Необычные и уникальные
Просто удивительно, какие летательные аппараты можно собрать,
приложив достаточно усилий, чистого творчества и вложив в проект много
денег. Обзор необычных конструкций самолетов, вертолетов и спускаемых
аппаратов, от летающих тарелок до «Каспийских монстров». Дорогие,
экспериментальные и часто никогда не отрывавшиеся от земли. ----------------------<cut>---------------------- Бескрылый
Проект НАСА «М2-F1» получил прозвище «летающая ванна». Главное его
предназначение разработчики видели в использовании в качестве капсулы
для приземления астронавтов. Первый полет этого бескрылого летательного
аппарата состоялся 16 августа 1963 года, а ровно через три года в тот же
день, состоялся последний:
Дистанционно управляемый
С середины 1979 г. до января 1983 г. на авиабазе НАСА проводились
испытания двух дистанционно пилотируемых аппаратов HiMAT. Каждый самолет
был приблизительно наполовину меньше размера F‑16, но имел почти вдвое
превосходство в маневренности. При околозвуковой скорости звука на
высоте 7500 м аппарат мог совершать разворот с перегрузкой 8 g, для
сравнения, истребитель F‑16 на тех же высотах выдерживает перегрузку
только 4,5 g. По окончании исследований оба аппарата были сохранены:
Бесхвостый
Прототип самолета McDonell Douglas X-36, построенный с одной целью:
проверить летающие способности бесхвостых самолетов. Был построен в 1997
году и по задумке разработчиков мог управляться дистанционно с земли:
Кособокий
Ames AD-1 (Эймес АД-1 ) — экспериментальный и первый в мире самолёт с
косым крылом Ames Research Center и Бёрта Рутана. Был построен в 1979
году и совершил первый полет 29 декабря того же года. Испытания
проводились до начала 1982 года. За это время AD-1 освоили 17 летчиков.
После закрытия программы самолёт поместили в музей города Сан-Карлос,
где он находится до сих пор:
С вращающимися крыльями.
Boeing Vertol VZ-2 — первый в мире летательный аппарат, использующий
концепцию поворотного крыла, с вертикальным/укороченным взлетом и
посадкой. Первый полет с вертикальным взлетом и зависанием в воздухе был
совершен VZ-2 летом 1957 года. После серии успешных испытаний VZ-2 был
передан в исследовательский центр NASA в начале 60-х:
Самый большой вертолет
В связи с потребностями советского народного хозяйства и вооруженных
сил в конструкторском бюро им. М. Л. Миля в 1959 г. начались
исследования сверхтяжелого вертолета. 6 августа 1969 года на вертолете
МИ В-12 был установлен абсолютный мировой рекорд подъема груза — 40 тонн
на высоту 2 250 метров, не превзойденный до настоящего времени; всего
на вертолете В-12 было установлено 8 мировых рекордов. В 1971 году
вертолет В-12 успешно демонстрировался на 29-м Международном
авиакосмическом салоне в Париже, где был признан «звездой» салона, а
затем в Копенгагене и Берлине. В-12 — самый тяжёлый и грузоподъёмный
вертолёт, когда-либо построенный в мире:
Летающая тарелка
VZ-9-AV Avrocar — летательный аппарат вертикального взлёта и посадки
разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd. Разработка летательного
аппарата началась в 1952 году в Канаде. 12 ноября 1959 года совершил
первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в
связи с невозможностью «тарелки» оторваться от земли выше 1,5 метров.
Всего было построено два аппарата «Аврокар»:
Странно выглядящий
Истребитель в виде летающего крыла Northrop XP-79B, оснащенный двумя
реактивными двигателями, был построен в 1945 году американской фирмой
Northrop. Предполагалось, что он будет пикировать на вражеские
бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. 12 сентября
1945 года самолет совершил единственный полет, который закончился
катастрофой через 15 минут полета:
Самолет-космический корабль
Боинг X-48 (Boeing X-48) — американский экспериментальный беспилотный
летательный аппарат, созданный совместными усилиями компании Boeing и
агентства NASA. Аппарат использует одну из разновидностей летающего
крыла. 20 июля 2007 он первые поднялся на высоту 2 300 метров и
приземлился спустя 31 минуту полёта. X-48B стал лучшим изобретением 2007
года по версии Times.
Футуристический
Еще один проект НАСА — NASA Hyper III — самолет, созданный в 1969 году:
Летающий блин
Экспериментальный самолет Vought V-173. В 1940-х годах американский
инженер Чарльз Циммерман создал самолет уникальной аэродинамической
схемы, который до сих пор продолжает удивлять не только своим необычным
видом, но и летными характеристиками. За свою неповторимую внешность он
удостоился множества прозвищ, среди которых был «Летающий блин». Он стал
одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки:
Спустившийся с небес
HL-10 — один из пяти летательных аппаратов летно-исследовательского
центра НАСА, использовавшийся для изучения и проверки возможности
безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким
аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса:
Обратная стреловидность
Су-47 «Беркут» — проект российского палубного истребителя,
разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной
стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные
материалы. В 1997 г. был построен первый летающий экземпляр Су-47,
сейчас он является экспериментальным:
Полосатый
Grumman X-29 — самолёт-прототип с обратной стреловидностью крыла,
разработки 1984 года корпорацией Grumman Aerospace (сейчас – Нортроп
Грумман). Всего было построено два экземпляра по заказу Агентства по
перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США:
Вертикально взлетающий
LTV XC-142 — американский экспериментальный транспортный самолет
вертикального взлета и посадки с поворотным крылом. Совершил первый
полёт 29 сентября 1964 года. Построено пять самолетов. Программа
прекращена в 1970 году. Единственный сохранившийся экземпляр самолёта
находится в экспозиции Музея ВВС США:
Каспийский Монстр
«КМ» (Корабль-макет), за рубежом также известен как «Каспийский монстр» —
экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р.
Е. Алексеева. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м,
максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225
«Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. Испытания
«Каспийского Монстра» проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года.
В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не
было. После чего операций по восстановлению или постройке нового
экземпляра КМ не проводилось:
Воздушный кит
Super Guppy — транспортный самолет для перевозки негабаритных грузов.
Разработчик — Aero Spacelines. Выпущен в количестве пяти экземпляров в
двух модификациях. Первый полет — август 1965 года. Единственный
летающий «воздушный кит» принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки
крупногабаритных изделий для МКС:
Остроносый
Douglas X-3 Stiletto — американский экспериментальный самолет-моноплан
фирмы «Дуглас». В октябре 1952 года состоялся первый полёт самолёта
Douglas X-3
Для полетов на Луну
Этот спускаемый модуль, построенный в 1963 году, был частью проекта
«Аполлон», с целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну.
Модуль был оснащен одним реактивным двигателем:
Винтокрыл
Сикорский S-72 — экспериментальный вертолет. Первый полёт S-72 совершил
12 октября 1976. Полет модернизированного S-72 состоялся 2 декабря 1987
года, но после трех следующих полетов финансирование было прекращено:
Самолет-ракета
Ryan X-13A-RY Vertijet — экспериментальный реактивный самолет
вертикального взлета и посадки, созданный в США в 1950-х. Разработчик —
компания Ryan. Заказчик-ВВС США. Всего было построено два таких
самолета:
Лунный модуль
Еще один спускаемый модуль вертикального взлета и посадки, построенный в
1964 году, был частью проекта «Аполлон», с целью которого была первая
пилотируемая высадка на Луну.
Источник: http://nnm.ru |