ИСТРЕБИТЕЛИ «ТИГРОВ» И «ПАНТЕР»
СУ-100 ПО ПРАВУ СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ САМОХОДНЫХ ОРУДИЙ ВТОРОЙ
МИРОВОЙ ВОЙНЫ
До августа 1943 года единственной средней самоходной артиллерийской
установкой (САУ), состоявшей на вооружении советских войск, была СУ-122
со 122-мм дивизионной гаубицей М-30. Однако она вследствие небольшой
начальной скорости гаубичного снаряда (515 м/с) и малой настильности
траектории не могла эффективно бороться с немецкими танками. На повестку
дня встал вопрос о специальной противотанковой САУ.----------------------<cut>----------------------
В апреле 1943 года Артиллерийский комитет Главного артиллерийского
управления (ГАУ) Красной армии выслал Уралмашзаводу тактико-технические
требования (ТТТ) на проектирование самоходки с 85-мм орудием. Основным
назначением новой САУ должно было стать уничтожение тяжелых танков
противника типа «Тигр» на дистанциях 500-1000 м. Для выполнения ТТТ
предлагалось взять за основу модернизированную СУ-122М и вместо 122-мм
гаубицы оснастить ее орудием с баллистикой 85-мм зенитной пушки. Во
второй половине апреля конструкторский отдел Уралмашзавода,
возглавляемый Л. И. Горлицким, приступил к проектированию машины.
ЧЕМ ВООРУЖИТЬ?
5 мая 1943 года ГКО определил сроки создания и разработчиков новых
танков и самоходок. Изготовление САУ с 85-мм пушкой возлагалось на
Уралмашзавод, причем Центральное артиллерийское конструкторское бюро
(ЦАКБ), возглавляемое В. Г. Грабиным, должно было спроектировать, а
завод № 9 Наркомата вооружения (НКВ) — сделать орудие для установки.
Однако когда из ЦАКБ были получены чертежи 85-мм пушки С-31,
выяснилось, что она занимает очень много места в боевом отделении машины
и не позволяет удобно разместить оборудование и экипаж, а кроме того,
значительно увеличивает массу самоходки.
На Уралмаше не только переконструировали люльку этого орудия, но и
предложили заводу № 9 также разработать новую 85-мм пушку. В результате в
КБ завода № 9, возглавляемом Ф. Ф. Петровым, было спроектировано орудие
Д-5С-85, значительно лучше подходившее для будущей САУ. Однако в конце
мая 1943 года из ЦАКБ поступил эскизный проект еще одной пушки — С-18.
Она имела некоторые преимущества, так как в ней использовалась люлька от
серийного 76-мм танкового орудия ЗИС-5. Однако и С-18 не очень удачно
компоновалась в боевое отделение создаваемой самоходки.
Несмотря на явные недостатки САУ с пушкой С-18, ЦАКБ, используя
авторитет своего руководителя, требовало, чтобы машина с его орудием
была выполнена в металле. Этот конфликт разрешился только 7 июня 1943
года, когда специальная смешанная комиссия из представителей Наркомата
танковой промышленности (НКТП), НКВ, ГАУ и Главного бронетанкового
управления (ГБТУ) приняла решение изготовить для сравнительных испытаний
три опытных образца самоходов с 85-мм орудиями: СУ-85-1 с пушкой С-18-1
ЦАКБ и измененной люлькой Уралмашзавода, СУ-85-И с пушкой Д-5С-85
завода № 9, СУ-85-IV с пушкой С-18 ЦАКБ.
Работа над опытными образцами продолжалась полтора месяца. 20 июля 1943
года начались их заводские испытания, включавшие пробег на 80 км и
ведение огня. При этом пушка Д-5С отстрелялась в полном объеме — 129
выстрелов. Что же касается пушек С-18-1 и С-18, то они из-за поломок
спусковых механизмов смогли произвести соответственно 39 и 62 выстрела. С
25 июля по 6 августа 1943 года на Гороховецком полигоне (АНИОП)
проходили государственные испытания, в ходе которых выяснилось
следующее:
«Наибольшие удобства в работе команды при стрельбе дает самоход с
пушкой Д-5С-85 вследствие короткой длины отката орудия, удобной высоты
линии заряжания, наибольшего рабочего объема для заряжающего. У этого
самохода получились наибольшее время при стрельбе на прочность,
наибольший средний темп огня, в четыре раза выше, чем у самохода с
орудием С-18.
