Линия Сталина. Бронеколпаки и ДОТы
Не далее как на прошлой неделе довелось посетить ИКК "Линию Сталина",
что примерно в 45 км от Минска у г.Заславль. Поездку эту я откладывал
несколько долгих месяцев и потому полученное наслаждение увеличилось
вдвойне.
Этот фоторепортаж не простой — за всё время существования "Линии
Сталина" я не видел ни одного вразумительного поста или статьи с
фотографиями, посвященного этому удивительному месту. Даже на
официальном сайте информации крайне немного, дескать "ознакомьтесь и
приезжайте". А что делать тем, кто добраться не может? Этот пост как-раз
для таких любителей. Сразу скажу — экспонатов очень много и подробный
рассказ о каждом из них занял бы слишком много времени и места. Поэтому
далее будет представлена фотоэкскурсия, разделенная не несколько частей.
Первая будет посвящена началу экспозиции: бронеколпаки, ДОТы и "Дорога
войны".
----------------------<cut>----------------------
На
самой первой фотографии запечатлена самоходка-памятник СУ-100 на
кургане у главного входа. Билет для взрослого стоит 40.000 BYR, для
студентов и прочих льготников — по 25.000 BYR. В переводе на "деньги"
это 5,75$ и 2,90$ соответственно.
Кстати, внутри самого ИКК цены на попить-закусить более чем приемлемые.
Поверьте на слово, в Минске те же блины и прочие продукты быстрого
приготовления стоят в 1,5-2 раза дороже.
Переходим с наглядной агитации.
Схема самой полной версии "Линии Сталина", располагавшейся вдоль
западной границы СССР. Кстати, отдельные ДОТы в более-менее приличном
состоянии ещё можно видеть вдоль бывших пограничных участков Минского и
других районов. Один из пулеметных ДОТов расположен прямо в поле вблизи
н\п Новое Поле.
Схема Минского УРа. Впечатляет, не правда ли?
Схема ИКК "Линия Сталина" по состоянию на май 2013 года.
Немного общих планов — виды со стороны площадки Боевой техники (№13 на карте).
Теперь переходим непосредственно к экспозиции. Идём вдоль траншеи к артиллерийскому капониру №134.
Внутри воспроизведена "боевая" обстановка вместе с орудийными установками Л-17.
Там же стоит знаменитая пушка ЗиС-3.
Чуть дальше расположено 37-мм зенитное орудие обр.1939 г.
Участок советско-польской границы. Пень попал в кадр не случайно,
поскольку это не просто пень, а замаскированный наблюдательный пункт.
Там же есть другой участок границы.
Площадка с бронеколпаками открывается экспонатом немецкого производства
Panzer Nest, который ранее находился на реке Березина под Борисовом.
Ещё один "немец", но на этот раз времен Первой Мировой войны.
Бронеколпак стал польским трофеем и использовался на укреплениях участка
"Барановичи".
Польский бронеколпак образца 1936 г. Находился в районе деревни Заосье на высоте 219,6 (тоже участок "Барановичи").
Небольшая "подборка" разнородных экспонатов (слева-направо): башня от танка Т-26 обр.1933 г., башни от сооружений ЗСМ-3 и МОС-2.
Противотанковая огневая точка (ПТОТ) — представляла собой башню от танка
Т-26 обр.1933 г. установленную на бетонное сооружение. В Минском УРе
таких точек было всего 9, а эта стояла на окраине деревни Вишневка.
А это русский наблюдательный бронекупол выпуска примерно 1910 г. Такие
сооружения использовались при крепостях (в качестве примера можно
привести Осовец).
Под горкой другое зенитное орудие — это КС-19 калибра 152,4 мм послевоенного выпуска.
Спускаемся ещё ниже и видим пулеметный ДОТ №292.
На этом осмотр первой площадки можно считать законченным. Двигаемся
дальше по направлению к "Дороге войны", где свалена разбитая техника.
Это место активно используется во время различных военных праздников,
хотя "экспонаты" там собраны...ммм...как бы правильнее
выразиться...уникальные.
