Американские тяжелые
Само словосочетание "американские тяжелые танки" может поставить в
тупик многих любителей истории бронетанковой техники. Разве они были? И
их было много?
Далее трафик!
Фото кликабельны
----------------------<cut>---------------------- Если
спросить кого, кто более-менее интересуется "броней", то из
американских тяжелых танков он вспомнит, пожалуй, только М103,
приводимый довольно часто в нашей литературе в качестве сравнения для
советского тяжелого танка Т-10. При некотором напряжении может вспомнят,
что "венец" развития британских "ромбических" танков — тяжелый Mk.VIII
был разработан и производился англичанами совместно с американцами. Вот и
все, что проходило по американским тяжелым танкам в отечественной
литературе. Это в общем-то отражает положение дел в американском
танкостроении, но ..., как ни странно, при внимательном изучении можно
обнаружить, что практически в течение всей истории танкостроения
американцы либо имели на вооружении тяжелые танки, либо вели активные
конструкторские работы в этом направлении. Фактически лишь появление
основного боевого танка M1 "Абрамс", чья масса уже достигла массы
"типового" тяжелого танка, привела к логическому завершению линии
развития американского тяжелого танкостроения.
Английский опыт "Свободы"
Появление на полях первой мировой войны первых танков не смогло
оставить американских военных и конструкторов равнодушными к новому виду
боевой техники. Довольно быстро был разработан целый ряд оригинальных
проектов, таких как танк с электротрансмиссией "Хольта" и паровой танк
разработки Инженерного корпуса, но для серийного производства было
решено выбрать танк, созданный совместно с англичанами и учитывающий
опыт основателей танкостроения. Главное, что могли предложить американцы
своим заокеанским союзникам был мощный двигатель "Либерти", специально
переделанный из одного из самых удачных и мощных авиационных моторов
периода первой мировой войны. Соответственно и определилась кооперация
между партнерами: американцы поставляли двигатель и узлы трансмиссии, а
англичане — корпусные детали, броню и вооружение.
Mk. VIII Liberty
Союзный танк, часто называемый "Либерти", представлял собой венец
британского "ромбического" танкостроения. Главным его отличием стала
большая длина корпуса — 10,4 м, что должно было обеспечить преодоление
широких противотанковых рвов. Большие габариты "положительно" сказались
на массе танка, которая достигала 43 тонн. В остальном Mk.VIII походил
на своих предшественников. Вооружение состояло из двух 57 мм пушек
Гочкиса в бортовых спонсонах и пулеметы в шаровых установках рубки. На
британских танках пулеметы были системы Гочкиса, на американских —
Браунинг M1 919.
Толщина бронелистов колебалась от б до 16 мм. Компоновка танка
отличалась от предыдущих "ромбов" наличием перегородки, отделявших мотор
от отделения управления, что положительно сказывалось на
пожаробезопасности и обитаемости танка. Двигатель "Либерти" специально
был дефорсирован до 338 л.с. за счет меньшей степени сжатия. Двигатель
оборудовался электростартером, но завести его без помощи ручки было
тяжело. Ходовая часть включала 29 катков на каждый борт. Скорость не
превышала 8 км/ч.
По большинству материалов экипаж танка включал 11 человек. Однако по
одному из документов экипаж состоял из восьми человек: командира танка,
водителя, двух наводчиков орудий, трех пулеметчиков и механика (он
размещался в силовом отделении). Возможно, что этот экипаж дополнялся
еще двумя заряжающими и одним пулеметчиком, то есть достигал 11 человек.
Посадка экипажа в танк осуществлялась через бортовые двери и люк в
крыше рубки танка. Слева по борту рубки устанавливалась мачта семафора
для сигнализации. Внутренняя связь осуществлялась с помощью
ларингофонов. Микрофон размером с кнопку крепился на горле танкиста с
помощью эластичного ремешка. Связь осуществлялась между командиром
танка, водителем, механиком и наводчиками орудий. Переключатель связи
располагался у командира. Причем командир мог управлять танком снаружи,
держа связь с водителем через длинный внешний провод. Правда, от
последней системы отказалась в пользу флажковой сигнализации.
Первый "американский" танк был изготовлен 5 января 1920 года. Через
полгода — 5 июня 1920 г — был сдан последний, сотый Mk.VIII. Доводка и
освоение танка шли с большим трудом из-за целого "букета" недостатков.
