Пятница, 29.03.2024, 04:24 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Танковое братство.

Добро пожаловать к нам!


Каталог статей

Главная » Статьи » Военная история

ПВО Германии против ВВС США

ПВО Германии против ВВС США

картинка

В данной части немного коснемся ПВО Германии в 1943 и 1944 году и ее эффективности.

----------------------<cut>----------------------

Поскольку сам вопрос ПВО Германии просто огромен, то не касаясь истории, организации, методов, технических средств и действий ночных истребителей, рассмотрим всего две составляющие — дневные истребители и зенитные части и только за период 1943 — 1944 годов.

Истоки свои ПВО Рейха (а именно так она и называлась, термин соответствует советскому термину войска ПВО) берут свое начало от Luftkreise II — Berlin, сформированного 1 апреля 1934 года.
Пройдя множество реорганизаций и переименований, в 1943 года эта зона стала именоваться Luftwaffenbefehlshaber Mitte и наконец 5 февраля 1944 переименована в Luftflotte Reich. Как и что там было с дневными истребителями и зенитками я и попытаюсь рассмотреть в данной статье, охватив период 1943 — 1944 годов.
Тут надо сделать небольшое отступление.
Еще в самом начале зарождения Люфтваффе, Геринг подгреб под себя все, что летает, а также почти все, что было так или иначе связано с воздухом. Именно поэтому Германия так и не обзавелась флотской авиацией, имевшейся во всех странах мира (имевшиеся корабельные самолеты не в счет), именно по этому почти все зенитки также находились в составе Люфтваффе, а уж тем более находившиеся на территории самой Германии. И именно с этим связана еще одна особенность Германии, на этот раз касающаяся лагерей для военнопленных. По неизвестно какой причине все пленные летчики находились в лагерях, которыми заведовало Люфтваффе. Люфтваффе же осуществляло и охрану этих лагерей, поэтому и режим там был помягче, чем в лагерях, охрану и прочие функции в которых осуществляло СС. Однако тут надо отметить, что все это кончилось осенью 1944 года. Все лагеря для военнопленных были переданы в ведомство СС и соответственно режим там ужесточился.
Воздушная война над Германией началась еще в 1940 году, с малочисленных и малоэффективных (если не сказать больше — совсем не эффективных) налетов английских бомбардировщиков.
Постепенно нарастая, налеты стали все больше и больше беспокоить немцев. Были предприняты ряд мер по защите собственно воздушного пространства Германии в том числе в виде линии Каммхубера . Увеличение числа самолетов, участвующих в налетах, постепенно привело к увеличению численности собственно истребительной авиации и зенитных частей. Перейдем сразу к 1943 году. Данные роста числа зенитных батарей отражены на следующей картинке.

картинка

И хотя по опыту Первой Мировой войны, а также по опыту первых лет Второй было ясно, что самолеты в основном сбиваются истребителями, немцы наращивали количество зениток, руководствуясь в основном мнением Гитлера, что зенитные орудия — это именно то средство, которое не допустит авиацию противника в небо Германии. Кроме этого, количественный рост батарей имел место также и в зонах всех остальных флотов. Как и где располагались флоты — следующая картинка.

