Пятница, 17.05.2024, 16:01 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Танковое братство.

Добро пожаловать к нам!


Каталог статей

Главная » Статьи » Военная история

"Дембельское творчество"

"Дембельское творчество"

 

Долго думал, давать или не давать на сайте то, что именуют "дембельской формой". С одной стороны всевозможные извращения с обмундированием и знаками различия имеют прямое отношение к армии, с другой - назвать это военной формой одежды язык не повернется. В любом случае "дембельская форма" - это реальные осязаемые "артефакты" истории нашей армии и собирание их вполне возможно и есть такие коллекционеры, я в том числе. Я не обольщаюсь по поводу исторической значимости таких экспонатов, но все же определенную ценность они имеют.
Явление это сложное и малоизученное. Оно связано и с представлениями военнослужащих о красоте и моде, и с традициями, восходящими еще к дореволюционному периоду, и тесно переплетено с неуставными отношениями, дедовщиной, расцветшими буйным цветом в 70-80-е гг.
На данном этапе я не буду давать анализа явления как такового, ограничимся показом предметов и указанием на основные тенденции в развитии "дембельской формы".

Я не буду ограничиваться собственно "дембельской формой", т.е. той, в которой демобилизованные из армии военнослужащие возвращаются домой. Здесь же будут и просто различные примеры нарушения правил ношения военной формы одежды, так сказать "неуставняк".

После введения погон в 1943 г. еще долго ощущался их дефицит в армии, особенно у сержантского и рядового состава. Поэтому массовым явлением были самодельные погоны из подручных материалов. Часто погоны перешивали и модифицировали различными вставками для жесткости.

В курсантской среде были очень распространены погоны с галуном, выполненным из металла.

     
Курсант танкового училища В.А.Сутдомин. Горький, ноябрь 1948 г. Курсанты Винницкого военно-технического училища снабжения ГСМ. У одного погоны с металлическим галуном. Винница, конец 40-х гг.      

Именно погоны и стали первыми массовыми "жертвами" дембелей. Уезжая домой во второй половине 40-х - первой половине 50-х гг., многие делали себе погоны сами или уродовали до неузнаваемости старые.
Среди уникальных примеров - черные с красными кантами погоны сержанта-танкиста, выполненные полностью из пластмассы!

         
.        

 

 

       
Погоны курсанта танко-технического училища, изготовленные из офицерских повседневных погон.        

 

У танкистов были распространены также погоны с полем из черного бархата вместо аналогичного сукна.

     
Самодельные погоны сержанта мотострелкового подразделения танковой части из черного бархата с красным кантом. Эмблемы - обр.1958 г.. Аналогичные самодельные погоны из черного бархата с красным кантом связиста танковой части. Эмблемы - серебристые.      

После отмены в 1955 г. окантовки солдатских погон долго еще дембелями использовались погоны обр.1943 г. Или изготовлялись подобные с кантами. На фото 1962 г. как раз такие погоны. Мало того, "дембель" нацепил офицерскую танковую классность. И все значки традиционно на пластиковых подложках.

       
Демобилизовавшийся старший сержант срочной службы носит неположенный ему офицерский знак классности и отмененные 7 лет назад окантованные погоны. Борисов, декабрь 1962 г.        

В 60-е гг. явление приобрело такой размах, что стало сложно встретить у демобилизованного военнослужащего именно "правильные", уставные погоны. "На дембель" уходили как правило в парадном мундире, поэтому большинство изуродованных знаков различия предназначалось именно для него.
Сложно даже просто перечислить все существовавшие варианты.
Самый простой - когда погонам лишь слегка меняли форму. Так известны шестиугольные погоны, полученные из стандартных пятиугольных путем обрезания верхнего угла.

       
Шестиугольные "дембельские" погоны младшего сержанта автомобильных войск.        

Мода на шестиугольные погоны вместо пятиугольных зародилась еще в 40-е гг. Так часто модернизировали погоны курсанты.

     
Курсант-старшина военно-технического училища снабжения ГСМ с шестиугольными погонами. Винница, конец 40-х гг. Курсант военного автомобильного училища в парадном мундире с шестиугольными погонами. Орджоникидзе, ноябрь 1955 г.      

Еще один распространенный способ изготовления - обтянуть тканью какой-нибудь жесткий каркас. В качестве материала могла браться любая доступная ткань черного цвета, вовсе не обязательно сукно. Каркас делался и из разного рода пластиков, и из картона. Своей формой он обычно лишь напоминал погоны. Обычно у таких "погон" были закругленные углы, что считалось весьма модным тогда у нарушителей правил ношения военной формы.