Так, танковый двигатель "Либерти" был очень пожароопасен (позже этот
недостаток достался и советским танкам БТ-2 вместе с этими же
двигателями — как у американских, так и у советских танкистов попытка
завести мотор очень часто кончалась тушением пожара из ручных
огнетушителей). Хотя танк в межвоенный период был хорошо освоен в
войсках и широко применялся на учениях для сопровождения пехоты, он
довольно скоро стал считаться устаревшей машиной — военные все более
отдавали предпочтения более легким и подвижным боевым машинам. Дело
дошло до того, что в 1936 г. было решено вообще исключить сам термин
"тяжелый танк" из системы военных стандартов. Сами танки к тому времени
уже находились на хранении на Абердинском полигоне, где простояли до
начала второй мировой войны, после чего их передали Канадским войскам
для подготовки танковых экипажей.
М6 — первый блин комом
Начало второй мировой войны сдвинуло американское танкостроение с
мертвой точки. Но упор в первую очередь делался на легкие танки,
способные вести маневренную войну, осуществляя глубокие прорывы в тыл
противника. Сильные узлы сопротивления и укрепрайоны при этом
планировалось просто обходить. Порукой тому был опыт использования
немецких танковых войск в польской и французской кампаниях. В результате
на начало второй мировой войны в американской танковой дивизии два
полка вооружались легкими танками и только один средними — М3. Но даже к
среднему М3 американские военные подходили очень острожно, надеясь
сначала испытать машину в реальном бою, прежде чем дать зеленый свет его
массовому производству и увеличению количества вооруженных им танковых
подразделений. Тем не менее, отдельные сообщения об использовании
тяжелых танков во время боев в Европе (например, появление в печати
фотографий немецких трехбашенных тяжелых танков в Норвегии), не могли
оставить равнодушными американских военных. В результате 20 мая 1940 г
командующий сухопутными войсками санкционировал работы по тяжелому танку
массой порядка 50 тонн.
T1E1
Американцы не были оригинальными, подобно большинству тяжелых танков
межвоенного периода они видели новую боевую машину многобашенной: четыре
башни — две с 76 мм коротко-ствольными пушками, одна с 37 мм пушкой и
пулеметом и одна с 20 мм пушкой и пулеметом. Этот довольно ретроградский
проект был одобрен и получил обозначение Т1. Попытка построить макет
такой крепости на колесах привела к закономерной корректировке проекта, и
было решено оставить одну башню с широким погоном, но с длинноствольной
76 мм пушкой на базе зенитного орудия Т9 в одной маске с 37 мм пушкой
М5Е1. На башне должна была ставиться командирская башенка от среднего
танка М3 с 7,62 мм пулеметом. По бортам корпуса устанавливались два
неподвижных 7,62 мм пулемета, огонь из которых вел механик-водитель. В
распоряжении его помощника была еще спарка 12,7 мм пулеметов в подвижной
установке. Кроме того, на башне на кольцевой установке монтировался
12,7 мм зенитный пулемет.
Пилотный T1E2 во время официальной презентации
Главной проблемой при разработке танка массой 50 тонн был выбор
силовой установки. После ряда проработок остановились на 960-сильном
двигателе Райт G-200 воздушного охлаждения с гидромеханической
трансмиссией. Правда, позже стал прорабатываться вариант с
электротрасмиссией разработки Дженерал-электрик. Танк с ней назывался
Т1Е1. Но к моменту готовности первого опытного образца обе эти
трансмиссии еще не были готовы. В результате остановились на
механической трансмиссии, после чего танк переименовали в Т1Е2. Головной
фирмой по сборке T1E2 была "Бэлдвин локомотив воркс", которая уже в
августе 1941 г. приступила к заводским испытаниям первого прототипа.
Одновременно фирма готовила серийное производство.
Уже на следующий день после нападения японцев на Перл-Харбор Т1Е2 был
официально представлен Департаменту вооружений вместе с серийным
образцом среднего танка М3. Несмотря на грозный внешний вид,
демонстрация Т1Е2 сразу показала серьезные проблемы с трасмиссией. Так,
во время прогона танка по полигону у него заклинили тормоза и коробка
передач. В результате водитель управлял танком с помощью ручных тормозов
и не переключая коробки передач. К тому же заклинило и башню.
