На
мартовские слетал в Мюнхен, который помимо пивных путчей и
автомобильных промзон известен еще и знаменитой киностудией Бавариафилм.
А самый знаменитый фильм этой студии - как раз "Лодка", Das Boot.
Поэтому при желании можно попасть на экскурсию по "местам боевой славы",
ну а желания попадать в такие места у меня как раз не занимать :)
На
входе встречает здоровенная плавающая модель, которую применяли для
съемок подводной лодки, идущей в надводном положении. Внутри корпуса
прятался экипаж, для которого сделаны небольшие иллюминаторы, подводная
часть копруса некопийна, поскольку к ней приварены специальные
цилиндрические поплавки. Во время съемок в Ла-Рошели группа однажды
обнаружила пропажу этой модели. Как оказалось, продюссеры втихую сдали
ее в аренду Стивену Спилбергу для съемок в "Индиане Джонсе и потерянном
ковчеге". Во время шторма модель дала течи и затонула, но впоследствии была поднята, подлатана и снова пущена в дело.
Полноразмерная
рубка U-96. Ее снимали в студийном павильоне, поливая под давлением
водой из шлангов и обдувая искусственным ветром.
С
рубкой связана трагикомическая история. В один из моментов напор воды
был так силен, что актера Яна Феддера, игравшего боцмана Пилгрима,
попросту смыло "за борт". Раздались крики "Человек за бортом!",
морщащегося от боли в сломанных ребрах актера втянули обратно. Режиссер
Вольфганг Петерсен сначала не заметил подвоха и решил, что актеры просто
сымпровиззировали, и решил повторить понравившийся дубль.
В
итоге непредусмотренная в сценарии сцена в неизменном виде целиком
вошла в фильм, а роль Пилгрима пришлось переписать, чтобы оправдать его
лежачее состояние.
Еще одна модель, поменьше.
Ну
и самый главный экспонат - собственно, Лодка. Чтобы полностью передать
все ощущения от пребывания внутри стального гроба, Петерсен отошел от
традиционных технологий студийных павильонных съемок. По историческим
чертежам был с максимальной точностью воссоздан интерьер, в том числе по
фотографиям. которые автор книги, Лотар-Гюнтер Букхайм, делал во время
своего похода на настоящей U-96 во время войны.
В
лодке не было сделано никаких открывающихся пространств или специальных
проходов для камер, и актеры, и съемочная группа должны были провести
много месяцев внутри самых обычных отсеков - так у них развилась должная
степень клаустрофобии и привычки быстро передвигаться в узких
загроможденных проходах.
Двигательный отсек
Поскольку
наружу их не выпускали, то изменения внешности тоже были вполне
аутентичными - без солнечного света кожа становилась все бледнее,
подводники обрастали сначала щетиной, а потом и бородами.
Обычная
камера чисто физически внутрь не пролезала, поэтому снимали специально
доработанной ручной камерой Arriflex с несколькими гироскопами для
стабилизации - фактически предком современных стэдикамов.
Чтобы
получить более-менее приличные снимки, пришлось отстать от экскурсии и
снимать без вспышки, упираясь во что придется - от вентилей и коек до
торпед :)
Камбуз
Кубрик
Кубрик
Магистрали
Перископ
Штурманский столик
Радиорубка
Вместо кормовых торпедных аппаратов - столб света из выхода.
Причем
вся эта многотонная конструкция была поднята на пять метров на
гидравлических опорах, которые качали, шатали, трясли и мотали лодку на
углы до 45 градусов для изображения качки и воздействия близких взрывов
глубинных бомб.