     
Полностью самодельные погоны - пластиковая основа, обтянутая черной шерстяной тканью. Еще один вариант самодельных погон. На них используются эмблемы БТВ обр.1952 г.      


Сами мундиры тоже доводились "до ума". Очень многие из них были усовершенствованы вставкой изоляции от электрического провода в качестве канта воротника, на мундирах обр.1956 г. отсутствовавшего. При этом сам воротник изнутри как правило подшивался бархатом или подобным материалом обычно фиолетового цвета, практически неограниченные запасы которого были в каждой части в виде занавесок в клубе.

Ремни

В курсантской среде в 40-е гг. были модны поясные ремни с самодельными (доработанными) бляхами.

   
Ремень курсанта Челябинского танко-технического училища с самодельной бляхой. 1940-е гг.    

 

После 1969 г.

На парадный мундир стали нашиваться не только погоны и петлицы, но и нарукавный знак по роду войск, а в некоторые периоды - "годичка", нарукавная нашивка по годам срочной службы.
Нарукавный знак в простейшем случае украшался алюминиевой звездочкой для офицерских погон и такой же петличной эмблемой по роду войск. Звездочка и эмблема укреплялись на нарукавном знаке поверх звезды и эмблемы, являвшихся элементами рисунка знака.
В более сложном варианте эмблема могла изготавливаться самостоятельно.
Традиционно на нарукавниках, точнее на виниловом "картуше", вырезались места призыва и прохождения службы, а также годы срочной службы. Получалось что-нибудь вроде "Тамбов-Владимир, 1985-1987".

       
Доработанный нарукавный знак танкиста одной из частей ЗабВО. На пластике картуша вырезано "Монголия - ЗАБВО". Также установлена металлическая петличная эмблема. Составляет комплект с "шахматными" погонами.        

Практически не было нарукавных знаков, для жесткости не наклеенных на какой-нибудь картон или иной плотный материал.
Так как набор вариантов по цветам и эмблемам рода войск был ограничен, то появлялись различные фантазии на тему. Особенно они были распространены у пограничников, но встречались и у других. Так мне приходилось слышать про "танкистов на красном". Т.е. с обычного танкового нарукавника срезалось изображение, нанесенное с помощью поливинилхлоридной пленки, и наклеивалось на основу от знака другого цвета, также со срезанным изображением. В данном случае таким знаком выступал красный общевойсковой.

       
Стандартный знак автомобильных войск наклеен на подложку красного цвета, получился красный кант. Составляет комплект с "годичкой" "Москва" и черными с красными кантами погонам  ВМФ.        

Из простых доработок нарукавных знаков мне встретилось покрытие изображения (а также букв СА на погонах) краской-серебрянкой.

     
Нарукавный знак автомобилиста, покрашенный серебрянкой. Погоны из того же комплекта      

Достаточно часто нарукавный знак и погоны (а также прочие элементы - петлицы, "годички") выполнялись в одной и той же манере. Т.е., для вышеприведенного примера, той же серебрянкой красились и буквы СА на погонах.
Если погоны, например, самостоятельно изготавливались из бархата, то в такой же манере могли быть сделаны и нарукавные знаки.

   
Нарукавная нашивка по годам службы, изготовленная из черного бархата с использованием металлизированного галуна и окантовки из красных ниток. Еще одна нарукавная нашивка по годам службы, изготовленная из черного бархата с использованием виниловых полосок с оригинальной нашивки. Составляет комплект с бархатными погонами. Творчески доработанная нарукавная нашивка. Сверху и снизу полос годы срочной службы (после восьмерки цифра утрачена) и название части. Составляет комплект с черными с красными кантами погонам  ВМФ и знаком автомобильных войск на красном фоне.    

 

Что касается погон, то они могли быть:
А. Установленными приказами для солдат срочной службы, но с доработками
Б. Установленными для иных категорий военнослужащих
В. Произвольных фантастических образцов

А.
С 1969 по 1980 г. на погонах для парадно-выходного мундира солдат устанавливались металлические буквы СА высотой 32 мм.
Достаточно часто такие буквы дембеля вытачивали самостоятельно из каких-нибудь цветных металлов.

       
Суконные погоны выпуска 1983 г. с пластиковой подложкой, с которых срезаны пластиковые буквы СА и установлены самодельные из цветного металла.        

