По-моему, самый интересный из лондонских музеев :) Провел там в сумме
полтора дня, причем снимал совсем мало, зато все облазил. На первом
этаже ресторанчик - никуда выходить не надо. Музей к югу от основных
достопримечательностей, за Темзой. Можно пешком от вокзала Ватерлоо,
можно на метро до пустынной маленькой станции Lambeth North, в которой
вместо эскалаторов лифт. Кругом уютные зеленые переулочки, и сам музей
окружен парком.
Вход сразу не разочаровывает :) [01]
Пятнадцатидюймовки
английских линкоров. Левая с HMS Ramillies, установлена в 1916,
демонтирована в 1941, успела пострелять по итальянцам в 1940. Правая - с
HMS Resolution, стояла на нем с 1915 по 1938, затем была установлена на
мониторе Roberts и в 1944 поучаствовала в высадке в Нормандии и на
острове Валхерен. [02]
Центральный зал музея. Вход, кстати, бесплатный. [03]
[04]
[05]
Sopwith
Camel 2FI. Морской вариант Сопвича. Этот самолет, пилотируемый Flight
Sub-Lieutenant Stuart D Culley, взлетев с баржи, буксируемой эсминцем
Redoubt, 11 августа 1918 сбил немецкий дирижабль L.53. Последний сбитый
дирижабль той войны. [06]
Supermarine Spitfire Mk Ia/R6915. 57 вылетов в ходе Битвы за Британию, 2 сбитых, еще 2 - в группе. [07]
[08]
Focke Wulf Fw190A-8/733682. [09]
Наблюдательная
кабина германского дирижабля. Спускалась на длинном тросе сквозь
облака. Потеряна дирижаблем LZ-90 в ночь на 3 сентября 1916. [10]
V-2. Первая боевая баллистическая ракета, Германия, 1944. Этот экземпляр, правда, учебный, зелененький :) [11]
Английский разведывательный Royal Aircraft Factory BE.2C/2699. [12]
Немецкий
Heinkel He162A-1 Salamander/120235. Проектировался как "народный
истребитель", максимально дешевый и простой. Между размещением заказа и
вылетом первого образца прошло всего 90 дней. Правда, страдал всеми
детскими болезнями реактивной авиации и простотой в пилотировании отнюдь
не отличался. [13]
Mitsubishi A6M5 Zeke. Секция фюзеляжа японского "Зеро", захваченного на аэродроме в Малайзии. [14]
[15]
Секция фюзеляжа Messerschmitt Me110, на котором в Шотландию в мае 1941 перелетел Рудольф Гесс. [16]
Нос Avro Lancaster 1/DV372 "Old Fred". 467 Squadron Royal Australian Air Force, 49 боевых вылетов ( ноябрь 1943 - июнь 1944 ). [17]
[18]
[19]
Немецкая зенитная 8.8 cm FlaK 18/36. [20]
Английская BAC Thunderbird 2, 1959. [21]
Трофейная Rheinmetall 20 Mm Twin Anti-Aircraft Cannon, захваченная у аргентицев на Фолклендах. [22]
[23]
Английская корабельная автоматическая 37 мм пушка QF 1-Pounder Mark-II на зенитном станке. 1903. [24]
[25]
Mark V Male tank ME9828 "DEVIL". Самец британского танка, 1918. Танки
Mark V делились на male и female разновидности, на снимке - самец с
пушечным вооружением. Самочки оснащались только пулеметами и были на 2
тонны изящней ( 28 тонн ). Любопытно, что из 9 сохранившихся экземпляров
5 находятся на территории бывшего СССР - в Кубинке, Архангельске, два в
Луганске ( парочка, male и female ) и в Харькове. [01] Правый орудийный спонсон снят для обзора обширных танковых внутренностей. Внутри больше корабль напоминает :) [02]
[03]
London
General Omnibus Company B43 LN 4743 OLE BILL. Лондонский автобус,
построен в 1911. Ездил по своим 8му ( Willesden to Old Ford ) и 25му (
Victoria to Seven Kings ) маршрутам, но в 1914 был реквизирован для нужд
армии, выкрашен в защитный цвет, и отправился по маршруту Антверпен -
Ипр - Сомма - Амьен, в качестве войскового и санитарного транспорта. В
1919 вернулся в Лондон, теперь уже на 8 и 9 маршрут. В 1920 прославился :
