Остров Русский, Ворошиловская батарея
В прошлом году, вскоре после открытия моста на остров Русский, мы
решили туда прогуляться. Во времена СССР остров был практически
недоступен даже для жителей Владивостока. Только по особым пропускам.
Мало того что Владивосток был закрытым городом, а Русский так и вовсе
был закрытым в квадрате. В период учебы в морской академии мы пару раз
выгребались туда на ялах, и мне очень запомнилась чистая вода и
нетронутые берега. Потом ... потом в истории острова Русский ничего
хорошего не было.
И вдруг появляется мост. Почему бы не проехаться? И мы поехали. Особой цели не имелось, просто обзорная экскурсия.
----------------------<cut>----------------------
Некоторые снимки взяты отсюда, они более яркие: victorborisov.livejournal.c...
Побывав на батарее, я позднее просмотрел кой-какую информацию о ней, найденную тут: russianisland.ru/%D0%B2%D0%...
и тут:fortress.bosfor.ru/russian/...
Асфальтированных дорог на острове проложено около 20 километров
скоро они закончились и началась грунтовка. Впрочем, вполне укатанная
И вот тут мы увидели приглашение посетить Ворошиловскую батарею.
Женское население автомобиля закричало было "Хотим моря, хотим
купаться!", но поскольку за рулем был совсем другой человек, то машина
повернула на батарею. Тем более что где это море находится, я и понятия
не имел, а на батарею указывала стрелка.
За воротами нас встретил вот такой угрюмый сторож:
За осмотр надо платить, что естественно, и за право сделать снимки тоже, что не вполне естественно:
Билетов нам не дают, но денежку принимают исправно. Когда я упарковал
машину и подошел к кассе, все было уже решено, но тут билетер увидел у
меня на шее камеру. Пришлось доплачивать. Правда, когда я гляжу на этот
прейскурант сейчас, то понимаю, что одна из моих пассажирок исхитрилась
просочиться на территорию необилеченной ...
Вход в подземелье под первой башней выглядит неприглядно и для посетителей недоступен.
Сооружение построено в 1933 году
Одна из двух башен 12-дюймовых (305-мм) орудий. Башни сняты с линкора
"Михаил Фрунзе", который в бытность еще "Петропавловском" сильно
пострадал от пожара аж в 1919 году и был признан не-ремонтопригодным.
Зато любой сюда зайдет за пятачок, чтоб в пушку затолкать бычок ...
Стволы по-прежнему направлены на юго-восток, в сторону открытого моря, откуда ожидался противник:
Плати 1000 руб и дергай за веревочку
Вес каждого ствола — 51 тонна, длина — около 16 метров. Вот они лежат, запасные стволы:
Толщина бетонного свода — 3,5 м. Он рассчитан на прямое попадание авиабомбы весом 1 тонна.
В башню можно залезть, потрогать пушку, заглянуть в ствол, подивиться на клеймо Обуховского завода .. умели же делать вещи!
Между собой башни соединены на глубине 20 м подземным ходом длиной
200 м, вход туда есть с третьего этажа, но в настоящее время он
замурован.
Доступ на самые нижние этажи закрыт, только из отсека для левого
орудия можно глянуть куда-то вниз, откуда когда-то подавались снаряды
весом с полтонны.
А это место, где отдыхала дежурная смена. "Место для отдыха"
расположено прямо под башней ... надеюсь, при стрельбах им там отдыхать
не приходилось.
Вообще-то на батарее несколько подземных этажей
1-й подземный этаж башни – это жилые, бытовые и служебные помещения.
Оттуда через бетонный люк можно попасть на 2-й этаж, где располагается
зарядный погреб. Здесь в специальных цинковых тубусах хранились 1200
зарядов
3-й этаж – снарядный погреб для 600 снарядов. Они подавались к орудиям по монорельсу, прикрепленному к потолку.
Верхняя часть башни и пол самого нижнего этажа вращались
одновременно, поэтому подавать снаряды снизу можно было с высокой
скоростью вне зависимости от того, в какую сторону вращается верхняя
часть.
Вес всей башни – 1200 т, вращающейся части – 900 т, причем последняя
опирается на 144 стальных шара под полом, а сам механизм приводится в
движение электромоторами. Батарея соединялась с энергосистемой острова,
но при этом имела свою электростанцию и возможность вращать башни
вручную – для этого необходимо было 10-12 человек. Под батареей
находилась артезианская скважина глубиной 25 м, обеспечивающая личный
состав водой.
Снаряды различного калибра. Один снаряд 305 мм калибра весил 470
килограмм (дальнойбойный — 315 кг), а всего их здесь было более трех
тысяч. Снаряды по типам разделялись на дальнобойные, полубронебойные и
бронебойные, которые могли пробить броню толщиной 350 мм. Стрелять можно
было 1 стволом, двумя, тремя стволами и всеми орудиями (6 стволов). На
учебных стрельбах стрельба "дуплетом" запрещалась, т.к. при этом
вылетали стекла во всех окрестных поселках.
На последних боевых стрельбах в 1992 году батарея с третьего залпа попала в бочку диаметром 2 м на дистанции 5 миль.
Знаменитая 30-я батарея под Севастополем была двухбашенной, в каждой
башне было установлено по два аналогичных 305-мм орудия. Покуда она
стреляла, немцы Севастополь взять не могли. Подозреваю, любой
современный боевой корабль был бы потоплен с первого же попадания.
Другое дело, что никакой флотоводец в здравом уме не полезет в радиус ее
действия, а крылатая ракета пролетит 500 км и попадет точно в башню ...
В ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации в 1997
году батарея как боевая единица была расформирована, а на её основе с
1998 года создан филиал Военно-исторического музея ТОФ «Ворошиловская
батарея».