Доступ к противооткатным устройствам в орудиях системы ЦАКБ
невозможен без снятия передней бронировки весом 300 кг, что крайне
неудобно и на что требуется затратить 3-4 часа времени.
Орудие Д-5С-85 самоуравновешено в цапфах. Для уравновешивания орудий
системы ЦАКБ применены большие грузы весом около 210 кг, что
ограничивает свободное пространство, нерационально по конструкции и
некультурно на вид. Маховики механизмов наведения у орудий системы ЦАКБ
расположены неудобно.
Вес самохода с пушкой С-18 на 850 кг больше, чем самохода с пушкой
Д-5С-85».
После того как машины совершили пробег на 500 км, государственная
комиссия сделала заключение, что по ходовым качествам, надежности в
работе механизмов, маневренности и проходимости САУ не отличаются от
танка Т-34. По результатам испытаний члены комиссии рекомендовали
принять на вооружение Красной армии самоходную установку СУ-85-Н с
пушкой Д-5С, что и было оформлено постановлением ГКО № 3892 от 7 августа
1943 года. Этим же документом предусматривалось прекращение серийного
выпуска на Уралмашзаводе СУ-122 и тридцатьчетверок. Предприятие
полностью переключилось на изготовление самоходных артиллерийских
установок СУ-85.
По компоновке узлов и агрегатов СУ-85 была аналогична СУ-122, на базе
которой она создавалась. При этом 73% деталей заимствовались от танка
Т-34, 7% — от СУ-122 и 20% проектировались заново. Размещенная в рамке в
лобовом листе корпуса пушка Д-5С с длиной ствола 48,8 калибра имела
начальную скорость бронебойного снаряда 792 м/с. По бронебойности это
орудие на 57% превышало пушку Ф-34 танка Т-34 и на 45% — гаубицу М-30
самохода СУ-122, что увеличивало дальность эффективной стрельбы по
немецким танкам в полтора раза. Боекомплект САУ состоял из 48 унитарных
выстрелов с осколочными стальными гранатами 0-365,
бронебойно-трассирующими снарядами БР-365 и БР-365К. Скорострельность
пушки с закрытыми люками боевой рубки составляла 6-7 выстр/мин.
Уралмашзавод выпускал СУ-85 с августа 1943 по октябрь 1944 года. За
это время предприятие отправило в войска 2644 самоходные установки.
ФРОНТОВАЯ ПРОВЕРКА
СУ-85 поступали на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских
полков (САП) РВГК и применялись для огневого сопровождения танков Т-34.
Эти машины получали также самоходно-артиллерийские полки, вошедшие в
состав некоторых истребительно-противотанковых бригад.
Новую самоходку на фронтах использовали достаточно эффективно. Вот
отзыв командира 1440-го САП подполковника Шапшинского: «Машина отличная,
оправдала себя как истребитель танков противника. Нужно только
правильно применять ее. В первых боях за Днепром, когда полку пришлось
применять самоходы как танки, полк потерял 5 машин. В дальнейших боевых
операциях полк главным образом поддерживал атаки своих танков, следуя за
их боевыми порядками на дистанции 200-300 м и отражая контратаки танков
противника. Экипажи самоходов действуют, подставляя противнику наиболее
трудно уязвимое место — лоб. Самоход СУ-85 пробивает лобовую броню
танка «Тигр» с дистанции 600-800 м, а борт его — с 1200-1300 м».
Наряду с положительными отзывами завод получал из действующей армии и
просьбы о необходимых улучшениях и усовершенствованиях САУ. Так,
командир 7-го мехкорпуса полковник Катков, оценивая машину, писал:
«Самоход СУ-85 в настоящее время является наиболее эффективным средством
борьбы с тяжелыми танками противника. Обладая проходимостью и
маневренностью, не уступающей танку Т-34, и вооруженный 85-мм пушкой,
самоход показал себя в боевых действиях хорошо. Но используя огонь и
броню своих танков «Тигр», «Пантера» и самохода «Фердинанд», противник
навязывает современный бой на больших дистанциях — 1500-2000 м. В этих
условиях мощь огня и лобовая защита СУ-85 уже недостаточны. Требуется
усилить лобовую броню самохода и самое существенное — вооружить его
пушкой с увеличенной бронебойной силой, способной поражать тяжелые танки
типа «Тигр» с дистанции не менее 1500 м».
