Паровой трактор Хорнсби
Изготовлен в Англии, 1910 году в единственном экземпляре.
Презназначен для перетаскивания грузов на Аляске — там с дорогами было
плохо, колесные тягачи не обладали необходимой проходимостью, а лошади и
собаки возить большие грузы не могли. ----------------------<cut>---------------------- Но давайте обо всем по порядку …
Компания «Ричард Хорнсби и сыновья» начала свой бизнес еще в начале
XIX века, производя различную технику, в основном сельскохозяйственного
назначения. Со временем, компания перешла к производству паровых
двигателей, в том числе и для тракторов. В 1904 году ее ведущий инженер,
и по совместительству, управляющий директор Дэвид Робертс запатентовал
устройство, получившее известность как Caterpillar track — гусеницу,
составленную из отдельных звеньев, и являющуюся прародителем современной
стальной гусеницы.
Испытания в Англии, февраль/март 1910 года.,
В середине 1909 компания «Ричард Хорнсби и сыновья» по заказу
«Northern Light Power & Coal Co» разработала одну из последних
технически продвинутых машин того времени — трактор с гусеничными
траками. Новая машина должна была буксировать уголь в 40 милях от
месторождения компании в Угольном ручье в возле города Доусон Юкон.
Поставка угля должна была обеспечить возможность запуска в тепловой
электростанции в г. Доусоне, а также обеспечить нужды жителей города в
угле для обогрева домов. Паровой трактор должен работал от угля, который
сам и вез.
Трактор Хорнсби был изготовлен в Англии, 1910 году в единственном
экземпляре. Презназначен для перетаскивания грузов на Аляске — там с
дорогами было плохо, колесные тягачи не плясали, а лошади и собаки
возить большие грузы не могли. Однако, построенная в Юконе
теплоэлектростанция испытывала потребность в угле, а доставлять его
зимой при замерзшей реке было нечем. Поэтому Хорнсби, уже имевший к
этому моменту опыт постройки чуть менее масштабного гусеничного парового
трактора (10 тонн собственной массы с двигателем всего в 20л.с.) —
создал такой вот сухопутный локомотив, который должен был возить уголь
от моря до станции всю зиму..
Масса гиганта составляла 40 тонн, а паровая машина развивала 80 л.с.
По ровной дороге и без нагрузки трактор мог разогнаться до 40км/ч, а
полная масса поезда из трактора и восьми(!) прицепов массой по 12,5т
составляла, как несложно подсчитать, 140 тонн. Результат для 1910 года
не просто хороший, — фантастический! При собственной массе каждого
прицепа около 5т., за одну ходку поезд доставлял, как нетрудно
подсчитать, 60 тонн угля (сколько сам сжигал при этом — непонятно).
Машина была доставлена на Аляску, однако выяснилось, что эксплуатация
в условиях Аляски очень сильно отличается от испытаний в Англии, но
несмотря на это агрегат успешно таскал уголь вплоть до, как минимум,
1927 года. Да и то — способность работать на твердом топливе оказалась
очень даже к месту там, где бензоколонки появились толком лишь в 60х
годах, а уголь, наоборот, исходно был под рукой…
На Юконе к трактору пришлось пристроить кабину, защищавшую важные детали паровой машины и экипаж от жутких морозов.
Мистер и миссис Сибли, новые владельцы гиганта. Они купили его в 1927
году… Собственно Сибли интересны лишь тем, что очень хорошо стоят на
фоне машины, давая представления о ее размерах.
Собственно Сибли интересны лишь тем, что очень хорошо стоят на фоне машины, давая представления о ее размерах.
В наши дни от этой колосальной машины осталась только ходовая часть.
В августе 2005 «Мамонт» Хорнсби был извлечен из сарая в Seven Hills
Golf Course Pt. McNeil B.C., где находился более 20 лет. Потребовалось 2
погрузчика, чтобы вытащить и переместить его на прицеп для перевозки в
музей Рейнолдс-Альберта в городе Ветаскивине канадской провинции
Альберта.
Источник: http://nnm.ru |