В период так называемой "перестройки" в Советском Союзе появился
целый ряд инициативных групп и движений, которые стали заниматься возвращением
из забвения имен и событий, вычеркнутых, казалось бы, навсегда из нашей истории.
Конечно, многие из них не могли обойти такую тему как Великая Отечественная
война.
Так в городе на Неве, тогда еще Ленинграде, в местной прессе развернулась
кампания по возрождению уничтоженного в 1949 году музея "Обороны Ленинграда".
В результате этого в городе появился новый музей "Обороны Ленинграда".
Хотя экспозиция музея занимала всего один зал и не шла ни в какое сравнение
с той, что была после войны, казалось дело сдвинулось с мертвой точки. Но
это только лишь казалось. Жестокая политическая борьба за власть, развал СССР,
начало развития дикого, беспощадного капитализма в России похоронили многие
добрые начинания.
До сих пор музей "Обороны Ленинграда" влачит жалкое существование.
Администрация города с другим названием не больно жалует его своим вниманием.
Многие экспонаты, предназначенные для него, ушли или до сих пор уходят на
сторону. Так, поднятый со дна Невы двухбашенный танк Т-26 образца 1931 года,
который должен был занять почетное место в музее "Обороны Ленинграда",
вдруг объявился в Москве, в музее Великой Отечественной войны на Поклонной
горе. А ведь это лишь малая толика тех образцов боевой техники, которые навечно
утрачены не только для музея "Обороны Ленинграда", но и для всей
России.
Однако даже в таком состоянии музей в Соляном городке не может пожаловаться
на отсутствие посетителей - интерес к Великой Отечественной войне у нынешних
жителей города и его гостей не ослабевает. На стендах даже такой скудной экспозиции
музея можно увидеть немало интересных экспонатов и документов. На одном из
них есть фотография пяти танкистов, расположившихся на броне тяжелого танка
КВ-1. Это танковый экипаж, которым командовал старший лейтенант Зиновий Григорьевич
Колобанов. 19 августа 1941 года его КВ в одном бою уничтожил 22 танка противника.
Казалось бы, вот он герой! Но Колобанову по ряду причин не довелось стать
Героем Советского Союза. Ему не верили, считали фантазером. Мало кто знал
о его подвиге и в самом Ленинграде, а уж в нынешнем Санкт-Петербурге о Колобанове
не помнят и подавно. Хотя даже в зарубежных источниках, касающихся танковых
сражений на Восточном фронте в 1941-45 гг. фамилия Колобанова упоминается
достаточно часто. Что ж, попробуем и мы рассказать о знаменитом бое, произошедшем
в тот день под Войсковицами, а также поведаем читателям б дальнейшей судьбе
Зиновия Колобанова и членов экипажа его танка.
События под Ленинградом в августе 1941 года развивались по весьма драматическому
сценарию. В ночь с 7 на 8 августа немецкая группа армий "Север"
начала наступление на Ленинград. 41-й моторизованный корпус из состава 4-й
танковой группы и 38-й армейский корпус нанесли удары по населенным пунктам
Ивановское и Большой Сабск в сторону Кингисеппа и Волосово. Через три дня
противник приблизился к шоссе Кингисепп - Ленинград. 13 августа немецкие войска
захватили станцию Молосковицы и перерезали железную и шоссейную дороги Кингисепп
- Ленинград. Им также удалось форсировать реку Луга на правом фланге фронта,
и город оказался между двух огней. 14 августа все дивизии 41-го моторизованного
и 38-го армейского корпусов, выйдя на оперативный простор, устремились к Ленинграду.
16 августа были заняты Нарва и Кингисепп.
10 августа 56-моторизованный корпуса атаковал советские войска в районе Луги.
В тот же день тяжелые бои начались и на новгородско-чудовском направлении.
На следующий день немцы прорвались к реке Оредеж. Нависла угроза над левым
флангом войск, обороняющих лужский сектор. 13-го августа 34-я и часть сил
11-й армий Северо-Западного фронта в районе Старой Руссы и озера Ильмень нанесли
удар в тыл частям 10-го армейского корпуса. Немецкое командование начало поспешно
перебрасывать на это направление 56-й моторизованный корпус, дивизию СС "Мертвая
голова" и только что переданный группе армий "Север" из-под
Смоленска 39-й моторизованный корпус.
