В Мурманской области подняли ИЛ-2, подбитый во время войны
25 ноября 1943 года самолет совершил вынужденную посадку на лед озера
Кривое. И с тех пор, без малого 70 лет, пролежал на дне… И вот он перед
вами... ----------------------<cut>---------------------- На честном слове и на одном крыле
Тот боевой вылет был всего-навсего третьим для летчика Валентина
Скопинцева и вторым для его стрелка Владимира Гуменного. Группа из 16
советских штурмовиков Ил-2 и истребителей сопровождения совершила налет
на немецкий аэродром в Луостари. Однако противник успел поднять в воздух
25 истребителей Ме-109, поэтому бой разгорелся и на земле, и в небе.
Наши летчики уничтожили 23 вражеских самолета (10 – на земле, 13 – в
воздухе), подавили огонь 6 зенитных точек, вызвали 26 очагов пожара. Но
потери советской авиации тоже были велики: 6 штурмовиков и 5
истребителей домой не вернулись. Сильно досталось и самолету Валентина
Скопинцева. Изрешеченный огнем зениток и пулеметов Ил-2 до родного
аэродрома Ваенга-2 не дотянул чуть-чуть: хвост почти отбит, заглох
двигатель, шасси не выпускалось. И тогда пилот решил сажать самолет на
лед озера Кривое. Ил-2 приземлился, точнее, приледнился на брюхо.
Скопинцев сумел вылезти из самолета, вытащил из залитой кровью задней
кабины потерявшего сознание Владимира Гуменного и понес его на себе к
берегу.
Еще не крепко ставший ноябрьский лед долго не смог держать 4-тонную
машину, и Ил-2 вскоре ушел под воду. Но слетал экипаж не зря: пилот в
тот день уничтожил на земле два самолета и зенитку, а стрелок в
воздушном бою сбил преследовавший их «Мессершмит».
После боя летчиков встречал медвежонок
- Представляете, каково было моему отцу после той мясорубки, в
которую попал их самолет? Идти 3 километра по льду, с раненым товарищем
на плечах. Уже темно, холодно, сам ранен. Хорошо наш аэродром был
недалеко, — вспоминает рассказ отца Евгения Валентиновна Скопинцева. Она
приехала в Заполярье впервые, чтобы посмотреть, как будут доставать из
воды тот самый Ил-2.
Экипаж боевой машины тогда выжил, вскоре вернулись в строй. Валентин
Скопинцев и Владимир Гуменный летали вместе до конца войны. Воевали
отлично, пилот, например, был награжден тремя орденами Красного Знамени и
орденом Нахимова II степени. Валентин Михайлович о службе на Севере
рассказывал детям часто.
- Он обижался, что этому периоду Великой Отечественной мало внимания
уделяли, а ведь было о чем рассказать: и конвои союзников прикрывали, и
немцев к Мурманску не подпустили, и друзей теряли, — сетует Евгения
Валентиновна. – Впрочем, было место и улыбке. У них в полку на аэродроме
белый медвежонок жил, встречал ребят после вылета.
Летчик Скопинцев, сменивший после войны штурвал самолета на мастерок
строителя, умер в 1996 году. Но у его детей отцовские рассказы
выкристаллизовались в желание найти Ил-2. Сын Олег, кстати, сам офицер,
стал инициатором поиска самолета. За дело взялся
поисково-исследовательский отряд «Икар» из города Заозерска. И сегодня в
розысках была поставлена точка. Самолет при помощи понтонов подняли с
17-метровой глубины, аккуратно дотащили до мелководья, а потом подъемным
краном вытащили на берег. Помощь в организации поисков и подъема
оказывали и военные историки, и ФСБ, и Северный флот.
До последнего патрона
- Можно сказать, что этот Ил-2 прошел и огонь, и воду, и медные
трубы! – говорит Владимир Чернышов, один из руководителей поискового
отряда «Икар». – Огонь в небе над Луостари, вода этого озера и медные
трубы сегодняшней почетной встречи.
Из распластанного на земле штурмовика вытекает последняя вода,
вперемешку с илом. Кстати, ил и поспособствовал сохранности самолета.
Находившаяся в воде кабина и турель заднего пулемета проржавели. А
фюзеляж, крылья – в общем, то, что затянуло илом – выглядят, как новые.
Правда, со скидкой на вражеский огонь. Посреди левого крыла дыра с кулак
величиной от зенитного снаряда, по всей лопасти — строчка отверстий от
пулеметного огня. Хвост вообще отвалился.
- В пулемете Владимира Гуменного один патрон остался, до последнего
отстреливался, недаром мессер сбил, — говорит один из поисковиков,
подвигав взад-вперед турель. – Но немцы тоже грамотно стреляли, знали,
куда бить. Видите, поврежден баллон выпуска шасси, потому он на брюхо и
садился. Электрику тоже в бою снесло, поэтому Скопинцев не смог
выпустить по противнику реактивные снаряды. Так с ними и садился. Чудом
уцелели…
- Ничего, отреставрируем. Он у нас еще летать будет! – уверен Борис Осетинский, президент Федерации авиареставраторов России.
Теперь Ил-2 отправят в Новосибирск, где его восстановлением займется компания «Авиареставрация».
Источник: http://nnm.ru/ |