Танк пришлось вернуть в цех для доработки. В результате модернизации
системы выхлопа и вентилятора охлаждения двигателя внешний вид силового
отделения заметно изменился. Танк планировали максимально унифицировать с
серийными средними танками М3 и М4, снять командирскую башенку, а также
один из неподвижных пулеметов.
M6
Вступление США во вторую мировую войну заставило американских военных
поторопится с запуском в серию тяжелого танка. Т1Е2 было решено
поставить в производство еще до окончания полного цикла испытаний,
подобно тому, как поступили ранее со средним танком М3. Выявленные в
последствии недоработки планировали исправлять прямо на сборочных
линиях. Лихорадочная работа по запуску танка в серию привела к решению
использовать все, что было под рукой, типа дизеля Дженерал-моторc и
гидромеханической трансмиссии. Корпус танка при этом выполнялся как
сварным, так и литым. Модели танка с литым и сварным корпусом,
двигателем "Форд" и механической трансмиссией назывались Т1Е2 и Т1Е3,
соответственно. Было решено закупить 1084 таких машин, переименованных
при этом 13 апреля 1942 г. в Мб и М6А1, соответственно.
M6A1
К тому времени бронетанковые войска, столкнувшись с проблемой
массовой переброски техники на заморские театры военных действий, пришли
к заключению, что легче перевести за море два 30-тонных средних танка,
чем один 60-тонный тяжелый — по мнению американских танкистов
эффективность двух средних танков была выше, чем одного тяжелого. В
результате заказ вскоре был сокращен до 115 машин.
Спешка с производством танка привела к тому, что специально
спроектированная гидромеханическая трансмиссия так и не была на него
установлена. Зато успешно был испытан танк с электротрансмиссией. По
результатом испытаний было решено расширить заказ до 230 танков. При
этом танки с электротрансмиссией должны были поступать на вооружение
армии США, а с механической трансмиссией — поставляться союзникам по
"ленд-лизу". Новую модель даже планировали назвать М6А2. Но к тому
времени, танкисты окончательно убедили командование сухопутных войск США
в отсутствии необходимости в тяжелом танке. В результате Служба
снабжения армии приняла решение прекратить серийное производство Мб с
40-й машины.
Армия, правда, испытала уже выпущенные танки на Абердинском полигоне и
пришла к неутешительному итогу: машины никуда не годились. Вооружение
машины, для ее веса, было слабым, 37 мм пушка вообще была не нужна, были
серьезные просчеты и в компоновке боевого отделения. Положение хотели
исправить установив в танк 90 мм пушку, но для этого башня была
тесноватой.
Тем не менее, спустя почти два года после решения прекратить
серьезные работы с Мб, к тяжелому танку вновь возник интерес. После
высадки союзников в Нормандии уже выпущенные серийные машины хотели
модифицировать — путем экранировки довести толщину брони лобовой детали
до 190 мм по нормали и установить новую башню со 105 мм пушкой. Всего
планировали так переделать 15 танков М6А1, но, когда запрос о
необходимости в таких машинах был передан командующему союзными войсками
в Европе Эйзенхаузеру, тот вполне резонно заметил, что от 15 танков
толку на Европейском ТВД будет мало. Этот ответ тут же привел к
прекращению всех работ по танку.
Тяжёлый танк M6A2E1
Правда, два образца, получившие обозначение М6А2Е1, использовались
для испытания 105 мм пушки в новой башне для нового тяжелого танка Т29. В
декабре 1944 г. все танки серии Т1Е1, Мб и М6А1 было решено сдать на
слом.
Одна машина осталось в коллекции танкового музея полигона в Абердине.
Сверхтяжелый танк Т28 — самоходное орудие Т95
Вообще прекращение работ по М6А2Е 1 было связано в первую очередь не с
недоверием американских военных к тяжелому танку, а с небольшим
количеством годных для переделки машин. Работа же по новым тяжелым
танкам прорыва уже шла с сентября 1943 г.
Готовясь открыть второй фронт в Европе, американские военные сошлись
во мнении, что для прорыва долговременных оборонительных позиций вроде
немецкого "Западного вала" понадобится тяжелый танк с максимально
возможным бронированием и мощной пушкой для уничтожения бетонных
долговременных оборонительных сооружений. После долгих согласований
между военными и департаментом вооружения в марте 1945 г. было решено
заказать пять танков под обозначением Т28 массой до 95 тонн с 305 мм
лобовой броней и 105 мм пушкой Т5Е1.
