Крыльев много не бывает
На заре авиации среди прочих бытовало мнение, согласно которому чем
больше навешаешь на самолёт крыльев, тем лучше он и полетит.
Нагляднейшим примером практического воплощения этой идеи является самый
большой американский бомбардировщик 1920-х годов Witteman-Lewis XNBL-1
«Barling Bomber».
Как хорошо видно на фото, это триплан. ----------------------<cut>---------------------- Военные
(военные конструкторы не исключение) вообще всегда любили, когда всё
большое и всего много. Так что у этого аэроплана не только крыльев
много. У него шесть двигателей, десять колёс (из них два под самым носом
– на случай, если он при взлёте или посадке вдруг вздумает этим самым
носом клевать) и семь человек экипажа, из которых пятеро – стрелки.
Последнее понятно: для истребителя такая огромная дура лёгкая мишень, а
потому надо было, чтобы «Barling Bomber» мог стрелять сразу во все
стороны и истребители к себе не подпускать.
Повоевать, правда, этой дуре не пришлось: при испытательном полёте из
Детройта в Вашингтон она не смогла перелететь горы Аппалачи. На
доработку бомбера у США тогда не нашлось денег (сегодня такое трудно
представить, да?), и в 1925 году проект закрыли. Однако до 1937 года
XNBL-1, хоть и в единственном экземпляре, оставался самым большим
самолётом в США, а некоторое время, кажется, и в мире.
Очень трогательная стрелковая башенка на носу, правда? Ей только крепостных зубцов не хватает.
Вот кто-то приставил к этой летающей крепости штурмовые лестницы:
Стеллаж в полёте:
Но ведь триплан – это же не предел. Далеко не предел. Особенно на заре авиационной эры. Посмотрите, например, на фото
Это мультиплан. Внушает? Его создатель, Горацио Филлипс, сын
оружейника, с юных лет втыкал в инженерное дело. Экспериментами с
летательными аппаратами он заинтересовался в конце 1870-х. Наблюдая за
испытаниями в аэродинамической трубе Королевского авиационного общества
Великобритании, он вдруг подумал, что может усовершенствовать этот
агрегат, и в начале 1880-х он уже построил собственную аэродинамическую
трубу, гораздо более эффективную. В опытах с ней он разработал
искривлённый профиль крыла, который потом использовали Отто Лилиенталь,
Сэмюэль Лэнгли и братья Райт. В конце концов, а именно в 1904 году,
вдоволь наэкспериментировавшись с трубой, Горацио решил построить
собственный самолёт, тот самый, что вы видите на снимке. У него двадцать
крылышек. К сожалению, он оказался неустойчивым, неуправляемым и вообще
неудачным. Три года спустя Горацио Филлипс построил ещё один самолёт – с
двумя сотнями крыльев. На этот раз его ожидала удача – мультиплан
поднялся в воздух и пролетел почти 150 метров.
Хотите взглянуть, как выглядел этот аэроплан-рекордсмен?
Вот он – невероятный двухсоткрыл:
Прониклись? А теперь мы вам покажем летательный аппарат, перед
которым бледнеет даже это. Автором нашего следующего объекта созерцания
является Александр Грэхэм Белл (тот самый), а выглядел этот объект вот так:
Напоминает всякие сказки, в которых большая стая маленьких птиц уносит героя.
Великий изобретатель вдохновился на этот гигантский кайт, играя с пирамидальным воздушным змеем собственного изобретения:
Белл решил, что если соединить побольше таких змеев воедино,
получившаяся конструкция сможет, если её хорошенько разогнать, лететь и
нести человека. Так, к слову, и произошло: Cygnet (так назвали
гигантский воздушный змей, в переводе – молодой лебедь) привязали к
пароходу, разогнали – и он полетел и пролетел несколько сот метров. Но
изобретатель не продумал моменты освобождения от буксира и приводнения. В
результате Cygnet клюнул носом, неудачно приводнился и затонул. Пилот, к
счастью, спасся. Случилось это тогда же, когда почти полетел мультиплан
Филлипса, в 1907-м. Урожайный на крылья год.
Вот ещё одно из сохранившихся фото Cygnet:
К концу 1909 года Белл вернулся к работе над монстром. Он собрал Cygnet II – с мотором:
В качестве взлётной полосы Белл использовал лёд озера – чтобы получше
разогнаться. Cygnet II в 1909 году однако не полетел: не хватило
мощности мотора. И хотя к тому времени в арсенале Белла уже было два
вполне себе летающих самолёта (мы о них сегодня не говорим: слишком мало
крыльев), он продолжил ковырять Cygnet II и в 1912 году всё же заставил
его оторваться от земли – просто «чтоб знали».
Не всем в то далёкое время казалось, что летательный аппарат должен
быть похож на арматурный остов гигантской железобетонной конструкции.
Произведения ещё одного известного изобретателя мультипланов, маркиза
Раймона д'Эквилли, выглядели ажурно, легко и изящно. Вот его первый
мультиплан (тоже, кстати, 1907 год):
Позже он добавил к нему седьмое крыло, над обручем:
Этот мультиплан Эквилли в народе называли летучей беседкой. Летал он
соответственно – не лучше беседки. И маркиз, желая добиться успеха,
решительно увеличил число крыльев – до пятидесяти:
Эту версию остряки прозвали «тёркой» (даже не добавляя слова «летучая»).
А вот «летающая машина» Джона Уильяма Рошона, тоже 1907 год:
Понятно же, почему в кавычках? Потому что не летала.
На фоне всех этих прекрасных творений мультипланы Джерома С. Зербе
(Jerome S. Zerbe, не тот, который папарацци) выглядят не так поэтично: у
них крылья, можно сказать, нормальные. Правда, расположение их весьма
оригинально. Ну и количество не подкачало.
Профессор Зербе надеялся с помощью своих мультипланов получить приз 20000 долларов за самый долгий устойчивый полёт.
Удавалось, прямо скажем, не очень.
Но профессор не сдавался и строгал всё новые многокрылы:
Наконец, в 1911 году он построил Zerbe Air Sedan – первый летательный
аппарат с полностью закрытой кабиной и катапультирующимся сиденьем:
К сожалению, эта машина могла лишь подпрыгивать.
А вот циклоплан Герхардта:
Винт этой несерьёзной многокрылки приводился в действие с помощью
педалей. Герхардт утверждал, что циклоплан вылетал 22 июля 1923 года и
что это был первый в мире успешный полёт летательного аппарата на
мускульной тяге, однако доказать он этого не смог.
Мультиплан Джонса, 1919 год:
Правда, похоже, на пару-тройку ранее не связанных друг с другом бипланов и трипланов, перемешанных в блендере? Вид спереди:
Конструктор Герберт Джонс возлагал на этот аэроплан большие надежды, но
все семь (или сколько их тут?) крыльев во время лётных испытаний в
1920-м едва оторвали эту конструкцию от земли.
А вот ещё летучая машинка – Friedrichshafen FF.54, квадроплан:
Компания Flugzeugbau Friedrichshafen разработала этот квадроплан как
истребитель. 31 октября 1917 года его собрали и отправили на испытания.
Машина вроде бы летала, но как-то хреновато. И в апреле следующего года
самолёт переделали в триплан.
Источник: http://nnm.ru/ |