БИТВА КОНСТРУКТОРОВ
Поиск путей усиления огневой мощи СУ-85 велся с самого начала ее
серийного выпуска. К осени 1943 года завод № 9 изготовил 85-мм орудие
Д-5С-85БМ с начальной скоростью снаряда 900 м/с, что увеличивало
пробиваемость брони на 20%. Размеры установочных частей новой пушки
сохранились такие же, как у Д-5С, и никаких серьезных изменений в
самоходе не требовали. Поскольку ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее,
чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его оттянули назад на 80 мм.
В начале января 1944 года опытный образец самохода прошел заводские
испытания. Затем его отправили в Гороховец на государственные испытания,
которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Кроме того, осенью
1943-го проводились проектные работы по установке на самоход орудий
большего калибра — 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы Д-15.
Вопрос усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с
баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре
1943 года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению
самоходной артиллерии. 27 декабря 1943-го ГКО принял постановление №
4851 об оснащении среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнение этого
постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал
Уралмашзавод:
«1) к 15.01.44 г. спроектировать средний самоход на базе агрегатов
танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ;
к 20.02.44 г. изготовить и провести заводские испытания самохода.
Орудие должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44 г.;
к 25.02.44 г. передать самоход на государственные испытания».
Как видим, сроки устанавливались очень жесткие. Осложняло ситуацию и
то, что история с ЦАКБ повторилась с удивительной точностью. Получив
чертежи орудия С-34, на Уралмаше убедились, что эта пушка для самохода
не годится: она имела внушительные размеры по ширине, при наведении
влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк
водителя. Были необходимы большие изменения в серийном корпусе САУ, в
том числе и в его геометрической схеме, что влекло за собой переделку
стендов для сварки и сборки.
Пришлось бы перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место
механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево,
расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы
увеличение массы САУ на 3,5 тонны по сравнению с СУ-85. При этом ЦАКБ
снова заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою танковую
пушку С-34 для установки на САУ, бюро требовало использовать ее лишь в
том виде, как она есть, и настаивало на приспособлении САУ к пушке.
Уралмашзавод вновь обратился к заводу № 9, и там разработали 100-мм
орудие Д-10С, которое было легче С-34 и размещалось в серийном корпусе
без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины.
В феврале 1944 года первый опытный образец САУ выдержал заводские
испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта
на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где самоход
произвел 1040 выстрелов и прошел 864 км. В своем заключении комиссия
отметила, что машина может быть принята на вооружение Красной армии
после некоторых доработок. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о
немедленной подготовке к серийному выпуску артсамохода СУ-100.
Однако ЦАКБ снова потребовало формального выполнения постановления
ГКО, то есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись
переговоры и переписка по этому вопросу. В итоге было принято решение о
частичной переделке пушки С-34, спроектированной изначально для
вооружения тяжелого танка ИС-2.
Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм,
изготовлении новых вставных цапф, новой рамки, поворотного механизма,
походного крепления, удалении прилива под спаренный пулемет и установке
прицела, выполнялась на заводе № 9. Самоход с орудием С-34 получил
индекс СУ-100-2.
Одновременно с ним построили второй опытный образец самохода СУ-100,
который стал головным для машин серийного производства и включал в себя
все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Его испытания проходили на
АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После этого государственная комиссия
признала, что «тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают
успешное поражение современных бронетанковых средств противника на
дистанциях 1500 м для танков «Тигр» и «Пантера» вне зависимости от точки
попадания снаряда, а для артсамохода «Фердинанд» — только при попадании
в бортовую броню, но с дистанции 2000 м».
Самоход СУ-100-2 с пушкой С-34 специальным поездом доставили на
полигон в Гороховец в начале июля 1944 года. Он подвергся испытаниям в
том же объеме, что и СУ-100, однако показал худшие результаты. СУ-100,
напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на
вооружение Красной армии.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Новая боевая машина создавалась на базе танка Т-34-85 и самохода
СУ-85. Все основные агрегаты тридцатьчетверки — двигатель, трансмиссия,
ходовая часть остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки
передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с
30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся
немногочисленным, но весьма важным переделкам: толщину лобовой брони
увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы
типа MK-4, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого
отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от
Т-34-85, 4% — от СУ-122, 7,5% — от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались
заново.
Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Д-10С с длиной ствола
56 калибров равнялась 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных
выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б,
осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами.
Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на
дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.
Изготовление СУ-100 началось в сентябре 1944 года, но в течение трех
месяцев оно велось параллельно с выпуском СУ-85. Причем по предложению
Л. И. Горлицкого обе артсистемы — Д-10С и Д-5С монтировались в
максимально унифицированные корпуса, годные для размещения любой из двух
пушек и боеукладок. Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и
бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много
выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект
увеличился до 60 выстрелов.
Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод
прекратил изготовление СУ-85 и перешел на производство «гибридов»,
имевших индекс СУ-85М.
Выпуск СУ-100 продолжался по март 1946 года, за это время было
изготовлено 3037 самоходных установок. По некоторым данным, в 1947-м их
производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.
Летом и осенью 1944 года в опытном порядке были изготовлены САУ
ЭСУ-100 с электротрансмиссией и СУ-122П со 122-мм пушкой Д-25Т.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной
армии начали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелась 21 машина.
В конце года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад
СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 сражались с врагом на
заключительном этапе Великой Отечественной войны.
Так, например, с 6 по 16 марта 1945 года СУ-100 на 3-м Украинском
фронте пришлось участвовать в отражении атак 6-й танковой армии СС в
районе озера Балатон в Венгрии. Здесь активно действовали 207, 208 и
209-я самоходно-артиллерийские бригады, вооруженные СУ-100, а также
несколько отдельных полков СУ-100 и СУ-85. Во многом благодаря им уже в
первый день германское наступление начало давать сбои.
На направлении главного удара немцам не удалось выйти на шоссе
Надьбайом — Капошвар. Важную роль на этом участке сыграл 1201-й
самоходно-артиллерийский полк (12 СУ-85), который не только отразил
огнем с места натиск противника, но и совместно с пехотой 113-й
стрелковой дивизии провел успешную контратаку, отбросив вклинившиеся
вражеские части на 1-1,5 км.
10 марта, перегруппировав силы и использовав последние резервы, немцы
попытались прорвать советскую оборону на узком участке ее правого
фланга. Однако к этому времени здесь были развернуты четыре резервных
истребительно-противотанковых артполка, благодаря чему плотность
советской артиллерии достигла 49 орудий на 1 км фронта. Прорвать такие
боевые порядки оказалось невозможно.
Особенно отличились в этих боях 1951 и 1953-й
самоходно-артиллерийские полки 209-й бригады, сумевшие организовать
хорошее взаимодействие с пехотой, противотанковой и дивизионной
артиллерией. В течение дня СУ-100 командира батареи старшего лейтенанта
Кочерги, боевые машины младших лейтенантов Ворожбицкого и Самарина
уничтожили по три танка и штурмовых орудия. Батарея СУ-100 под
командованием капитана Васильева из 1952-го самоходно-артиллерийского
полка подбила в ходе боя три «Королевских тигра».
ДОЛГОЖИТЕЛЬ
СУ-100, без сомнения, самая удачная и наиболее мощная советская
противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Будучи на 15
тонн легче, чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ
«Ягдпантера», СУ-100 имела аналогичную броневую защиту и лучшую
подвижность.
Начальная скорость бронебойного снаряда 88-мм немецкой пушки Рак 43/3
с длиной ствола 71 калибр составляла 1000 м/с. Ее боекомплект (57
выстрелов) был больше, чем у Д-10С. Использование немцами бронебойного
снаряда PzGr 39/43 с бронебойным и баллистическим наконечниками
обеспечивало пушке «Ягдпантеры» лучшую бронепробиваемость на дальних
дистанциях. У нас аналогичный снаряд — БР-412Д появился только после
войны.
В отличие от немецкой САУ в боекомплекте
СУ-100 отсутствовали
подкалиберные и кумулятивные снаряды. Фугасное же действие 100-мм
осколочно-фугасного снаряда было, естественно, выше, чем у 88-мм. В
целом эти две лучшие средние самоходки Второй мировой войны не имели
друг перед другом ощутимых преимуществ, однако спектр применения у
СУ-100 был несколько шире.
На вооружении Советской армии СУ-100 состояли и в послевоенный
период. В 1960 году самоходки прошли модернизацию. В таком виде СУ-100
еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по мере
поступления новых самоходно-артиллерийских установок отправлялись на
долговременное хранение в парки. Эти машины принимали участие в военных
парадах 9 мая 1985 и 1990 годов. Вновь «тряхнуть стариной» им пришлось
совсем недавно — СУ-100 стали участниками парада Победы 2010 года в
Москве.