борт его посетил King George V лично. До этого монарху в автобусах
бывать не приходилось. Прибыл в IWM своим ходом в 1970 ( http://www.iwm.org.uk/searchlight/server.php?show=nav.24364 ). [04]
[05]
[06]
[07]
[08]
Британская тяжелая осадная гаубица BL 9.2 inch Mk I "Mother". Прототип серии, применявшейся и в Первой, и во Второй Мировой. [09]
Британский танк поддержки пехоты Churchill Mark VII. Двигался очень неторопливо, зато имел лобовую броню 152мм ( борт - 95мм ). [10]
[11]
Британский танк поддержки пехоты Mark II Matilda II. На заднем плане макет рубки подлодки с соответствующей экспозицией. [12]
Рацион британских подводников. [13]
Сверхмалая
немецкая подлодка Biber ( No.90 ). Самая маленькая из лодок,
выпускавшихся серийно. Эта лодка была обнаружена 29 декабря 1944
дрейфующей в ЛаМанше, ее пилот не смог перекрыть выхлопную систему
двигателя и погиб, отравившись угарным газом. [14]
[15]
Вернемся к бронетехнике. Британский тяжелый бронеавтомобиль Daimler Mk I. [16]
Вот
с такими танками вступила Америка в войну. M3 Grant "Monty". Monty не
просто так : всюду указывается used by Field Marshal Montgomery. Уж не
знаю, как фельдмаршал его use :) [17]
Вот с такими закончила. M4A4 Sherman V. [18]
Немецкий
истребитель танков Jagdpanther. Входил в состав Schwere
Panzerjäger-Abteilung 559 (heavy tank destroyer battalion), подбит в
Бельгии в ходе Battle of Hechtel, 6-12 сентября 1944. [19]
Т-34/85. Построен в Чехословакии в 1955, продан египтянам, захвачен израильтянами в 1956, передан музею в 1977. [20]
[21]
Теперь немного безымянной артиллерии - sorry, разбираюсь я в ней слабо, и определить, что на снимках, не в силах. [22]
[23]
[24]
[25]
[26]
Chevrolet
WB 30cwt. Использовался новозеландским патрулем в рейдах в пустыне (
LRDG, Long Range Desert Group ) во время войны в Северной Африке. Найден
в пустыне в 1980. [27]
И напоследок - личный его превосходительства Лоуренса Аравийского номерной мотоцикл Brough Superior SS100. [28]
[01] Экспозиция "Первая мировая война". [02]
[03]
[04]
Броненосец - немецкая детская игрушка. Он даже заводной :) [05]
Британский .303-inch Maxim Mark III medium machine gun, 1902. [06]
Первый противогаз. [07]
Справа - немецкий солдат образца 1918, с автоматом в руках. [08]
Шлем британского танкиста. [09]
Траншейные самоделки. [10]
Множество прекрасно выполненных моделей. [11]
[12]
[13]
Есть
и отличные реконструкции с эффектом присуствия. Вот здесь - в музейном
коридоре неожиданно видишь кривую дверь из косо сбитых бросовых досок.
Входишь - и оказываешься в английской траншее. Вспышки, звуки стрельбы. [14]
[15]
[16]
Форма армий восточной Европы. [17]
Японский пехотинец. [18]
[19]
[20]
[21]
Униформа британских фашистов. [22]
Напротив - их старшие братья. [23]
Экспозиция "Дети и война". [24]
[25]
В экспозицию входит типичный английский дом сороковых годов - целиком. [26]
[27]
[28]
[29]
[30]
[31]
Еще
одна реконструкция - бомбоубежище времен Битвы за Англию. Поснимать
там, к сожалению, не получилось. Под вой сирены посетители рассаживаются
по скамейкам в тесном подвальчике, темно, сверху - то тишина, то
грохот, что-то рушится, потом со скрипом открывается низенькая дверь в
другом конце убежища, и, подсвечивая фонариком, пожарный зовет всех
скорее выходить. Снаружи - разрушенная горящая улица, треск пламени,
запах гари, битые стекла под ногами. Внушает крепко :)
[32]
[33]
[34]
[35]
Экспозиция "Послевоенный период". Хороший такой коллаж, симметричный :) [36]