Учитывая большую толщину брони, танк было решено сделать безбашенным с
установкой 105 мм пушки в лобовой детали корпуса. Вспомогательное
вооружение при этом должно было состоять только из зенитного 12,7 мм
пулемета на командирской башенке. Так как планировали использовать
500-сильный двигатель "Форд-GAF" от танка "Першинг" М26, возникли
проблемы с обеспечением подвижности такой тяжелой машины. Было решено
установить по две пары гусениц с каждого борта. При этом внешние
гусеницы могли демонтироваться экипажем и буксироваться за танком при
движении по шоссе. Учитывая такую компоновку машины, ее было решено
переименовать в самоходное орудие Т95.
Из-за большой загрузки промышленности военными заказами долго не
могли найти подрядчика для изготовления этих самоходок. В конце концов
свое согласие дала фирма "Пасифик кар и фаундари компани", которая в мае
1945 г. приступила к работе. Уже к августу 1945 г был собран первый
корпус. Но с окончанием войны на Тихом американцы ограничились выпуском
только двух самоходок. Первую из них отправили на Абердинский полигон в
декабре 1945 г, вторую — в январе 1946 г.
Испытания показали, что Т95 имеет очень небольшую скорость движения —
не более 12 км/ч. Тем не менее, в процессе испытаний самоходки
"накрутили на гусеницу" порядка 865 км, включая 660 км по целине, что,
учитывая небольшую скорость машины, заняло довольно много времени.
Тяжело бронированная, с мощным вооружением самоходка Т95 не вписывалась в
концепцию бронетанковых вооружений Сухопутных войск США. Так, танки
должны были иметь башню, а самоходки — обычно легко бронировались для
достижения максимальной мобильности. Т95 не вписывалась ни туда, ни
туда. В результате в июне 1946 г название было вновь изменено — машина
опять стала тяжелым танком Т28. Тем не менее работы по Т28 прекратились —
100-тонный вес для танка посчитали излишним.
Один Т28 сейчас хранится в коллекции музея в Форт-Нокс.
Ответ на "Королевский тигр"
Помимо интереса к тяжелым танкам прорыва, работы американцев в
области тяжелого танкостроения подстегивались сообщениями об
использовании немцами своих тяжелых танков в Европе. И если своеобразным
ответом на тяжелый немецкий танк "Тигр", знакомый американцам еще с
1943 г, был средний танк "Першинг", названный тяжелым скорее для
успокоения экипажей, то появление информации о еще более мощных тяжелых
немецких машинах типа "Королевский тигр" и "Ягдтигр", привели к решению
начать работы сразу над двумя типами тяжелых танков. Один из них со 105
мм пушкой получил обозначение Т29, второй — со 155 мм — Т30. Характерно,
что сразу планировалось заказать аж 1200 танков Т29.
Опытный танк Т29Е3 – хорошо виден дальномер
Отличительной особенностью 70-тонного танка была новая
гидромеханическая трансмиссия типа "кросс-драйв", сочетающая в одном
узле коробку передач и тормоза. Трансмиссия имела сначала чисто
электрическое дистанционное управление, но отсутствие у водителя
"чувства танка" привело к решению вернуться к механической проводке
управления, оставив электродистанционным только переключение скоростей.
Двигатель первоначально выбрали "Форд GAC" мощностью 770 л.с. В ходовой
части широко использовались узлы от "Першинга", например, траки гусениц,
только уширенные до 71 см.
Корпус танка сваривался из литых и катанных деталей. Башня была
литой. Максимальная толщина брони башни достигала 175 см, а корпуса -100
мм при угле наклона в 54°. Вооружение состояло из 105 мм пушки Т5Е1 с
боезапасом из 63 снарядов. С пушкой спаривались два 12,7 мм пулемета.
Еще один пулемет был на крыше башни перед люком заряжающего. Экипаж
состоял из шести человек: водителя и его помощника — в отделении
управления; командира — в нише башни; наводчика — в правой части башни;
двух заряжающих — по бокам казенной части орудия.
Опытный тяжелый танк T30
12 апреля 1945 г. вместе с заказом на серийное производство на фирме
"Пресс стил кар компани" было решено изготовить четыре опытных танка. К
моменту окончания войны на Тихом океане фирма успела собрать только один
опытный танк, после чего последовало решение о прекращении серийного
производства. Правда, чуть позже на Дейтройтском арсенале запланировали
собрать еще 10 танков для проведения различных испытаний. Вскоре их
число сократили до восьми.
