Как
и всякая уважающая себя европейская страна, в годы Второй мировой войны
Дания обзавелась двумя прямо противоположенными структурами:
добровольцами СС и бойцами Сопротивления (первые воевали на Восточном
фронте, вторые хмуро и осуждающе смотрели на немецких оккупантов). Про
ужасы оккупации и героев борьбы будет еще отдельный пост, а сегодня
хочется рассказать про агрегат, украшающий собой площадку перед
посвященным движению Сопротивления музеем Свободы в Копенгагене.
С
виду это похоже на бронеавтомобиль, что неудивительно - в девичестве
V-3, названные так в пику немецким вундерваффе V-1 и V-2, был именно
двухтонным грузовичком Форда, нам всем более известным в ипостаси
знаменитой "полуторки" ГАЗ-АА. Когда загремели победные залпы 1945 и
немцы засобирались домой, сопротивленцы решили, что наступило самое
время браться за оружие, а то еще повзрывают все перед уходом. Но
сначала надо подготовиться. Кому-то в голову пришла идея сделать
собственный броневик, благо грузовичок имелся. Рабочие паровозного депо в
городе Frederiksvaerk начали потихоньку тырить с работы метал и
навешивать его на машинку. И так вот днем работали на немцев, а ночами
доводили до ума ультимативный антионемечиватель.
Потом
случилось страшное: немцы слиняли раньше, чем началось восстание.
Немного обескураженные рабочие перетащили полуготовый броневик
непосредственно на завод, благо его директор внезапно прозрел на предмет
гадких оккупантов, и прятаться уже не надо было. Намертво приварили на
крышу круглую "башню" и выкатили машину за ворота, совершать подвиги.
ТТХ получившегося чуда были следующими: Основа - автомобиль Ford AA 1930 года Мотор: 40 л.с. Вооружение: "дырка для ружья"(с) и личное оружие экипажа. Экипаж: 1 водитель, 4 оператора дырок для ружья, 1 приданный полицейский Введен в действие : 5 мая 1945
Поскольку
немцев к тому моменту в стране уже не осталось, то воевать поехали
своих же соплеменников-датчан. Банда в 19 рыл некоего Йоргена Лоренцена,
местные нацисты, в годы оккупации вели себя самым безобразным образом,
грабили, насиловали, убивали, и под немцами все им сходило с рук, и вот
пришла наводка, что слинять на юг они не успели, а прячутся в какой-то
избушке лесника. Запрыгнув на V-3 и вооружившись, помимо револьверов,
ручным пулеметом, который пришлось оставить сверху на броне, 5 мая 1945
года бойцы, прихватив еще два обычных грузовика и автобус с личным
составом, поехали арестовывать негодяев в местечко Asserbo.
Подъехали
по единственной дорожке к дому и предложили сдаться. Надо сказать, что
от вида шушпанцера и до того невысокая мораль у нациков просела
окончательно, и они решили сдаваться, а один и вовсе застрелился, не
сходя с места.
И
вот тут начинается туманная прохладная история. По официальной
историографии, этот самурай так удачно жахнул в себя из пистолета, что
пуля, покинув его бренное тело, пробила стену дома и угодила точно в
броневик (и, кстати, после всех этих пертурбаций - пробила его "броню"
насквозь). Решив, что негодяи начали отстреливаться, хорошие открыли
огонь из пулемета и всех остальных стволов, моментально уложив троих
наповал и изрядно изувечив еще нескольких, после чего оставшимся
все-таки удалось сдаться. Всего в доме было 22 человека, не считая
буйного покойника. Их арестовали и предали скорому и справедливому суду,
после чего десятерых приговорили к вышке (из них пятерых реально
шлепнули, а вторую половину отпустили уже в 1949), а остальным назначили
сроки от 5 до 20 лет.
Это
было первое и единственное боевое применение V-3. В последующие недели
он ездил по стране, поднимая дух населения и участвуя в парадах,
посвященных победе над нацистами и освобождению от оккупации, добравшись
таким макаром даже до еще одной столицы Сопротивления, города Парижа.
Затем некоторое время броневик пребывал в заброшенности и даже служил
мишенью: все заметные на фотографиях пулевые отметины, за исключением
одной-единственной от пули незадачливого самоубийцы - результат более
поздних стрельб.
В конце концов машину поставили в качестве памятника перед музеем.