картинка

В зоне 3 воздушного флота в течении 1943 года количество тяжелых батарей выросло со 185 до 223, легких и средних с 258 до 307, прожекторных с 35 до 83. Как видно на схеме — зона 3 флота также играла важную роль в обороне неба Германии, поэтому этому флоту наряду непосредственно с ПВО Рейха также уделялось повышенное внимание Помимо этого, количество флотских батарей, обеспечивающих оборону баз флота на побережье Франции и Голландии, также увеличилось: по тяжелым — с 69 до 91 и легких и средних с 54 до 90. Кроме того, было сформировано 8 дымогенераторных рот для прикрытия дымовыми завесами баз флота. В то же время число батарей, прикрывавших базы флота на Балтийском море и частично на Северном уменьшилось по тяжелым батареям со 162 до 144, по легким и средним с 66 до 58 и количество прожекторных батарей с 51 до 34. Все это заменили дымогенераторные роты, количество которых увеличилось с нуля до 9. В Юго Восточной Европе количество тяжелых батарей увеличилось со 112 до 228 и средних и легких батарей — с 26 до 44. В Норвегии количество батарей увеличилось: тяжелых — с 42 до 63, легких и средних — с 38 до 53. Количество зенитных батарей на Восточном фронте за 1943 год также увеличилось: тяжелых батарей — с 233 до 324 и легких и средних — с 274 до 350. На
относительно спокойном финском участке количество батарей не изменилось и составляло на конец 1943 года — 40 тяжелых и 25 легких и средних. Всего же к началу декабрю 1943 года в Люфтваффе имелось 3463 батареи всех калибров. Данные о положении всевозможных батарей в ПВО Рейха и Третьем воздушном флоте на 1 ноября 1943 года на следующих картинках.
картинка

картинка

Пояснения. Первая цифра в прямоугольнике — тяжелые батареи, вторая — средние батареи, третья — легкие, четвертая — прожекторные и пятая прочие (батареи на железнодорожных платформах, аэростатные батареи и так далее) Как видим — наибольшее количество тяжелых батарей в ПВО Рейха находилось на ноябрь 1943 в округе Мюнстер. Объяснение простое — это Рур. Всенемецкая кузница.

Зенитные батареи на Восточном фронте в основном были сведены в два зенитных корпуса. Каждый состоял из трех зенитных дивизий. В 4 воздушном флоте I (первый) корпус, в 6 воздушном флоте — II (второй). Кроме того, имелось две отдельные зенитные дивизии и зенитная группа Остланд в Первом воздушном флоте. Всего же за 1943 год количество тяжелых батарей увеличилось с 1578 до 2236 и легких и средних с 1253 до 1586. Количество прожекторных батарей увеличилось с 363 до 490. Тогда же количество орудий в батарее увеличилось с четырех до 6 и даже 8. В основном это касалось легких и средних батарей, а также стационарных тяжелых батарей, располагавшихся около городов и промышленных объектов.

картинка

На картинке представлена зенитная батарея 88 мм пушек. Ясно видно, что количество стволов — пять, но по логике размещения орудий еще один ствол должен находится правее и он просто не попал в кадр.

Само собой рост числа батарей вызвал и рост личного состава в Люфтваффе. На ноябрь 1943 года в Люфтваффе имелось 3 миллиона человек из которых 2.1 миллион — военнослужащие и 900.000 — гражданские и вспомогательный персонал. Непосредственно в зенитной артиллерии служило около миллиона человек. Военнослужащие и вспомогательный персонал были представлены в соотношении 2:1. Поскольку война требовала человеческих ресурсов, военнослужащими зенитных частей постоянно затыкали дыры при замещении потерь прежде всего на Восточном фронте. Все сформированные к концу 1942 года авиаполевые дивизии в количестве 21 к примеру были почти полностью укомплектованы бывшими зенитчиками и поэтому в зенитные части и подразделения стали набирать всех кого ни попадя. Там были и персонал Рабочей Немецкой Службы (RAD), бывшие советские военнослужащие в качестве HiWi, поляки, чехи и венгры. Геринг как то заметил по этому поводу , что его зенитные батареи напоминают собрание Лиги Наций. К ноябрю 1943 года более чем 400.000 состав вспомогательно персонала зенитных частей состоял из 80.000 школьников старших классов, 64.000 членов RAD, 4.500 HiWi, 60.000 военнопленных и еще 176.000 человек в зенитных батареях гражданской обороны ( так будет наиболее правильно звучать термин home guard flak batteries) Попытки набрать добровольцев для службы в зенитных частях среди населения оккупированных территорий Западной Европы потерпели полную неудачу. 420 вновь сформированных батарей новых батерей сформировал RAD. Что там был за персонал, можно продемонстрировать на примере одной зенитной батареи, оборонявшей завод синтетического топлива Политц около Штеттина. В батарее имелся единственный офицер, 10-15 ограниченно годных солдат с помогавшими им 15-16 летними школьниками. С приборами наблюдения и вычислителями управлялись18-19 летние девушки. Поднос снарядов и заряжание осуществлялся 20 советскими военнопленными, которые конвоировались к орудиям также школьниками. Прожекторами управляли девушки из RAD в возрасте 17-18 лет под надзором военного техника.

