Вторник, 25.04.2017, 15:33 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Танковое братство.

Добро пожаловать к нам!


Каталог статей

Главная » Статьи » Военная история

«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу

«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу

В годы Великой Отечественной войны в Наркомат обороны регулярно поступали письма с техническими предложениями за авторством инициативных граждан. Специалисты и простые люди, желавшие помочь своей армии, предлагали различные оригинальные идеи и проекты вооружения и военной техники. Большая часть подобных писем после недолгого анализа отправлялась в архив, поскольку предложенные идеи не имели никакой практической ценности. Однако некоторые предложения представляли определенный интерес с технической точки зрения. Одним из таких предложений был эскизный проект легкого танка МТ-25, появившийся в самом начале 1943 года.

В начале февраля 43-го сотрудники челябинского завода №200 Ф.Ф. Городков и А.И. Стародубцев отправили И.С. Сталину письмо с пояснительной запиской и комплектом чертежей по проекту МТ-25. Желая помочь Красной Армии, Городков и Стародубцев выполнили эскизный проект перспективной боевой машины. При определении облика легкого танка МТ-25 авторы проекта преследовали несколько целей. Они намеревались создать бронемашину с высокой скоростью движения, малой уязвимостью и большим радиусом действия. Кроме того, отдельным пунктом была отмечена «внезапность нападения на врага».

«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу


Для выполнения всех этих требований Городков и Стародубцев решили применить оригинальную ходовую часть. Машина МТ-25 («Мототанк весом 25 тонн»), согласно проекту, могла бы перемещаться как на колесах, так и при помощи гусеничного движителя. Подобные идеи неоднократно предлагались и ранее, однако в проекте МТ-25 колесный движитель рассматривался в качестве основного. Кроме того, все опорные катки перспективного танка предлагалось делать ведущими.

Танк с оригинальной ходовой частью предлагалось строить по классической схеме. В передней части бронированного корпуса должно было располагаться рабочее место механика-водителя, в средней – боевое отделение с башней, а двигатель и трансмиссию предлагалось установить в корме. Корпус толщиной до 45 мм предлагалось сделать литым. При этом не исключалась возможность создания сварного корпуса с аналогичными показателями защиты. Интересным образом должна была выглядеть передняя часть корпуса. Для большего удобства размещения водителя и для обеспечения максимально возможного уровня защиты сравнительно узкая передняя часть корпуса не имела секций, помещенных над гусеницами/колесами.

Характерная форма литой башни танка МТ-25 говорит о ее «корнях». По-видимому, при проектировании этого агрегата инженеры Городков и Стародубцев отталкивались от существующих проектов танков. Эту особенность проекта можно объяснить тем фактом, что завод №200 в годы войны занимался производством танковых корпусов. Вероятно, именно поэтому авторы проекта МТ-25 решили не разрабатывать оригинальную башню, а адаптировать уже существующую.

Танк получался сравнительно компактным. Его длина не превышала 5,3 метра, ширина равнялась примерно 2,8 м, высота – 2,3 м. Достаточно толстая броня и тяжелые внутренние агрегаты сказались на боевой массе. Этот параметр должен был достигнуть 25 тонн. Таким образом, проект МТ-25 уже не в полной мере вписывался в требования, предъявлявшиеся в то время к легким танкам.

Как уже говорилось, главной особенностью проекта МТ-25, призванной обеспечить высокие характеристики, стала оригинальная ходовая часть. На каждом борту танка предлагалось устанавливать по шесть сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущее и направляющие колеса отсутствовали, что было обусловлено основным режимом работы ходовой части. Согласно предложению Ф.Ф. Городкова и А.И. Стародубцева, «мототанк» МТ-25 большую часть времени должен был передвигаться при помощи колес. Трансмиссия машины была выполнена таким образом, что крутящий момент от двигателя передавался на все 12 опорных катков-колес. Для мягкости хода и уменьшения габаритов танка опорные катки разместили в шахматном порядке: три катка должны были располагаться ближе к корпусу, три – дальше от него. При необходимости такую ходовую часть можно было бы оснащать гусеницей, способной улучшить подвижность бронемашины на пересеченной местности.

Несмотря на сравнительную сложность, предложенная ходовая часть в теории позволяла избавить перспективную бронетехнику от одного из самых серьезных недостатков – потери подвижности при повреждении гусеницы. «Мототанк» МТ-25, имеющий комбинированную ходовую часть, в случае повреждения гусениц мог бы сбросить их и продолжать бой на колесах. Конечно, колесный движитель по проходимости не мог бы соперничать с гусеничным, однако в условиях боя лучше двигаться с малой скоростью, чем стоять на месте.