Опытный танк Т30, вид сверху (башня развернута на корму)
Реально на испытания первый Т29 выставили только в октябре 1947 г. К
тому времени было ясно, что танк не имеет никаких перспектив, и его
испытания предназначались только для оценки различных узлов с прицелом
возможности их использования на перспективных танках.
На восьми опытных танках Т29 испытывались двигатели Аллисон
V-1710-Е32 мощностью 870 л.с. с трансмиссией типа "кросс-драйв" CD-850,
гидравлические механизмы наведения орудия вместе с баллистическим
вычислителем разработки Массачусеттского технологического института,
различные накатники 105 мм орудия Т5, целый ряд панорамных прицелов, а
также специальный дальномер.
T29E3
Вскоре к танкам Т29 присоединились и два Т30, главным отличием
которых был двигатель "Континентэл" AV-1790-3 мощностью 810 л.с.
Собственно испытания этого двигателя и трансмиссии CD-850 стали основной
целью работы над этими двумя опытными танками. Кроме того, на Т30 в
башне аналогичной танкам Т29 монтировалась 155 мм пушка Т7. Вес снаряда
достигал 43 кг, а общий вес выстрела — 61 кг. Это ограничивало боезапас
только 34 выстрелами. Применение тяжелого снаряда заставило использовать
пружинный досылатель. Но даже до испытания танка было ясно, что нужен
механизм автоматического заряжания орудия. Такое устройство было
смонтировано на одном Т30. Заряжание при этом происходило на постоянном
угле склонения орудия. Кроме того, в распоряжении заряжающего было
специальное устройство для подъема снарядов внутри танка. Внешне танк с
автоматом заряжания отличался только лючком для выброса стрелянных
гильз.
Т34
Тем не менее бронепробиваемость 155 мм орудия не удовлетворила
Департамент вооружения США, и там решили создать 120 мм танковое орудие
на базе зенитной пушки. Начальная скорость бронебойного снаряда такого
орудия оценивалась в 1250 м/с по сравнению со 1128 м/с для 105 мм орудия
Т5 и 700 м/с для 155 мм орудия Т7. Новым 120 мм танковым орудием Т53
было решено перевооружить оба Т30, переименованных по этому случаю в
Т34. Внешне новые танки отличались от Т29 и Т30 только новым орудием и
100 мм плитой-противовесом, приваренной к кормовой нише башни.
Первые же испытания нового орудия на Т34 показали, что в боевом
отделении резко повышалась загазованность, а порой из открытого канала
ствола выбрасывались частички непрогаревшего пороха метательного заряда,
что привело к ожогам нескольких танкистов. Первоначально канал ствола
пытались продувать сжатым воздухом, но потом остановились на дульном
эжекторе, который полностью решил эту проблему. После успешных огневых
испытаний на Т34 дульный эжектор прочно обосновался на американских
танках.
Т32 — тяжелый из среднего
Опыт боев американских бронетанковых войск в Европе показал, что
помимо мощного вооружения, от танка требовалась и мощная бронезащита. В
результате штаб Сухопутных войск выступил с инициативой создать на базе
среднего танка "Першинг" сильнобронированный тяжелый танк. Решение этой
задачи виделось американским танкостроителям в двух направлениях:
простой доработки "Першинга" путем усиления его бронирования и переделки
трансмиссии для сохранения при этом его подвижности (в результате
получился танк Т26Е5, позже переквалифицированный в средний танк), либо
создание нового тяжелого танка с максимальным использованием узлов
"Першинга". Последнее и привело к появлению тяжелого танка Т32, четыре
опытных экземпляра которого были заказаны в феврале 1945 г.
Проектные работы по Т32 шли очень быстро за счет максимальной
унификации с другими танками уже отработанных узлов: двигатель и
трансмиссию взяли от тяжелого Т29; ходовую часть, добавив один опорный
каток, — от "Першинга". На первых двух танках лобовая деталь корпуса с
максимальной толщиной 127 мм при угле наклона 54°. была литой, на двух
следующих — их назвали Т34Е1 — катанной, сварной. Вооружение должно было
состоять из 90 мм пушки Т15Е2 с максимальной начальной скоростью
бронебойного снаряда в 1143 м/с и двух 7,62 мм пулеметов.