картинка

На картинке — прожектористки.

картинка

Немецкая молодежь осваивает приборы наблюдения и вычислители.

Поскольку состав таких батарей часто менялся, обеспечить довоенный уровень подготовки для таких батарей было невозможно.
Всего же с начала войны количество зенитных орудий всех калибров увеличилось с 7873 орудий до 39253 к августу 1944. По тяжелым орудиям эти цифры составили 2362 и 13260 соответственно. Резкий рост число орудий вызвал резкий рост производства боеприпасов. Если в 1941 году было произведено 74.711.000 снарядов всех калибров для зенитной артиллерии, то в 1944 году эта цифра составила 190.099.000 снарядов всех калибров. Кроме того, производство снарядов требовало и таких металлов как медь и алюминий. Подсчитано, что для производства снарядов было израсходовано алюминия, достаточного для производства 40.000 истребителей. В последний год примерно 800.000 человек трудилось на производстве снарядов для зенитной артиллерии. И еще один показатель важности зениток для Германии — одна треть всех стволов произведенных в 1944 году были стволы для зенитной артиллерии.
Воздействие зенитных орудий на авиацию противника не следует сводить только к сбиваемым самолетам. Плотное прикрытие зенитными орудиями не позволяет бомбардировщикам точно отбомбится и в некоторых случаях делают невозможным вообще подход к цели. К тому же повреждения, наносимые зенитными снарядами, вынуждают в некоторых случаях тяжелых повреждений просто списывать самолеты, даже если они и вернулись на свои аэродромы. Касаясь непосредственно эффективности зениток рассмотрим пример 8ой воздушной армии США — с августа 1942 года по декабрь 1943 года армия потеряла 239 самолетов от зенитного огня и 702 от воздействия истребителей. В то же время, зенитками было поврежден 4691 самолет и истребителями 2056. В период по середину 1944 года цифры поврежденных бомбардировщиков составили дополнительно 15767 зенитками и 1217 истребителями. За период май 43 середина 44 зенитками было сбито еще 665 самолетов 8 армии, в то время как истребителями было сбито 980 самолетов. Таким образом имеем потери 8 воздушной армии США с августа 42 по середину 44 — 1682 самолета сбито истребителями и 904 самолетов — зенитчиками. Кроме того, касаясь эффективности следует отметить, что если для истребителя вообщем достаточно очереди или несколько очередей из бортового оружия, чтобы сбить самолет противника, то расход зенитных снарядов этом отношении значительно больше. К концу 1942 года, для сбивания одного самолета в среднем требовалось 5000 снарядов мелкого калибра (пушки 20-37 мм) и 3500 снарядов крупного калибра (88 и выше) К ноябрю-декабрю 1943 года эти показатели уже составили 6500 мелкого и 4000 крупного. Апогеем же расхода снарядов являлся налет на Гамбург 25 июля 1943 года, когда зенитками было выстрелено 50.000 снарядов крупного калибра, однако же результат такого расхода был более чем скромным — было сбито только три самолета. Еще несколько самолетов были сбиты истребителями. Хотя в данном случае такую неэффективность ПВО следует отнести прежде всего к впервые использованным отражателям .
Под конец войны количество снарядов, расходуемых для сбивания одного самолета достигло фантастических величин. Так в среднем на один самолет требовалось 16.000 снарядов выстреливаемых 88 мм зениткой Flak 36, или 8.500 снарядов выстреливаемых 88 мм. зениткой Flak 41 или 6.000 снарядов зенитки Flak 39 калибра 105 мм или 3.000 снарядов 128 мм. зенитки Flak 40. Вместе с этим стоит учесть, что во первых основная масса немецких тяжелых зенитных орудий была Flak 36 и за все время своей работы стволы изрядно износились, что приводило к рассеиванию, недолетам по высоте и так далее. Сам же износ стволов зачастую приводил к потере орудия. В 1944 году по причине износа стволов было потеряно около 300 орудий. Во вторых — как уже отмечалось выше, обслуживающий персонал зенитных частей к концу войны состоял из кого ни попадя и если зенитки 128 мм обслуживались подготовленными зенитчиками, то из 88 мм Flak 36 палили все кому не лень.