16 августа части 1-го армейского корпуса овладели западной частью Новгорода.
Нависла реальная угроза прорыва немецких войск к Ленинграду.
18 августа командира 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й Краснознаменной
танковой дивизии старшего лейтенанта Зиновия Колобанова вызвали к командиру
дивизии генералу В.И. Баранову. Штаб дивизии располагался в подвале собора,
являющегося достопримечательностью Гатчины,которая называлась тогда Красногвардейском.
Задание Колобанов получил лично от Баранова. Показав на карте три дороги,
ведущие к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа (через Таллинское
шоссе - прим. автора), комдив приказал:
- Перекрыть их и стоять насмерть!
Обстановка под Ленинградом была такой, что приказ комдива командир танковой
роты воспринял буквально.
В роте Колобанова было пять танков КВ-1. В каждый танк было загружено по
два боекомплекта бронебойных снарядов. Осколочно-фугасных снарядов на этот
раз экипажи взяли минимальное количество. Главное было не пропустить немецкие
танки.
В тот же день Колобанов выдвинул свою роту навстречу наступающему противнику.
Старший лейтенант направил два танка - лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта
Евдокименко - на лужскую дорогу (Киевское шоссе - прим. автора). Еще
два КВ под командованием лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтяря
направились защищать дорогу, ведущую на Волосово. Танк самого командира роты
должен был встать в засаду у дороги, соединяющей таллинское шоссе с дорогой
на Мариенбург - северной окраиной Красногвардейска.
Колобанов провел с командирами всех экипажей рекогносцировку, указал места
огневых позиций и приказал отрыть для каждой машины по два укрытия - основное
и запасное, а потом тщательно замаскировать их. Связь с командиром роты экипажи
должны были поддерживать по радио.
Для своего КВ Колобанов определил позицию таким образом, чтобы в секторе
огня был самый длинный, хорошо открытый участок дороги. Немного не доходя
до птицефермы Учхоза, она поворачивала чуть ли не на 90 градусов и далее уходила
к Мариенбургу. Ее пересекала еще одна, грунтовая, дорога, по которой, по всей
видимости, местные жители после сенокоса вывозили с полей сено. Кругом виднелись
не убранные стога, стояли они неподалеку и от выбранной Колобановым позиции.
По обеим сторонам дороги, ведущей к Мариенбургу, тянулись обширные болотины.
Было даже небольшое озерко с беспечно плавающими по нему утками.
Выкопать капонир для такого танка, как КВ, дело очень непростое. К тому же,
грунт попался крепкий. Только к вечеру удалось упрятать танк в отрытом по
самую башню капонире. Была оборудована и запасная позиция. После этого тщательно
замаскировали не только сам танк, но даже следы от его гусениц.
Стрелок-радист старший сержант Павел Кисельков предложил сходить к брошенной
птицеферме и добыть гуся, благо люди, работавшие на ней, опасаясь нашествия
оккупантов, покинули ее, а измотанному тяжелым трудом экипажу требовалось
подкрепить свои силы. Комроты согласился, приказав радисту застрелить птицу
так, чтобы никто не слышал:
ни в коем случае нельзя было демаскировать свою позицию. Кисельков выполнил
приказ в точности, гуся ощипали и сварили в танковом ведре. После ужина Колобанов
приказал всем отдыхать.
Ближе к ночи подошло боевое охранение. Молоденький лейтенант отрапортовал
Колобанову. Тот приказал разместить пехотинцев позади танка, в стороне, чтобы
в случае чего они не попали под орудийный огонь. Позиции боевого охранения
также должны были быть хорошо замаскированы...
Зиновий Григорьевич Колобанов родился в 1913 году в селе Арефене Вачевского
района Нижегородской губернии. По окончании восьми классов средней школы учился
в техникуме. В 1932 году по комсомольскому набору был призван в ряды Красной
Армии. В 1936 году с отличием окончил Орловское бронетанковое училище имени
М.В. Фрунзе.