Иногда на погоны крепились совершенно неуместные там эмблемы.
Любой уважающий себя дембель в звании, отличном от "рядового", сержантский галун брал только металлизированный.
Под галуны иногда подкладывалась ткань, как правило красного цвета.
Еще из простых доработок стоит отметить вставки для жесткости, которые появились в армии вместе с погонами. Они погли быть пластиковыми, дюралюминиевыми и др. Такие вставки дембелями использовались практически поголовно. Иногда погоны пришивались таким образом, что вставки можно было убрать в любой момент.

       
"Уставные" погоны старшины с жесткими пластиковыми вставками. Для этих целей использованы приспособления для чистки пуговиц.        

Б.
Для этой категории дембельских знаков различия как правило в качестве исходных для "переоборудования" использовались погоны прапорщиков и военнослужащих сверхсрочной службы.

       
Рубашечные погоны прапорщиков с установленными на них буквами СА с нашивных суконных погон на солдатский парадно-выходной мундир.        

Они имели своеобразный "шахматный" рисунок поля, что позволяло "дембелям" вплетать в него разноцветные нити, даже новогоднее украшение - дождик.
В качестве основы брались, как нашивные, так и съемные погоны прапорщиков. И это был очень распространенный в Советской Армии способ поганить погоны дембелями.

       
Шахматные погоны, изготовленные из рубашечных погон прапорщиков путем продевания цветных ниток. Составляют комплект с нарукавным знаком ЗабВО-Монголия.        

Хотя погоны прапорщиков и сверхсрочнослужащих были наиболее массовым материалом для переделок, фантазия "дембелей" ими не ограничивалась. В ход могли идти самые неожиданные знаки различия. Например, береговых частей ВФМ, как на представленной ниже иллюстрации.

       
"Дембельские" погоны младшего сержанта-танкиста изготовлены с использованием флотских погон.        

В.
Правильнее на мой взгляд, отнести к третьему типу погоны, по цвету и форме соответствующие установленным, но выполненные самостоятельно, порой из весьма необычных материалов, например, черного бархата. Впрочем, могли применяться и любые другие ткани.
Такие погоны изготавливались методом обтягивания материей любой жесткой основы - картона, пластика и т.д. (Погоны со вставками все же несколько иное, там каркас вставлялся в обычные погоны).

     
Дембельские погоны военнослужащего Советской Армии, созданные самостоятельно с использованием черного бархата. Составляют комплект с бархатной годичкой. Дембельские погоны старшего сержанта танковых войск с самодельными латунными буквами СА. По всей вероятности носились на гимнастерке в 70-х гг.      

Как я уже упоминал выше, дембеля могли делать (и часто делали) целые комплекты в единой технике и одном стиле.
Необычный способ украшения знаков различия применил один дембель. Эмблема на его нарукавнике и буквы СА на погонах отлиты довольно качественно из некоего резиноподобного материала, окрашенного в цвет металла (да простят мне читатели незнание химии).

       
Канты на погонах, эмблемы и буквы СА самостоятельно отлиты дембелем.        


Погоны курсантов на верхнюю рубашку

 

       
Самодельные погоны курсантов на верхнюю рубашку. Переделаны из рубашечных погон прапорщиков и сверхсрочников с добавлением "курсантских" галунов по боковым краям и букв "К", вырезанных с нашивных погон.        

 


 

 

       
Сержант автомобильных частей одного из южных округов. В качестве парадно-выходного обмундирования он использует облегченный китель для жарких районов с петлицами на алюминиевой рамке. На кителе установлены вероятно пятиугольные самодельные погоны, либо стандартные четырехугольные погоны, но правый на месте левого и наоборот. На погонах металлические буквы СА и еще одни эмблемы. На панаме вместо кокарда от фуражки (шапки-ушанки).         

 

Нагрудные знаки

...

       
Рядовой автомобилист с модернизированным комсомольским значком, к которому приделана танковая эмблема. До начала 70-х гг..


Источник: http://tankuniform.ru/uniform_dmb.htm
Категория: Военная история | Добавил: Ko(R)dinal (20.06.2012)
Просмотров: 7706 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поделиться
Translate
Поздравляем!
Именинников нет

Всем! Всем! Всем!
Для коротышей
Московское время
Темы форума
  • Курилка. Юмор. (420)
  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ (132)
  • Мир Танков (7)
  • МОБИЛИЗАЦИЯ!!! (136)
  • Кто лучший в матче?Их должны знать все. (74)
  • Случайное фото
    Мы помним
    Подвиг Народа ОБД Мемориал
    Есть повод
    Информер праздники сегодня
    Сайт живет
    Содружество
    Улыбнемся?
    Получить Информер

    Кто у нас был
    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    РОМБ - каталог
    Поиск