Первые два опытных Т32 были готовы в начале 1946 г, а в начале лета к
ним присоединились и два Т32Е1 — то есть раньше, чем тяжелые танки Т29.
В результате именно на Т32 была впервые опробована трансмиссия типа
"кросс-драйв" ЕХ-120, которая после доработок уже под именем CD-850,
стала стандартной для многих американских танков. Фактически испытание
отдельных узлов для будущего поколения американской бронетанковой
техники и стало основной задачей испытаний Т32. Собственно к окончанию
второй мировой войны, ни Т32, ни Т29-Т30-Т34 не поспели, и,
следовательно, перспектив, на серийное производство не имели...
М103 — венец американских тяжелых танков
Сразу после окончания второй мировой войны разработка новых
американских тяжелых танков застопорилась, и лишь охлаждение отношений
со своим бывшим союзником — СССР, заставило неспеша начать работы в этом
направлении. В качестве образца перед глазами американских
танкостроителей стоял советский тяжелый танк ИС-3, произведший на них
очень большое впечатление.
От американских тяжелых танков серии Т29-Т34 советский ИС-3 выгодно
отличался меньшей массой при более высоком уровне бронезащиты и
адекватной мощи вооружения. В результате в США специально созданная
комиссия под руководством генерала Стилвелла рекомендовала создать новый
тяжелый танк, получивший обозначение Т43, на базе Т34 путем уменьшения
его веса с 70 до 58 тонн за счет более короткого корпуса и сокращения
экипажа до четырех человек (вводился автомат заряжания). Кроме того, на
танк следовало поставить 120 мм облегченную пушку. Для сохранения уровня
защиты при меньшем весе брони планировалось широко использовать литые
детали (вес танка при этом сократился до 55 тонн). Макетная комиссия,
проведенная на Дейтройтском арсенале, в декабре 1949 г, рекомендовала
исключить автомат заряжания и ввести в экипаж второго заряжающего.
Работы по Т43 шли довольно вяло, пока в июне 1950 г. не началась
Корейская война и не возникла угроза применения советских ИС против
американских войск. Сразу стало ясно, что американские бронетанковые
войска ничего не могут противопоставить советским тяжелым машинам.
Работы по Т43 сразу ускорились и одновременно был выдан заказ на 300
серийных и несколько опытных танков. Уже в июне 1951 г. фирма "Крайслер"
поставила для испытаний первый Т43. Танк был вооружен 120 мм пушкой Т
122 с начальной скоростью снаряда в 1007 м/с. На опытных танках стояла
командирская башенка от танка М47, а на первых серийных — от танка М48
со 12,7 мм пулеметом. Танк унаследовал от тяжелых Т29-Т34 двигатель
"Континентэл" АV-1790 мощностью 810 л.с. и трансмиссию CD-850. Ходовая
часть при этом имела на два опорных катка по каждому борту меньше.
Вся серия из 300 танков была выпущена "Крайслером" в 1953-54 гг. Ее
приемка осуществлялась по результатам испытаний шестого опытного и
восьмого серийного танков. Однако сказалась спешка с изготовлением
танка: системы наведения орудия и управления огнем работали
неудовлетворительно (практически их следовало заменить на новые), ниша
башни нагревалась от силового отделения, а в отделение управления
попадали выхлопные газы. По результатам испытаний в танк следовало
внести не менее 100 различных изменений и доработок. В результате в 1955
г. было принято решение отправить все 300 танков на хранение — на
вооружение сухопутных войск Т43 принят не был.
Чтобы не пропадать "добру" армия решилась таки после незначительных
доработок принять на вооружение 74 танка Т43, которые после этого
получили обозначение "120 мм боевой танк M103" (классификация
американских танков после войны была принята по калибру орудия). На эти
танки поставили новую командирскую башенку с 12,7 мм пулеметом. Со 120
мм пушкой на М103 были спарены два 7,62 мм пулемета. Силовая установка
из двигателя AV-1790-5B и трансмиссии CD-850-4В работала вполне
удовлетворительно, только установили дефлектор выхлопных газов, чтобы
они не нагревали башню.
Доработку систем управления огнем решили провести на опытном танке
Т43Е2. На нем вместо гидравлических поставили электрические приводы
наведения орудия, а один из спаренных пулеметов заменили на
телескопический прицел. Танк получил стереоскопический дальномер с
автоматической передачей данный в баллистический вычислитель наводчика.
