Линия Сталина. Боевая техника и артиллерия
Последняя часть моего рассказа будет посвящена обзору двух площадок под
общим названием "Боевая техника". На карте под номером 13 обозначена
только первая из них. Как правило, на ИКК "Линия Сталина" люди ездят
чтобы именно на них и посмотреть...
----------------------<cut>----------------------
С
первого взгляда кажется, что техники немного. Конечно, с Бовингтонским
музеем и Кубинкой не сравнить. Однако, и тут есть на что посмотреть. Тем
более, что некоторые экспонаты уникальны.
Боевая машина
9П148 "Конкурс" — разработана в 1970-е гг. на базе
БРДМ-2 и предназначалась для поражения танков на поле боя. "Конкурс"
интересен тем, что оснащался ракетами 9М113 управляемыми по проводам.
Сейчас эти машины ещё остаются на вооружении РФ, РБ и Румынии.
БРДМ-2 — хороша знакомая всем боевая разведывательно-дозорная
машина, принятая на вооружение ещё в 1963 году и выпускавшаяся серийно
до 1989 года. География применения этой машины очень широка — разве что в
Австралии и Океании её не было.
Про Кавказ, Чернобыль, Афганистан и Ближний Восток известно практически
всем. Но мало кто знает, что несколько БРДМ-2 отражали (и точнее говоря —
пытались отражать) американскую агрессию на острове Гренада в 1983
году.
БРДМ-1 — первая модель, выпускавшаяся серийно с 1957 по 1966 год.
В конце 1980-х гг. на полигонах под Минском (как впрочем и по всей
Белоруссии) эти машины использовались и как учебные пособия, и как
мишени.
БТР-60ПБ — вторая модификация четырехосного бронетранспортера.
Первая (БТР-60) была выполнена с открытым сверху корпусом и не полностью
отвечала требованиям.
БТР-152 — я немного ошибся в первой статье. Этот бронетранспортер всё-таки в экспозиции музея есть, а вот тягача АТ-П нет.
БТР-50ПК — гусеничный бронетранспортер. Серийно выпускался с 1958
года, но в локальных войнах 20-го века не использовался. Таких машин до
нашего времени сохранилось достаточно много и некоторые даже пытаются
превратить в полноценные боевые машины.
Гусеничная машина старшего офицера на батарее самоходных орудий (машина СОБа)
1В13. Создана на базе шасси тягача МТ-ЛБу и принята на вооружение в 1972 году.
АТС-59 — гусеничный тягач средний образца 1959 года.
2С7 "Пион" — самоходная 203,2-мм установка. Принята на вооружение
в 1976 году и модернизирована в 1983 году. При разработке ходовой
части установки использовались узлы и агрегаты танка Т-80.
2С3 "Акация" — самоходная 152-мм установка созданная в 1967 году.
Она же "Объект 303". При проектировании этой САУ были активно
использованы наработки по опытным машинам СУ-100П и СУ-152 "Таран".
БМ-13 — боевая машина реактивной артиллерии (кажется на базе "студебеккера"). Она же "Катюша".
Ещё одна зенитная ракета
С-125М на стартовой площадке.
2С1 "Гвоздика" — самоходная 122-мм установка. Между прочим, это
одна из немногих плавающих САУ. Принята на вооружение в 1970 году и
кроме СССР производилась по лицензии в Болгарии и Польше.
Т-80Б — единственный в мире серийный танк с газотурбинной силовой
установкой. Если верить официальным данным, то в 2012 году ВС РБ
располагали 69 танками этого типа. Из бывших советских республик Т-80
остались в России, Украине и Узбекистане. При этом в России из 4000
единиц около 3000 находятся на хранении.
Средний танк
Т-55МВ. Одна из последний серийных модификаций
"пятьдесят пятого" появившаяся в 1985 году. Объём доработок был
внушительным: навесная динамическая защита, резинотканевые бортовые
противокумулятивные экраны, комплекс управляемого вооружения 1К116-1
«Бастион», двигатель В-55У, новая система управления огнем «Волна»,
теплозащитный кожух на стволе пушки, система запуска дымовых гранат 902Б
«Туча» и система защиты от напалма «Сода».
ИС-3 — тяжелый танк выпуска 1946 года. Несмотря на то, что танк
выпускался всего два года, его служба продолжалась до начала 1960-х гг.
Впоследствии большинство ИС-3 разделали на металл или превратили в
мишени на полигонах.
ИСУ-152 — самоходная 152-мм установка на базе танка ИС-2. В
составе многих военных округов эти САУ также служили больше 35 лет.
Последние ИСУ-152 использовались в конце 1970-х гг. на учениях Киевского
ВО.
Система залпового огня на шасси ГАЗа (вероятно, поскольку таблички не было).
122-мм гаубица образца 1910\1930 гг. Старое орудие, пережившее две мировые войны, но хорошо себя зарекомендовавшее.
152-мм гаубица
Д-1 образца 1943 г.
85-мм дивизионная пушка
Д-44 послевоенного выпуска.
76,2-мм дивизионная (хотя написано на табличке "противотанковая") пушка
ЗИС-3 образца 1942 г.
