Танк WZ-111: китайская копия Т-10 на агрегатах ИС-2
Танк WZ-111: китайская копия Т-10 на агрегатах ИС-2
Наверное, нет
более загадочного китайского проекта 1960-х, чем тяжелый танк WZ-111.
Интерес к машине возрос после того, как его предполагаемую модель
поместили в игру World of Tanks, известную своими заигрываниями с
моделями «а что если?». На деле же, WZ-111 никогда не проходил дальше
испытаний и до нас дошел лишь корпус с макетом башни. А данные о машине
отрывочны и противоречивы. Сегодня мы попробуем воссоздать историю
загадочной машины из Китая.
В послевоенный период
СССР находился на пике дружественных отношений с коммунистическим
Китаем. Общая идеология и идейные противники заставляли
консолидироваться и сотрудничать. В том числе, и в области вооружений.
Советский союз был одним из родоначальников китайской промышленности, а
многие китайские машины являются копиями, или развитием копий советских
аналогов. В частности, в середине 1950-х годов в рамках военной помощи
СССР передал «китайским товарищам» партию тяжелых танков ИС-2, которые
применялись военными КНР в Корейской войне.
Но ничто не вечно, тем
более – на международной арене. 20-й съезд КПСС, на котором Хрущев
развенчивал культ личности Сталина, и брал новый курс развития экономики
и «мирного сосуществования», вызвал недовольство китайских коллег.
Прохладность в отношениях, пиком которой стали вооруженные столкновения
на полуострове Даманский, продолжалась до распада СССР. Естественно, ни о
каких поставках советских вооружений речь не шла. Ввиду чего, китайцы
осознали необходимость соответствовать вооружениями соседу,
потенциальная война с которым – это не фантазия.
Китайский Т-10
В силу того, что архивы
Китая по сей день являются весьма скрытными, достать доподлинную
информацию о машине трудно. Приказ о создании тяжелого тана был отдан
Комиссией по науке, технологиям и промышленности 19 октября 1960 года.
На протяжении четырех лет конструкторы экспериментировали с разными
компоновками и вариациями машины «на бумаге». Лишь к 1964 году удалось
утвердить проект машины. Новый танк должен был стать китайским ответом
на Т-10 – последний тяжелый танк СССР.
На протяжении следующего
1965 был создан первый прототип корпуса с массо-габаритным макетом
башни для ходовых испытаний. Машина получила дизельный мотор в 520 сил,
который являлся копией челябинского В-11, что ставился на ИС-3. А
большинство агрегатов подвески повторяли детали советского ИС-2. Уже
первые испытания выявили критичный недостаток модели. Торсионная
подвеска, которая была схожа по конструкции с советскими прообразами, не
выдерживала массы машины весом в 49 тонн. Но, вероятно, эти трудности
надеялись решить в скором времени.
Всего существовало пять
модернизаций прототипа, которые различались орудием и незначительными
изменениями конструкции. 122-милиметровое орудие Y174 было основано на
полевой пушке Type 60, которая, в свою очередь, копировалась с советской
разработки Д-74. Единственным отличием от советского прототипа был
эжектор на стволе. Танковое орудие планировалось оснастить элеватором
для облегчения зарядки, системой ночного видения и дальномером. Помимо
этого, одним из вариантов была установка 130-мм орудия 59-130TA. Всего
было пять вариаций машины со 122 и 130-мм пушками.
Закрытие проекта
Как
бы там ни было, башне с корпусом пришлось встретиться лишь единожды.
Испытания машины целиком вскрыли новые проблемы. Конструкторам не
удалось создать удачную компоновку – башня оказалась тесной, что делало
боевое отделение неполноценным. Колоссом оказался и бронекорпус, который
обладал низкой жесткостью – что приводило к разрушениям еще до встречи
со снарядами противника. В 1966 году работы по проекту были окончательно
свернуты, а это направление китайцы посчитали бесперспективным.
Вероятно, на это повлияло два фактора. Во-первых, тяжелые танки отживали
свое, уступая место основным. Более того, широкая номенклатура танковых
орудий сильно нагрузила бы промышленность страны. А Китай готовился к
производству Type 85, на который планировалась установка копии
английской пушки L7 калибра в 105-мм.
WZ-111 стал символом
ухудшившихся отношений Китая и СССР, который воплотили в металле.
Попытка создать машину нового поколения, руководствуясь лишь наработками
прошлой, оказалась мертворожденной. А идея сборки воедино удачных
решений провалилась из-за недостатка опыта китайских конструкторов,
которые долгие годы пытались догнать и перегнать своих учителей из СССР.