Война для 28-летнего старшего лейтенанта Колобанова была не в диковинку.
В составе 20-й тяжелой танковой бригады в должности командира роты ему довелось
участвовать в советско-финляндской войне 1939 - 1940 годов. Бригада, в которой
он служил, первой вышла к линии Маннергейма, причем его рота оказалась на
острие удара. Именно тогда Колобанов первый раз горел в танке. В бою у озера
Вуокса он снова вырвался со своей ротой вперед, и опять пришлось спасаться
из горящего машины. Третий раз он горел при рейде на Выборг. В ночь с 12 на
13 марта 1940 года был подписан мирный договор между СССР и Финляндией. Узнав
об этом, солдаты двух ранее противостоящих армий устремились на встречу друг
другу для "братания".
К несчастью, это самое "братание" очень дорого обошлось капитану
Колобанову: его понизили в звании и, лишив всех наград, уволили в запас.1
С началом Великой Отечественной войны Колобанова призвали из запаса в 1-ю
танковую дивизию, создававшуюся на базе 20-й тяжелой танковой бригады, в которой
он воевал во время войны с финнами. Поскольку у него уже был боевой опыт,
Колобанову присвоили звание старшего лейтенанта и назначили командиром роты
тяжелых танков КВ. Правда, о прежних наградах пришлось забыть, предстояло
начинать все заново, с чистого листа.
Боевые машины танкисты получали на Кировском заводе. Здесь же, на заводе,
в отдельном учебном танковом батальоне формировались и танковые экипажи. Каждый
из них принимал участие вместе с рабочими в сборке своей машины. Дистанция
обкатки была от Кировского завода до Средней Рогатки, после чего машины уходили
на фронт.2
В бою под Ивановским Колобанову удалось отличиться - его экипаж уничтожил
танк и орудие противника. Вот почему, зная о солидном боевом опыте старшего
лейтенанта Колобанова, генерал В. И. Баранов поручил ему столь ответственное
задание - своей ротой преградить путь немецким танкам к Красногвардейску.
Наступавший на Ленинград 41-й моторизованный корпус группы армий "Север"
обходил Красногвардейск стороной. Только одна его дивизия - 8-я танковая,
должна была поддерживать продвижение к Красногвардейску 50-го армейского корпуса
и 5-й дивизии СС со стороны Волосово и Луги. 6-я танковая дивизия в предыдущих
боях понесла большие потери и к середине августа 1941 года существовала фактически
только на бумаге, поэтому участие в боях
за Красногвардейск принять не могла. 1-я танковая дивизия наступала на Ленинград
со стороны Торосово, на Сяськелево и далее на северную окраину Красногвардейска
- Мариенбург. В случае прорыва к Мариенбургу, части этой дивизии могли ударить
в тыл советским войскам, занимавшим оборону на рубежах Красногвардейского
укрепрайона, а затем, выйдя по старинным гатчинским паркам к Киевскому шоссе,
почти беспрепятственно продвигаться к Ленинграду.
Ранним утром 19 августа 1941 года экипаж Колобанова был разбужен отвратительным,
прерывистым гулом идущих на большой высоте в сторону Ленинграда немецких пикирующих
бомбардировщиков. После того как они прошли, тишина и спокойствие вновь установились
под Войсковицами. День начинался ясный. Солнце поднималось все выше.
Часов в десять раздались выстрелы слева, со стороны дороги, идущей на Волосово3.
Старший лейтенант узнал недалекий "голос" танкового орудия КВ. По
радио пришло сообщение, что один из экипажей вступил в бой с немецкими танками.
А у них по-прежнему было все спокойно. Колобанов вызвал к себе командира боевого
охранения и приказал ему, чтобы его пехотинцы открывали огонь по противнику
только тогда, когда заговорит орудие КВ. Для себя Колобанов с Усовым наметили
два ориентира: № 1 - две березы в конце перекрестка и № 2 - сам перекресток.
Ориентиры были выбраны с таким расчетом, чтобы уничтожить головные вражеские
танки прямо на перекрестке, не дать остальным машинам свернуть с дороги, ведущей
на Мариенбург.
Только во втором часу дня на дороге появились вражеские машины.