картинка

Согласно подписи — ненецкие зенитчики под Кенигсбергом 1945 год. Видно, что расчет состоит из вобщем то молодежи. Кроме того, обратите внимание на винтовки. Особенно на затвор.

Что естественно сказывалось на точности стрельбы. Ну и еще один фактор — бомбардировщики наконец забрались на такую высоту, что 88 мм зенитки забрасывали туда снаряды уже фактически на излете. Всего же в августе 1944 года в зенитных частях имелось 662.000 человек непосредственно военнослужащих и 448.700 вспомогательного персонала. Вспомогательный персонал включал в себя 128.710 женского вспомогательного персонала, 92.000 иностранцев (из них 51.000 советских военнопленных) и 221.890 человека из RAD и всяких прочих школьников.

Однако перейдем к истребителям. На 30 июня 1943 года в ПВО Рейха числилось 292 истребителя, из которых пригодных к полетам было 238. Из этих цифр следует только то, что они отражают положение именно на 30 июня. Поскольку, допустим, через два дня какие то самолеты вышли из ремонта и стали пригодными к полетам. И наоборот. Пригодные к полетам вошли в категорию непригодных по причине вражеского воздействия, поломок и так далее. Для борьбы с налетами бомбардировщиков, которые прикрывались истребителями, использовались так называемые легкие истребители, представленные одномоторными истребителями Ме-109 и имевшими на вооружении пушку 20 мм и два пулемета 13 мм. и тяжелые истребители — это Ме-109 и ФВ-190 имеющие дополнительные крыльевые пушки 20 мм. Легкие истребители связывали боем истребители эскорта, тяжелые занимались собственно бомбардировщиками. Такая тактика приносила
успехи немцам в мае и июне 1943 года. Потери бомбардировщиков в этих месяцах составляли от 8 до 14 процентов. (Для сравнения за первый квартал 1943 года потери составляли 6 процентов).

Для борьбы с бомбардировщиками не имеющими эскорта использовались двухмоторные истребители, имеющие на борту 37 мм пушку.

Тут немного прервемся. По мере усиления налетов немцами изобретались новые методы борьбы с бомбардировщиками, в частности подвеска под крыльями 210 мм реактивных снарядов для стрельбы вперед (метода полагаю понятна — самолет подлетает к бомбардировщику и запускает снаряды),

картинка

Me-109 с подвеской двух 210 мм ракет.

кроме этого, конструировались ракетные установки барабанного типа и размещавшиеся на двухмоторном истребителе Ме-410

картинка

Слева установка для залпа двумя ракетами, справа — одной.

также, подобные снаряды испытывались и для стрельбы назад. (метода — точно такая же, только самолет должен оказаться перед бомбардировщиком после чего предполагалось запускать ракету)

картинка

Видно, что под фюзеляжем висит некий предмет. Вот именно там и размещалась ракета, выстреливаемая назад.

