Боевой "Кукурузник". Ан-2. СССР
Возможность боевого применения Ан-2
рассматривалась еще при его создании. В апреле 1947 г. ОКБ-153 (сейчас
АНТК им.О.К.Антонова) приступило к разработке на базе своего первенца
специального трехместного самолета, предназначенного для ведения ночной
разведки и корректировки артогня. Высокая маневренность, достаточно
большая продолжительность полета, малая эволютивная скорость,
минимальный разбег и пробег Ан-2 как нельзя лучше подходили для
выполнения специфичных задач.
Машина, получившая обозначение «Ф» («Федя»),
была во многом аналогична базовой модели. Серьезные изменения претерпели
только хвостовое оперение и фюзеляж, начиная от десятого шпангоута. В
этом месте находилась кабина наблюдателя, представлявшая собой
полностью остекленную ферменную конструкцию. Продольные силовые
элементы фермы сходились к тонкой конической хвостовой балке. К ней
крепился стабилизатор с разнесенными килями и неубирающееся хвостовое
колесо. Для отражения атак истребителей с задней полусферы за верхним
крылом установили турельную установку ВЭУ-1 с 20-мм пушкой БД-20Э.
Рабочие места экипажа и двигатель защищались броней (ее общая масса -
250 кг). Предполагалось, что самолет может использоваться в качестве
ночного бомбардировщика, для чего его оснастили еще одной 20-мм пушкой
(в правой нижней плоскости), четырьмя подкрыльевыми держателями для
100-кг бомб, а также двумя кассетами в фюзеляже для вертикальной
подвески шести 50-кг бомб.
АН-2НАК
Первый опытный экземпляр под обозначением
Ан-2НАК (ночной арткорректировщик) поднялся в воздух в апреле 1949 г. До
февраля 1950 г. летчики А. Пашкевич и В. Диденко провели всесторонние
испытания, показавшие, что машина отвечает требованиям для такого типа
самолетов. Однако в серию эту модификацию Ан-2 решили не запускать, так
как в начале 50-х гг. было признано, что для выполнения подобных задач
целесообразнее применять вертолеты.
Следующим боевым вариантом Ан-2 стал
разработанный в 1958-59 гг. проект высотного самолета (Ан-2А) для борьбы
с автоматическими разведывательными аэростатами. Машина создавалась на
базе метеозондировщика Ан-6 и отличалась от него установленным в
кабине экипажа автоматизированным прицелом-искателем, а также
расположенной в средней части фюзеляжа (сразу за крылом) дистанционной
установкой с пушкой АМ-23 и прожектором для ночного поиска целей.
Кабина метеоролога в хвостовой части фюзеляжа отсутствовала.
Почти одновременно был подготовлен проект и
более радикальной переделки Ан-2 для тех же целей. Самолет, получивший
обозначение Ан-3, представлял собой двухместный подкосный
цельнометаллический моноплан с крылом большого удлинения. Его
спецоборудование и вооружение ничем не отличались от Ан-2А. Однако обе
эти разработки остались только в чертежах, и борьбу с разведзондами
по-прежнему вели реактивные истребители ПВО.
Казалось, что с боевым применением Ан-2
покончено навсегда. Но все же антоновскому биплану повоевать пришлось, и
доля эта досталась совершенно не приспособленным для боевой работы
мирным «Аннушкам». Первый такой достоверно известный случай относится к
венгерским событиям 1956 г.* При подавлении восстания Аны
использовались как транспортные самолеты, летали на визуальную разведку
и разбрасывание листовок над отрядами Имре Надя, при этом часто
подвергаясь обстрелу с земли.
Во время необъявленной войны между Китаем и
гоминьдановским Тайванем, 23.01.1962 г. экипаж Ан-2 перелетел на своем
самолете с материка на остров. Позже летчики генералиссимуса Чан Кай Ши
использовали эту машину для выполнения спецзаданий на территории КНР.
Не остались Ан-2 в стороне от войны в Индокитае.
Первыми боевыми заданиями для Анов ВВС ДРВ стали полеты в Лаос в
1960-62 гг., где в тот момент шла гражданская война. Вьетнамцы
доставляли оружие и снаряжение своим союзникам - отрядам «Патет-Лао» и
левым нейтралистам. Почти в то же время Ан-2 потрудились над «тропой Хо
Ши Мина», снабжая вьетконговцев.
В 1964 г. американцы начали широкомасштабные
воздушные бомбардировки ДРВ, а ее прибрежные районы подверглись
обстрелам с кораблей 7-го флота США и Южного Вьетнама. В качестве одной
из мер противодействия ВВС ВНА** применили Ан-2. Известен случай, когда
ночью звено «двоек» под командой Фан Ньы Кана*** потопило боевой
корабль ВМФ Южного Вьетнама (корвет или фрегат по современной
классификации) и повредило десантный корабль. При выполнении задачи Аны
несли по 8 НУРС С-8.
Ан-2 привлекались для борьбы с джонками и
катерами, которыми на территорию ДРВ забрасывались диверсанты и
разведагентура. Для этих целей на самолеты монтировались держатели для
мелких бомб и один-два пулемета, стрелявших с одного борта. Таким
образом получился своеобразный «ганшип» по-северовьетнамски. В печати
отмечалось, что Аны в этом амплуа действовали успешно.
ВВС ВНА применяли «двойки» и для действий по
наземным целям. Так, в журнале «Авиация и космонавтика» (4'80)
указывалось, что четверка Ан-2 нанесла удар по РЛС, «расположенным в
тылу противника». В американских источниках упоминалось о налете группы
Анов на одну из военных баз США в Лаосе, в ходе которого три самолета
были сбиты, причем один из них - вертолетчиками. 20.12.1966 г. еще два
Ан-2 сбила пара F-4 из эскадрильи VF-114 ВМФ США.
В 1970 г. несколько Ан -2 в качестве
транспортных самолетов использовались правительственными войсками
Камбоджи в боях с партизанами. Часть «двоек» была сбита, а часть
уничтожена при обстреле аэродрома. Через девять лет Анам вновь пришлось
повоевать в этой стране. В 1979 г. вьетнамские войска, разгромив режим
Пол-Пота, заняли всю территорию Камбоджи (в то время Кампучии), но
втянулись в затяжную войну с отрядами «красных кхмеров». В ходе ее Ан-2,
помимо транспортных перевозок, выполняли функции передовых
авианаводчиков. Экипажи, обнаружив «достойные внимания» цели,
«обрабатывали» их НУРСами, бомбами либо просто ручными гранатами с
белым фосфором, при горении которого выделялся густой белый дым,
служивший ориентиром для ударных самолетов.
Источник: http://alternathistory.org.ua/boevoi-kukuruznik-2-sssr |