Одновременно из командирской башенки убрали 12,7 мм пулемет. Много
намучились со специальным дефлектором дульных газов — он же дульный
тормоз. Основное назначение дефлектора заключалось в уменьшении облака
пороховых газов, пыли и грязи, которое образовывалось при выстреле из
такого мощного орудия и практически закрывало цель для наводчика. Толку
от дефлектора оказалось мало и его вскоре сняли совсем.
Новый вариант, получивший обозначение М103А1 уже полностью
удовлетворял требованиям армии, но та не планировала заказывать новых
тяжелых танков. Положение спас Корпус морской пехоты, который заказал
переделку в М103А1 219 танков Т43. Все заказанные М103А1 были поставлены
корпусу до июля 1959 г. Армия, правда, то же не осталась в стороне и
взяла "в займы" у морских пехотинцев 72 М103А1.
Описание танка М103А1.
Корпус и башня танка выполнялись как крупногабаритные отливки сложной формы с приваренными плоскими плитами брони днища.
Компоновка классическая, с кормовым расположение силового агрегата и
трансмиссии. В передней части корпуса эллиптической формы, по центу
располагалось рабочее место механика-водиетля. В следовавшем за ним
боевом отделении располагались командир танка, наводчик и два
заряжающих. Расположенное в корме моторно-трансмиссионное отделение
вмещало V-образный 12-ти цилиндровый двигатель AV-1790-5B (-7, -7B или
-7С) воздушного охлаждения, компании Continental, мощностью 810 л.с при
2800 об./мин. Дополнительный одноцилиндровый двигатель вращал
300-амперный генератор, второй такой же генератор работал от основного
двигателя. Гидравлическая трансмиссия Cross-Drive CD850-4 (-4A, -4B)
компании Allison обеспечивала две скорости переднего ходя и одну –
заднего. Тормоза многодисковые, скомпонованные вместе с трансмиссией в
единый блок. Подвеска танка включает по семь опорных и шесть
поддерживающих катков на борт. В качестве упругих элементов использованы
торсионы. Первые три и последние два опорных катка снабжены
амортизаторами. Гусеничные ленты шириной 28” обеспечивают удельное
давление на грунт в пределах 0,91 кг/см².
Вооружение включает в себя 120 мм нарезное орудие М58 с боекомплектом
38 выстрелов раздельного заряжания, 7,62 мм спаренный пулемёт и 12,7 мм
пулемёт на командирской башенке, боекомплект пулемётов 5250 и 1000
патронов соответственно. Обычно боекомплект состоял из 18 бронебойных
выстрелов, 15 осколочно-фугасных и пяти дымовых. Тут любопытно отметить
довольно большой процент осколочно-фугасных снарядов и наличие дымовых —
дело в том, что философия применения танков Корпусом Морской Пехоты
(где находилось большинство танков М103) предусматривала тесное
взаимодействие с пехотой, и танк выполнял не исключительно
противотанковые задачи, но и осуществлял поддержку пехоты.
Система управления огнём включала в себя стереоскопический дальномер
командира (установленный в самой башне), баллистический компьютер
(механический на ранних сериях и электронный на М103А1 и А2) и
перископический прицел наводчика. Действия командира танка сводились к
обнаружению цели и измерению дальности до неё, наводчик вводил в
компьютер данные о типе снаряда и внешних условиях вручную, после чего
орудие автоматически устанавливается на требуемый угол возвышения.
Дополнительно наводчик может использовать телескопический прицел, в
случае выхода из строя либо повреждения перископического прицела.
На танках М103А1 устанавливался вращающийся полик башни, что
облегчало работу заряжающих, в противном случае вынужденных "танцевать"
вокруг казенника орудия при поворотах башни на полу боевого отделения.
В 1961 г. Корпус морской пехоты решил переоборудовать танки М103А1
под дизельный двигатель Континентэл AVDS-1790-2A. Запас хода при этом
возрос со 130 до 480 км. Танк был также оборудован системой снижения
заметности в инфракрасном диапазоне. Почти полностью обновили прицельное
оборудование, добавили инфракрасный прожектор. Новая версия танка была
принята на вооружение под обозначением М103А2. После испытаний с этими
доработками опытных танков М103А1Е1 в августе 1962 г., был выдан заказ
на переоборудования 153 танков М103А1. В 1968 г. Так до
Источник: http://nnm.ru/blogs/smprofi/amerikanskie_tyazhelye/ |