав, в какую безумную сумму обошелся прототип, было решено подарить танк военному музею в Бовингтоне. Однако, он едва не попал на войну в 1940 году. Во время эвакуации британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка, всю технику пришлось бросить, в Метрополии танков практически не осталось, а угроза вторжения Гитлера была вполне реальна. «Independent» извлекли из музея, заново вооружили и поставили на перекрестке дорог в качестве неподвижной огневой точки. Но война к нему так и не пришла, когда опасность миновала A1E1 вернули в музей, где он остается и поныне.

«Independent» остается воплощенным в металле памятником всеобщего увлечения танкостроением межвоенного периода и создавался для давно закончившейся войны – в условиях блицкрига и маневренных боевых действий этот шедевр технической мысли не смог бы проявить себя – равно как и его предшественник, FCM 2C, так и не вступивший в бой во время Французской кампании 1940 года.



Источник: http://nnm.ru
Категория: Военная история | Добавил: Ko(R)dinal (27.04.2015)
Просмотров: 580 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поделиться
Translate
Поздравляем!
Привет, Climber(46), AMD(32), AMD9204(32)!
Танковое Братство поздравляет тебя с Днем Рождения!
Хотим пожелать тебе всего самого лучшего! Чтобы все твои желания исполнились!

Всем! Всем! Всем!
Для коротышей
Московское время
Темы форума
  • Курилка. Юмор. (418)
  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ (132)
  • Мир Танков (7)
  • МОБИЛИЗАЦИЯ!!! (136)
  • Кто лучший в матче?Их должны знать все. (74)
  • Случайное фото
    Мы помним
    Подвиг Народа ОБД Мемориал
    Есть повод
    Информер праздники сегодня
    Сайт живет
    Содружество
    Улыбнемся?
    Получить Информер

    Кто у нас был
    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    РОМБ - каталог
    Поиск