Интересные факты о фильме "Д’Артаньян и три мушкетера"
«Д’Артаньян и три мушкетёра» — советский трёхсерийный музыкальный
приключенческий телефильм, снятый в 1978 году на «Одесской киностудии»
режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. Сегодня я хочу напомнить вам
об этом советском шедевре и предоставить несколько интересных фактов и
забавных фотографий со съемок фильма. ----------------------<cut>---------------------- Из-за
судебной тяжбы Юнгвальд-Хилькевича со сценаристом Марком Розовским и
автором песен Юрием Ряшенцевым картина ровно год пролежала на полке.
Телепремьера на Центральном телевидении состоялась только в декабре 1979
года.
Съёмки фильма проходили на Украине во Львове, Одессе, Свиржском замке
и Хотинской крепости. Далее в течение трёх месяцев шёл монтаж трёх
серий.
На фото Свиржский замок, который в фильме одновременно являлся
«родовым замком д’Артаньянов», «Монастырем кармелиток в Бетюне», «домом
палача», «бастон Сен-Жерве».
Изначально Михаил Боярский должен был исполнять роль графа Рошфора.
Но однажды он опаздывал на репетицию. Когда он, запыхавшийся в суматохе и
спешке, ворвался на съёмки, перед режиссёром предстала такая эффектная
картина, что он сразу же безоговорочно определил кандидатуру на главную
роль в фильме.
Ввиду того, что на роль Д’Артаньяна был уже утверждён Александр
Абдулов, сначала Георгий Юнгвальд-Хилькевич предложил Боярскому на выбор
— сыграть Атоса или Арамиса, а уже потом, благодаря ходатайству
композитора Максима Дунаевского, доверил роль храброго гасконца, так как
Абдулов не справился с музыкальным материалом.
Интересная деталь – в Менге женщину, бросающую тесто в гвардейцев, играет мать Михаила Боярского, Елена Мелентьева.
Игорь Старыгин же попал в картину на роль Арамиса уже по рекомендации
самого Боярского, который увидел его в фильме «Доживём до понедельника»
и посоветовал режиссёру обратить на Старыгина внимание.
В роли Атоса должен был сниматься Василий Ливанов. Он был
единственным кандидатом, но, превосходно сыграв на пробах, в назначенный
срок не явился на съёмки. Группа была в простое. Когда разгневанный
режиссёр в Театре на Таганке увидел Вениамина Смехова в роли Воланда,
он, не раздумывая, предложил ему стать Атосом. Смехов согласился. Его
часто хвалят за прекрасное исполнение песни «Есть в графском парке
чёрный пруд». Но актёр с грустью отмечает, что поёт не он — сам он на
записи сильно фальшивил и перезаписать песню не успел — сроки
производства поджимали. Саму песню исполнял Вячеслав Назаров — джазовый
тромбонист, пианист и вокалист, чьё исполнительское мастерство признано
музыкантами и критиками джаза России и США.
На роль кардинала Ришелье планировался Михаил Козаков, а Александр
Трофимов должен был играть совсем другую роль. В результате Козаков
впоследствии озвучил кардинала, сыгранного Трофимовым, поскольку
Трофимов от природы сильно заикался и режиссёр не доверил ему
самостоятельно озвучить роль. Кстати, на момент съемок Александру
Трофимову, исполнившему роль кардинала Ришелье, было 27 лет, в то время
как его герою — более 40.
Когда Георгий Юнгвальд-Хилькевич задумал снимать фильм, он уже точно
знал, что в его картине Людовика Тринадцатого будет играть Олег Табаков,
Анну Австрийскую — Алиса Фрейндлих, а Портоса — Валентин Смирнитский.
По словам режиссёра, кроме этих исполнителей он себе никого не
представлял и никого больше не пробовал на эти роли.
На роль Констанции была утверждена Евгения Симонова, но режиссёру
пришлось взять Ирину Алферову — только с её участием дозволялось участие
Боярского. Сам Юнгвальд-Хилькевич был очень разочарован игрой Ирины.
Вениамин Смехов был сильно занят работой в театре, поэтому на съёмки в
Одессу летал по выходным, и в ряде эпизодов его подменял дублёр.
Поэтому в некоторых сценах Портос и Арамис показаны вместе и лицом, а
Атос — спиной (например, после первой дуэли в монастыре, сцены в
кабачке, сцена «штурма» стены Бетюнского монастыря). А в проходе после
смерти Констанции мы видим этого дублёра и спереди, хотя он старательно
прячет лицо, низко склонив голову.
Госкино выделило бюджет на съёмки фильма довольно маленький, поэтому
часть реквизита изготавливалась из подручных материалов. Перед съёмкой
сцены Марлезонского балета в Одесском оперном театре режиссёр Георгий
Юнгвальд-Хилькевич был вынужден пойти на рынок, накупить бижутерии и всю
ночь мастерил «алмазные подвески для королевы» у себя в гостиничном
номере. Точно так же Юнгвальд-Хилькевичем был изготовлен «эфес для Ђпаги
д’Артаньяна», который он паял из консервной банки.
На съёмках Михаил Боярский получил серьёзную травму, когда снимали
сцену Марлезонского балета в Одесском оперном театре. Граф Рошфор,
которого играл Борис Клюев, был задуман как человек, который никогда не
вынимает шпаги из ножен, поэтому его обучением практически не
занимались. Но в одной сцене Клюев не выдержал и выхватил клинок. В
результате его шпага проткнула нёбо Боярскому и буквально сантиметр не
дошла до мозга. К счастью для Боярского, всё обошлось без тяжёлых
последствий. Основной постановщик трюков на картине Николай Ващилин в
своём интервью выдвинул несколько иную версию, заявив, что травму
Боярскому нанёс не Борис Клюев, а сам Владимир Балон, который
разрабатывал эту сцену во время отсутствия Ващилина. Сам же Борис Клюев
опроверг эту версию, признав в одном из интервью, что он совершенно
случайно травмировал Боярского, поскольку тот появился на съёмочной
площадке нетрезвым.
Почти все трюки и фехтование в фильме были придуманы, разработаны и
поставлены Николаем Ващилиным, с которым Одесская киностудия заключила
договор на этот счёт.
Ко времени «Трех мушкетеров» актерам уже запретили рисковать собой во
время съемок картин. «Лихачить» разрешили исключительно специалистам. В
действие были введены «Правила по технике безопасности и
производственной санитарии на киностудиях СССР», согласно которым
«исполнение опасных трюковых кадров (полеты в воздухе, прыжки с высоты,
прыжки в воду, падения и т. п.), связанные с каким-либо риском для жизни
или здоровья исполнителей, должно поручаться лишь актерам, прошедшим
специальную подготовку. В противном случае эти действия должны
выполняться специалистами-дублерами».
Каскадер и постановщик трюков Николай Ващилин падает от удара Портоса.
Источник: http://nnm.ru |