бомбы на проволоке (метода следующая — самолет с такой бомбой летит выше бомбардировщика и сбрасывает подобную бомбу, бомбардировщик цепляет проволоку, бомба подтягивается к бомбардировщику, взрыв, profit.) бомбы на парашютах (метода — самолет летит выше самолетов противника на рассчитанной высоте и сбрасывает подобную бомбу. Предполагалось, что обладая взрывателем с задержкой по времени, такая бомба окажется в строе бомбардировщиков в нужное время, взрыв, profit), подвеска планирующей бомбы Hs 293H под Фокке-Вульф 190 (метода такая же, только бомба на сей раз планирует в строй бомбардировщиков, взрыв, profit) Вообще по ссылке — это несколько не та бомба. Бомба под индексом Не-293Н была меньше размером и размах несущих плоскостей у нее был тоже меньше. Ну главное, чтобы было понятно. Подвеска под истребители контейнеров, содержащие 105 SD-2 (так называемые бомбы бабочки) (метода — самолет как обычно выше, контейнер раскрывается, оттуда вылетают бомбы бабочки и снабженные взрывателем по времени опять же влетают всей кучей в строй бомбардировщиков, взрывы, profit) Кого сильно интересует данная бомба — сюда . Усиление вооружения самолетов (двухмоторных истребителей и переделанных 88 Юнкерсов) зенитными
пушками 37 мм и даже танковыми пушками 50 мм. Если пушки 37 мм вполне себя оправдали, то от применение 50 мм пушки отказались ввиду ее большого веса.
Помимо этого, проходили работы и над зенитными ракетами, такими как Wasserfall , Enzian , Schmitterling и Rheintochter . К концу года проектные работы над этими ракетами были завершены. Все эти ракеты (за исключением Wasserfall, имевшим сверхзвуковую скорость) развивали скорость близкую к скорости звука. Однако существовали серьезные проблемы связанные с наведением и взрывателями. Они так и не были решены до самого конца войны. К тому же Гитлер отдавал приоритет ракете известной как Фау-2, поэтому работы над зенитными ракетами были работами второго плана.

Однако вернемся к истребителям. Наращивание истребителей в ПВО Рейха отражено на следующих картинках.

картинка

Состояние на 9 марта 1943 года.

В налетах в сентябре-октябре 1943 года, (это бомбардировки немецких авиазаводов и знаменитый своими потерями для американцев налет 14 октября 1943 года на Швейнфурт, когда зенитками и истребителями было сбито 60 В-17, еще 17 получили серьезные повреждения и были списаны и 121 самолет получил незначительные повреждения — итого потери составили 26 процентов) которые проходили без истребительного прикрытия, потери составляли от 14 до 26 процентов. (Для сравнения налет на Эмден 27 сентября 1943 года с истребительным прикрытием на подходе к цели, над самой целью и при возвращении — было потеряно всего 7 бомбардировщиков, что составляло 3 процента потерь.) Тем не менее налеты продолжались и немцам надо было на них как то реагировать. Реагирование выразилось в увеличении числа истребителей в ПВО Рейха. Так на август 1943 года в ПВО уже было 588 дневных одномоторных истребителей и 103 двухмоторных, из них готовыми к полетам были 399 и 63 машины соответственно.
Дальнейшее движение опять же на картинках.

картинка

Состояние на 24 мая 1944
картинка

Состояние на 10 июня 1944 года.
Видно, что с 24 мая 44 по 10 июня 44 количество истребителей резко уменьшилось. Это связано с тем, что большое количество немецких истребителей было снято со всех фронтов (в том числе истребители снимались и с Восточного фронта) и направлено в Нормандию.
Сразу напишу, что байка о двух пригодных к полету немецких самолетах в Нормандии просто байка. Кем и зачем пущена — неизвестно. На самом деле за десять дней до высадки немецкая авиация во Франции насчитывала 919 самолетов, из них пригодных к полетам было 510. Общее число состояло из 240 истребителей, 360 бомбардировщиков, 40 самолетов непосредственной поддержки войск, 86 ночных истребителя, 136 разведчиков и 57 двухмоторных истребителя. Пригодных к полетам было 125, 198, 27, 51, 72 и 37 соответственно. На сам же день высадки число пригодных к полету самолетов еще более сократилось и составляло 319. Из них истребителями были около сотни. Хотя что два, что сто — противостоять более чем 6000 союзных самолетов они все равно были не в состоянии.
Для кучи вставлю еще одну картинку — положение с самолетами вообще на 31 мая 1944 года.
картинка