- Приготовиться к бою! - тихо скомандовал Колобанов.
Захлопнув люки, танкисты мгновенно замерли на своих местах. Тут же командир
орудия старший сержант Андрей Усов доложил, что видит в прицеле три мотоцикла
с колясками. Незамедлительно последовал приказ командира:
- Огня не открывать! Пропустить разведку!
Немецкие мотоциклисты свернули налево и помчались в сторону Мариенбурга,
не заметив стоявший в засаде замаскированный КВ. Выполняя приказ Ко-лобанова,
не стали открывать огня по разведке и пехотинцы из боевого охранения.
Теперь все внимание экипажа было приковано к идущим по дороге танкам. Колобанов
приказал радисту доложить комбату капитану И. Б. Шпиллеру о приближении немецкой
танковой колонны и вновь обратил все свое внимание в сторону дороги, на которую
один за другим выползали окрашенные в темно-серый цвет танки. Они шли на сокращенных
дистанциях, подставляя свои левые борта почти строго под прямым углом по отношению
к орудию КВ, тем самым представляя собой идеальные мишени. Люки были открыты,
часть немцев сидела на броне. Экипаж даже различал их лица, так как расстояние
между КВ и вражеской колонной было невелико - всего около ста пятидесяти метров.
В это время на связь с командиром роты по радио вышел комбат Шпиллер. Он
сурово спросил:
- Колобанов, почему немцев пропускаешь?! Шпиллер уже знал об утреннем бое
на лужском и волосовском направлениях и о продвижении немецких танков в сторону
позиции Колобанова, и его не могло не беспокоить изрядно затянувшееся молчание
КВ командира танковой роты.
Отвечать комбату было уже некогда: головной танк медленно въехал на перекресток
и вплотную приблизился к двум березам - ориентиру № 1, намеченному танкистами
перед боем. Тут же Колобанову доложили о количестве танков в колонне. Их было
22. И когда до ориентира остались секунды движения командир понял, что медлить
больше нельзя, и приказал Усову открыть огонь...
Старший сержант Усов к началу Великой Отечественной войны был уже опытным
солдатом. Призванный в Красную Армию в 1938 году, он участвовал в "освободительном"
походе в Западную Белоруссию в должности помощника командира взвода одного
из артиллерийских полков, во время советско-финляндской войны воевал на Карельском
перешейке. Окончив специальную школу командиров орудий тяжелых танков, стал
танкистом...4
Головной танк загорелся с первого выстрела. Он был уничтожен, даже не успев
полностью миновать перекресток. Вторым выстрелом, прямо на перекрестке, был
разбит второй танк. Образовалась пробка. Колонна сжалась, как пружина, теперь
интервалы между остальными танками стали и вовсе минимальными. Колобанов приказал
перенести огонь на хвост колонны, чтобы окончательно запереть ее на дороге.
Но на этот раз Усову не удалось с первого выстрела поразить замыкающий танк
- снаряд не долетел до цели. Старший сержант откорректировал прицел и произвел
еще четыре выстрела, уничтожив два последних в колонне танка. Противник оказался
в ловушке.
Первое время немцы не могли определить откуда ведется стрельба и открыли
огонь из своих орудий по копнам сена, которые тут же загорелись. Но вскоре
они пришли в себя и смогли обнаружить засаду. Началась танковая дуэль одного
КВ против восемнадцати немецких танков. На машину Колобанова обрушился целый
град бронебойных снарядов. Один за другим они долбили по 25-миллиметровой
броне дополнительных экранов, установленных на башне КВ. От маскировки уже
не осталось и следа. Танкисты задыхались от пороховых газов и глохли от многочисленных
ударов болванок о броню танка. Заряжающий, он же младший механик-водитель,
красноармеец Николай Роденков работал в бешеном темпе, загоняя в казенник
пушки снаряд за снарядом. Усов, не отрываясь от прицела, продолжал вести огонь
по вражеской колонне.
Между тем, командиры других машин, державших оборону еще на трех дорогах,
докладывали по радио об обстановке на их участках обороны. Из этих донесений
Колобанов понял, что и на других направлениях идут ожесточенные бои.
Дочитать можно ЗДЕСЬ