«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу


В качестве силовой установки предлагалось использовать дизельный двигатель В-2К мощностью 550 л.с. Двигатель должен был располагаться в корме танка, возле кормового листа, а агрегаты трансмиссии предполагалось передвинуть к задней стенке боевого отделения. Подобная компоновка моторно-трансмиссионного отделения позволяла упростить агрегаты трансмиссии, отвечающие за передачу крутящего момента на все 12 ведущих катков-колес. Агрегаты трансмиссии, сопряженные с двигателями, должны были приводить в движение набор шестерней бортовой передачи, расположенный у бортов корпуса. Внутри полого балансира подвески предполагалось устанавливать две шестерни, предназначенные для соединения вала от бортовой передачи и катка-колеса. Для компенсации нагрузок, возникающих при движении, эта пара шестерней должна была получить пружинные амортизаторы.

Оригинальная ходовая часть сулила танку МТ-25 высокие характеристики подвижности. По расчетам авторов проекта, «мототанк» на колесах мог бы развивать скорость до 100 км/ч. При этом рекомендованная скорость движения была более чем в два раза меньше. Запасов топлива должно было хватать на 400-450 километров пути.

Экипаж из трех или четырех человек должен был использовать 47-мм пушку и три пулемета винтовочного калибра. По какой причине Городков и Стародубцев решили использовать орудие столь необычного для отечественных танков калибра – неизвестно. Можно предположить, что выбор оружия был связан с балансом боевой массы танка и его огневой мощью. Однако истинные причины предложения о пушке калибра 47 мм остаются неизвестными. Слева от механика-водителя в передней части корпуса должен был располагаться стрелок-радист, в распоряжении которого имелся пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет этого же типа предполагалось устанавливать в спарке с пушкой, а третий – в шаровой установке на кормовом листе башни. Конструкция башни позволяет предполагать, что танк МТ-25 в будущем мог бы получить орудие большего калибра, например, 76 мм.

При всех своих преимуществах проект МТ-25 имел несколько серьезных недостатков, которые определили его дальнейшую судьбу. В первую очередь необходимо отметить сложность ходовой части и трансмиссии. Несмотря на кажущиеся преимущества, оригинальная полноприводная трансмиссия получилась слишком сложной для массового производства. Кроме того, двенадцать ведущих катков-колес усложнили бы ремонт машины в условиях полевых мастерских. Малая длина балансиров торсионной подвески ограничивала вертикальный ход катков, что на практике никак не способствовало повышению мягкости хода по пересеченной местности. Начало серийного строительства танков МТ-25 повлекло бы за собой большие расходы резины, нужной для изготовления бандажей опорных катков. Наконец, отсутствие высокорасположенного направляющего колеса лишало танк возможности взбираться на вертикальные стенки даже небольшой высоты.

По результатам анализа предложенного проекта «мототанка» МТ-25 специалисты Главного бронетанкового управления Красной Армии вынесли свой вердикт. Проект МТ-25 представлял определенный интерес, однако не рекомендовался к дальнейшей разработке. Совокупность ожидаемых характеристик, сложности конструкции и предполагаемых боевых перспектив была не в пользу нового проекта. Присланные в Москву документы отправились в архив и пролежали невостребованными несколько десятилетий. Лишь несколько лет назад интересный проект колесно-гусеничного «мототанка» привлек внимание авторов известной компьютерной игры, благодаря чему о нем смогла узнать широкая общественность.

«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу

Источник: http://topwar.ru
Категория: Военная история | Добавил: Ko(R)dinal (06.02.2014)
Просмотров: 891 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поделиться
Translate
Поздравляем!
Именинников нет

Всем! Всем! Всем!
Для коротышей
Московское время
Темы форума
  • Курилка. Юмор. (418)
  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ (132)
  • Мир Танков (7)
  • МОБИЛИЗАЦИЯ!!! (136)
  • Кто лучший в матче?Их должны знать все. (74)
  • Случайное фото
    Мы помним
    Подвиг Народа ОБД Мемориал
    Есть повод
    Информер праздники сегодня
    Сайт живет
    Содружество
    Улыбнемся?
    Получить Информер

    Кто у нас был
    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    РОМБ - каталог
    Загрузи файл
    Поиск