СУ-100 имелись в армиях ряда стран Варшавского договора, а также
Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии с
1952 года СУ-100 выпускались по лицензии и поставлялись в Египет и
Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских
войн 1956 и 1967 годов. В вооруженных силах некоторых государств эти
САУ, судя по всему, есть и сейчас. Так, по некоторым данным, СУ-100
продолжают использовать части кубинской береговой обороны.
Михаил БАРЯТИНСКИЙ
ИЗ ИСТОРИИ
1. АТ-1, шасси Т-26, пушка -76-мм танковая ПС-3.
2. Вид с боку.
3. СУ-5-1, шасси Т-26, орудие — дивизионная 76-мм пушка образца
1902/1930 г.
4. СУ-5-2, на том же шасси — дивизионная 122-мм гаубица обр. 1910/1930
г.
5. СУ-5-3, то же шасси — 152-мм мортира образца 1931 г.
6. СУ-6, удлинённое шасси Т-26 и зенитное 76-мм орудие 3-К обр. 1931 г.
7. СУ-14 (первоначальный вариант), шасси — удлинённое от Т-24 (многие
элементы от Т-28 и Т-35), орудие — 203-мм гаубица Б-4 обр. 1929/1931 г.
"малой мощности".
8. СУ-1-12, шасси — 3-х осный 6-ти тонный грузовик "Moreland", орудие —
76-мм полковая пушка обр. 1927 г обр. Спасибо за исправления доктору
Гильотену.
9. СУ-1-12 на шасси ГАЗ-ААА
10. 76-мм безоткатное (динамореактивное) орудие Курчевского на шасси
ГАЗ-ТК.
11. 45-мм батальонная пушка обр. 1937 г. на бронированном шасси ЗиС-5,
Ленинградский фронт, ноябрь 1941 г.
12. 45-мм универсальная пушка 21-К на бронированном шасси ЗиС-5,
Ленинградский фронт, октябрь 1941 г.
13. Самоходное орудие ЗИС-30, шасси — артиллерийский тягач Т-20
"Комсомолец", орудие — 57-мм дивизионная пушка ЗИС-2 обр. 1941 г, бои
под Москвой, ноябрь 1941 г.
14. СУ-37 неплавающая самоходная установка на шасси Т-37, орудие — 45-мм
танковая пушка 20К обр. 1932 г. (Хетцер Хетцером :)
15. СУ-1, первая САУ на базе Т-26, орудие — 76-мм дивизионная пушка обр.
1927 г.
16. Наш ответ (заблаговременный) на Ferdinand/Elephant, СУ-14 со 152-мм
пушкой У-30.
17. Вид спереди.
18. СУ-14-Бр2, соответственно оснащённая 152-мм пушкой Бр-2 обр. 1935 г.
19. СУ-2, база — усиленное шасси трактора "Коммунар 3-90", орудие —
76-мм полевая пушка образца 1902 г.
20. Более чёткая фотография СУ-2, можно различить надпись.
21. СУ-100, база — Т-100, орудие — 130-мм морская пушка Б-13. (Jagdtiger
:) Сейчас живет в Кубинке.
22. КСП-76, база — на основе экпериментального грузовика ГАЗ-63, орудие —
76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 обр. 1942 года. Полигон, 1943 г.
23. СУ-26, шасси — Т-26, орудие — 76-мм дивизионная пушка обр. 1927 г.
Производство на Кировском заводе, Ленинград, август 1941 г.
Русский Waffentrager
24. Уничтоженная СУ-26.
25. СУ-26 220-й отдельной танковой бригады поддерживает пехоту огнём.
Ленинградский фронт, зима 1943 г.
26. СУ-76И ("иностранная"), база — Sturmgeschutz III (были и экземпляры
на базе Panzerkampfwagen III), вооружение — специальное самоходное 76-мм
орудие С-1 (на базе конструкции танковой пушки Ф-34).
27. СГ-122(А) — самоходная гаубица (артштурм), база — что и у СУ-76И,
орудие — 122-мм дивизионная гаубица М-30 обр. 1938 г. К сожалению, нигде
не найти фотографий.
28. Ещё одна фотография СУ-2.
Источник: http://nnm.ru/blogs/NoNaMe-Y/istrebiteli_tigrov_i_panter/ |