Охваченные крылом
Продолжим о самолётах. В последней модели в верхней части
межобручевого пространства было даже натянуто нечто, бывшее по сути само
по себе крылом, полукольцевым. Но до полностью кольцевого крыла маркиз
всё-таки не додумался.
----------------------<cut>----------------------
А
вот его современник и почти соотечественник мосье М. Живодан (M.
Givaudan) додумался («почти cоотечественник» – потому что сам маркиз,
будучи французом, родился в Испании и некоторое время служил этой
стране, затем служил Германии и даже терял французское гражданство,
которое, правда, потом восстановил). Посмотрите на фото слева. Это
аэроплан Живодана. Многие считают, что эта машина – первая в мире
попытка соорудить летательный аппарат с кольцевым крылом, или, как ещё
говорят, с крылом замкнутого типа. Даже с двумя такими крыльями, если
быть точным. Или, ещё точнее, с двумя ячеистыми структурами кольцевидной
формы. К центрам этих круглых штук были прикреплены концы фюзеляжа,
впереди был тянущий винт диаметром 2,4 метра, который управлялся
сорокасильным восьмидесятикилограммовым мотором с воздушным охлаждением
через механический редуктор. Управлять машиной предполагалось,
поворачивая носовую кольцецесекцию туда-сюда. Мосье построил свой
аппарат на заводе Vermorel Motor в Вильфранш, Франция, в 1909 году.
Источники сообщают, что испытания были «довольно неудачными». Но что это
значит? Понятно, что управлять такой штукой в воздухе, при этом сидя на
ней, не пожелаешь даже депутату государственной думы, но всё-таки –
взлетал ли мультисекционный аэроплан Живодана? Отрывался ли он хотя бы
от земли?
Французский авиамоделист Эммануэль Фило (Emmanuel Fillon) создал уменьшенную копию машины Живодана:
И эта копия – летает:
То есть, наверное, можно допустить, что и оригинал хотя бы от земли
оторваться мог. Впрочем, кто знает. Может, ему мощности двигателя не
хватило.
В 1910 году с кольцевым крылом экспериментировали в США – конструктор
Уильям Пирс Гэри (William Pierce Gary) построил такую штуку:
Штуку называли Gary-plane. Вернее, штук было аж три. Первая была с одним
только кольцевым крылом, при попытке взлёта у неё сломалось шасси,
после чего она ёкнула носом в землю. Вторая тоже не полетела. К третьей
помимо собственно кольцевого крыла добавили три горизонтальных. Она,
говорят, летала, но, как долго, далеко и насколько успешно, – тайна сия
велика есть.
Кстати, на некоторых ресурсах этот агрегат представлен как немецкий,
авторства конструктора Августа Кляйна. Но вроде бы это ошибка.
Собственно, ошибка же – считать Живодана пионером среди пытавшихся
приручить закрытое крыло. Всё-таки, наверное, первая машина такого рода –
это Блерио III (Blériot III). 1906 год. Вот он, красавец:
Тоже, что для летательных аппаратов того времени, в общем, характерно,
не летал, хотя от земли (вернее – от воды) пару раз и отрывался.
В конце Второй Мировой войны к идее кольцевого крыла обращался и
сумрачный тевтонский гений (сложно, на самом деле найти идею, к которой
этот самый гений не обращался) – Хейнкель разрабатывал для люфтваффе
центроплан вертикального взлёта и посадки Heinkel Lerche. Не успел. Вот,
примерно, так это должно было выглядеть:
Конечно, мимо этой романтической хрени не могли пройти создатели
компьютерных игрушек. Вот так выглядит Heinkel Lerche в игре «Ил-2,
штурмовик»:
В начале 1950-х годов пепел попыток Блерио и Живодана вновь застучал в сердце французам.
Компания SNECMA засучила рукава и соорудила для начала опытный
беспилотный летающий аппарат вертикального взлёта и посадки Atar Volant
(«Летающая звезда») C-400 P-1:
Погоняв его туда-сюда на привязи, французы убедились, что это летает, и
сбацали на его основе пилотируемый центроплан с замкнутым кольцевым
крылом SNECMA C-450 Coléoptère:
И это летало:
Правда, летало только вертикально. При первой же попытке перейти от
вертикального полёта к горизонтальному самолёт усмехнулся вдребезги.
Пилоту удалось катапультироваться. Случилось это 25 июля 1959 года.
Что – думаете, на этом любители кольцевого крыла угомонились? «Ага,
сейчас!» – как бы говорят вам в ответ любители кольцевого крыла. Вот,
например, концепт от Lockheed, 1980 год:
Но это ещё цветочки. А вот ягодка от белорусского предприятия «Камертон»:
Весной прошлого года про него много писали. Изобретатели уверяют, что
именно они изобрели это крыло и что с таким крылом самолёт «лучше
выдерживает боковой ветер на взлёте и посадке». И подъёмная сила у него
будто бы больше, чем у обычного крыла. При этом ширина самолёта с
крыльями даже меньше. Компактно, мол. Тем не менее, по состоянию на
весну прошедшего, 2009 года, проводились только наземные испытания с
подскакиваниями и подпрыгиваниями.
В общем, пока, кажется, никто с кольцевым крылом всерьёз не летает. Без
несущих винтов и горизонтально во всяком случае. Хотя в принципе это
возможно:
Ну и на закуску:
Вы думаете,что SNECMA C-450 Coléoptère можно по праву назвать Пепелацем? Как говорят в Одессе, вы таки ни разу не правы!
Вот настоящий Пепелац, правда без гравицапы
Сравните оригинал
И Roton ATV
Roton ATV тоже немного похож на перевёрнутое ведро с винтом и тоже должен летать в космос.
Вернее, должен был летать. Потому что в 2001 году проект был закрыт
из-за банкротства Rotary Rocket. Предполагалось же, что этот пепелац
будет работать многоразовым одноступенчатым космическим аппаратом. В
атмосфере он летал бы с помощью вертикального вертолётного винта с
реактивными соплами на кончике каждой лопасти. Как это? А вот так:
Пепелац Roton в полёте:
лядя на эту летающую мельницу, немедленно хочется спросить: «Позвольте,
господа! А как же эта штука меняет направление полёта? Или она, как
ракета, прёт только вверх? В космос?» Лично я с этим вопросом так и не
разобрался. То есть, информацию о том, что Roton ATV способен
перемещаться в горизонтальной плоскости и вообще управляем, нашёл, но не
более. Вот, какая-то выхлопная труба у него есть, судя по фото:
Но не выхлопом же он рулит, ей богу...
В общем, в пилотируемом полёте этот агрегат пробыл в своё время всего
несколько минут, набрал высоту 23 метра и скорость 86 километров в час.
Показал, что может зависать на месте, как вертолёт, лететь вперёд и
лететь вверх. И всё. Теперь работает музейным экспонатом. Даже жаль:
крутой пепелац, симпатичный.