С флотами все понятно, ПВО Рейха обозначено. LK Sud Ost — это Балканы. И FK XIV — это транспортная авиация, размазанная по всей территории Германии и оккупированных стран.

Однако продолжим
картинка

Состояние на 5 сентября 1944.
картинка

Состояние на 28 ноября 1944.
картинка

Состояние на 1 февраля 1945 года.
Необходимые пояснения цыфири которые strenght — это общее количество самолетов. В скобках указано количество боеготовых самолетов.

Противостояние немцев и союзников еще в 1943 году вылилось в соревнование — у кого больше самолетов. Это же соревнование продолжилось и в 1944 году. С появлением у союзников истребителей, позволяющих сопровождать бомбардировщики на всем протяжении полета даже до столь отдаленных объектов как Пльзень (Чехословакия), а также увеличение числа бомбардировщиков и истребителей эскорта, резко снизили эффективность использования двухмоторных истребителей, поскольку теперь двухмоторные истребители стали сами нуждаться в защите от истребителей эскорта. У самих же американцев потери снизились пропорционально увеличению числа самолетов в одном вылете. Так с январе 1944 года потери бомбардировщиков снизились с 4.2 процентов до 2.1 в мае и потери истребителей эскорта соответственно с 1.5 до 1. Общие же потери самолетов упали с 2.8 процентов до 1.4. У немцев же, ввиду увеличения самолетов противника, потери выросли с 5.3 процентов в январе до 10.7 в мае. За этот же период (с января по май 1944 года) количество сбитых американских бомбардировщиков составило 1120.
Зенитками сбито 314 бомбардировщиков и повреждено 8847 (вместе с истребителями это число составило 19.563), истребителями были сбиты остальные и еще повреждено 948. В целом же по итогам 1944 года количественное соотношение немецких истребителей и истребителей эскорта единомоментно и единовременно в небе было 1:3,8 в пользу американцев.Несмотря на то, что истребителями сбивалось больше самолетов противника, Гитлер был сторонником увеличения зенитной артиллерии, хотя для этого уже просто не имелось подготовленного персонала. Одной из причин этого было то, что по мнению Гитлера, стреляющие в небеса зенитные орудия должны способствовать сохранению и даже повышению морального духа населения. С одной стороны оно конечно может и так — пушки палят, в небесах разрывы от зенитных снарядов, иногда самолеты даже падают, но с другой стороны — как уже выше было сказано все это стоит огромных затрат, несравнимых все таки с эффективностью истребителей.




Источник: http://nnm.ru/blogs/teufel65/pvo_germanii_protiv_vvs_ssha/
Категория: Военная история | Добавил: Ko(R)dinal (20.04.2011)
Просмотров: 2347 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Ko(R)dinal  
0
Вот это потенциал инженерной мысли! (Я про ракеты) :o great

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поделиться
Translate
Поздравляем!
Именинников нет

Всем! Всем! Всем!
Для коротышей
Московское время
Темы форума
  • Курилка. Юмор. (420)
  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ (132)
  • Мир Танков (7)
  • МОБИЛИЗАЦИЯ!!! (136)
  • Кто лучший в матче?Их должны знать все. (74)
  • Случайное фото
    Мы помним
    Подвиг Народа ОБД Мемориал
    Есть повод
    Информер праздники сегодня
    Сайт живет
    Содружество
    Улыбнемся?
    Получить Информер

    Кто у нас был
    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    РОМБ - каталог
    Поиск