57-мм противотанковая пушка
ЗИС-2. В виду излишней мощности
выпуск ЗИС-2 был приостановлен в 1942 году, но возобновлен в 1943-м и
продолжался вплоть до самого конца войны.
45-мм противотанковая пушка образца 1932 года. Наиболее распространенное
противотанковое средство в предвоенные период и первый год войны. Пушка
прошла модернизацию в 1942 году.
И снова 37-мм автоматическая пушка образца 1939 года.
82-мм батальонный миномет образца 1937 года.
122-мм гаубица
Д-30.
85-мм противотанковая (хотя указано "дивизионная") пушка
Д-48. Кстати, был разработан
самодвижущийся вариант этой пушки под обозначением СД-48, но на вооружение не принят.
100-мм противотанковая пушка
МТ-12. Она же
"Рапира".
Весьма грозное оружие против основных танков NATO в 1960-1970 гг. Такие
орудия активно использовались молдавскими войсками в ходе конфликта в
Приднестровье. Метким выстрелом из "рапиры" был подбит и сгорел один из
приднестровских Т-64, ранее "заимствованный" у 14-й российской армии.
85-мм самодвижущаяся дивизионная пушка
СД-44. Уникальный образец
артиллерийского вооружения, хотя и не столь удачный, как на это
рассчитывали. Серийное производство СД-44 было налажено в 1954 году и
длилось 3 года — за это время успели построить 359 орудий. Сейчас
небольшое количество СД-44 официально ещё остается на вооружении
российской армии.
Зенитная самоходная установка
ЗСУ-23-4 "Шилка". В 1960-1970-е гг. данная ЗСУ была одним из самых мощных средств ПВО. Достаточно вспомнить арабо-израильские войны.
Переходим ко второй площадке. Здесь всего четыре машины. Немного, но посмотреть тоже есть на что.
Средний танк
Т-34 образца 1942 года с башней-"гайкой". Собран из останков 6 разных машин.
Тяжелый танк
Т-10М. Состоял на вооружении Советской Армии в
течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской
Армии только в 1993 году! Много таких машин стояло на западных границах.
СУ-100 — 100-мм самоходная установка предположительно
послевоенного выпуска. Несколько САУ этого типа использовались в
Афганистане в начале 1980-х гг. Но большая часть "осела" в различных
военных округах.
Второй Т-10М показан на самом первом фото в начале статьи. Кстати,
ещё один такой танк есть возле Кургана Славы, а наибольшее количество
танков-памятников имеется в Украине (по состоянию на 2010 год их было не
менее 16).
Кстати, ранее на этой площадке стоял Т-44 образца 1946 года, но
теперь эту машину используют для "увеселительных прогулок", о чем
говорилось ранее. Несколько необычным выглядит отсутствие вездесущего
Т-34-85, но это вполне объяснимо — танк находится на ходу и периодически
используется на парадах. В тот день, по всей видимости, он находился в
боксе.
Вот, собственно, и всё. Надеюсь, что фотоэкскурсия по ИКК "Линия Сталина" вам понравилась.
Весьма жаль, что некоторые образцы боевой техники, в массовых
количествах присутствовавшие на территории ЗапОВО и БВО в музей так и не
попали. К примеру, экспонатами вполне могли бы стать БМП-1, БМП-2,
БТР-70, Т-72 и ряд машин специального назначения. При желании можно было
бы приобрести Т-64 в соседней Украине, где эти танки активно идут на
"распил".
Впрочем, всё это пока лишь мечты...
P.S.
Пока фотографировал экспонаты наслушался всякого от "авторитетных источников" и просто "любителей".
О самолёте Су-17:
"Вот сынок, на этом самолёт лётчик сидел обняв ногами двигатель. Видишь дырку? Вооот! А за ней двигатель".
Живо представляю себе эту картину.
О БМ-13 и системах залпового огня:
"Наши сделали "Катюшу" в 1941 году и немцы её очень боялись,
потому-что их накрывало залпом ракет. Немцы тоже пытались её
скопировать, но у них ничего не получилось..."
На самом деле, немцы сделали собственную полевую РСЗО практически
одновременно с нами, а в бою применили её первыми — это было во Франции в
мае 1940 года.
О самоходной пушке СД-44 (диалог двух парней лет по 20):
"- Немцам реально было от неё страшно...
— А на аэродинамику не влияло? Скорость не падала?
— Нет. Она же с мотором..."
Да, немцам и сейчас страшно. От нашей безграмотности, по большей части.
Разговор между парнем и девушкой возле макетов Як-3:
"- Так они же деревянные! И что, они вот так летали?
— Конечно. Они же деревянные..."
Какой вопрос — такой ответ. Всё правильно.
Это только то, что запомнилось. Были и другие перлы. Причем люди
вещают о боевых качествах той или иной машины абсолютно не задаваясь
вопросом, а как же было на самом деле? Иногда можно встретить потоки
откровенного бреда (особенно от "любителей интенетов") и при этом
"благодарные слушатели" внимательно слушают рассказчика, веря каждому
слову.
С другой стороны. Людям хочется побольше свободы, а не быть привязанными
к экскурсии (хотя надо отметить, что стоит коллективный поход
относительно недорого).
Так что, всегда есть о чём подумать...