Это общий вид.
А вот и первый образчик "народного творчества" имитирующий разбитый
немецкий танк. На самом деле это тягач АТ-П и "самопальная" башня, очень
похожая на башню от Т-70, хотя вроде как изображает Pz.III.
Ну, без этих "красавцев" обходился мало какой фильм о войне, снимавшийся
в 1960-1980 гг. на киностудиях СССР. Только тогда они были на ходу.
Теперь эти "немцы" (на самом деле — советские БТР-152) представляют
собой утильсырьё, хотя вполне пригодное для реставрации.
Разбитая самоходка СУ-100. По всей видимости, машина своё отслужила, но полностью "разделать" её не успели.
Это как бы без комментариев. Всем знакомый БТР-152 в роли не знаю кого, но точно "немец".
Тягач послевоенного выпуска. С опознанием затрудняюсь ибо не моя тема.
Кстати, очень похож на знаменитый RSO, только база длиннее и катков
многовато.
Всяко-разно. Башня от Т-34-85, кабина от ЗиЛа (вроде как 157-го) и разбитый корпус "тридцатьчетверки" слева на заднем плане.
Ещё одно башня от Т-34-85, за ней видим "башню-гайку" от более раннего Т-34 и гусеничную цепь.
Осматривая "Дорогу войны" мне было несколько непонятно, почему АТ-П и
БТР-152 так и не попали на площадки военной техники. Во времена
Советского Союза на территории БВО их находились тысячи! Да что там
далеко ходить. Ещё в 1992-1993 гг. около десятка гусеничных тягачей
АТ-П, танков Т-44 и другой интересной техники можно было увидеть на
открытой для свободного посещения площадке учебного центра под
Озерищами. А ведь оттуда ни один образец в музей так и не попал,
насколько я знаю.
Вот так в "лихие 90-е" мы безвозвратно потеряли не только их, но ещё
целый арсенал подвесного авиационного вооружения и инженерных машин,
вертолет Ми-4, истребители МиГ-17 и МиГ-19, (порядком потрепанные, но
вполне восстанавливаемые), а также перехватчик Як-28 (хотя возможно это
был Як-27). В общем, есть о чём вспомнить, но нечего детям показать...
Впрочем, я сильно отвлёкся от нашей темы. "Дорога войны" позади, но
это ещё не всё. Некоторое время назад рядом обустроили аэродром!
Конечно, не настоящий, а бутафорский, но вертолёт там посадить вполне
возможно.
Чтобы разнообразить экспозицию местными умельцами начата работа по
постройке трех "Истребителей Як". Насколько я понимаю, судя по
характерным особенностям, это должны быть Як-3.
Теперь поднимаемся чуть выше и идём к площадкам с инженерными сооружениями и военной техникой.
Пулеметный ДОТ №132 находится возле ангаров и "запасника".
Справа от него — станки ИС-3. Тоже, видимо, не "полигонный" образец.
При желании можно покататься на танках. Стоит это удовольствие, если я не ослышался 200.000 BYR (23$).
В наличии имеются: ПТ-76 (в тот день катали только на нём), Т-44, БПМ-1,
Т-55 и вроде как МТ-ЛБ. Последние два выглядели нерабочими.
Ангары и "склад" военной техники, которую припасают для реконструкций
боевых действий (ну и для кино конечно). В прошлый раз там был замечен
БТ-7, но в тот день особо выделялся высокий пятнистый "немец" (на снимке
слева). Где-то я его уже видел...
Собственно, в кино. Точнее говоря, в фильме "Иди и смотри" 1986 года. В
момент своего выхода эта кинолента наделала много шума из-за чрезмерной
натуральности происходящих событий. Впрочем, тем кто не смотрел, но
интересуется жизнью в оккупированной Белоруссии (и не только) — весьма
рекомендую.
Стоянка прочей техники, видимо подготовленной для реставрации.
Собственно, на этом первая часть завершается. В следующем выпуске — Инженерные сооружения и техника.