В
1938 г. японское командование командировало специально отобранную группу
художников на войну в Китай. Эту дату можно считать началом японской
батальной живописи второй мировой войны, которая играла важную роль в
имперской пропаганде. Среди отправленных в действующую армию художников
наибольшей известностью пользовался Цугухару Фудзита, известный не
только в Японии, но и во Франции, откуда он только что вернулся.
Созданные в Китае полотна в том же году были выставлены в Токио. В 1939
г. Фудзита в Монголии, вот одна из его работ, посвященных этим боям:
затем его послали в Сингапур:
атака на Перл-Харбор
К
концу войны его популярность только возросла, и хотя его постоянно
критиковали за излишний натурализм, он прославился как автор
монументального полотна о последнем бое на острове Сайпан
и последнем бое за Алеуты
Риогей Койсо был в Китае вместе с Фудзитой, а затем - при падении Сингапура:
В Сингапуре был и Миямото Сабуро:
Войне в Китае посвящена самая известная работа Ситицу Тоши:
Самая известная картина Горо Цутура
В
1946 г. американская оккупационная администрация конфисковала 153
картины японских баталистов, их вывезли в США, где они оставались до
1970 г., когда были возвращены на родину и переданы в Национальный музей
современного искусства в Токио.
Как бонус - пропагандистские японские открытки, посвященные войне в Китае
В
90-х японцы обратились к своей батальной живописи времен войны, провели
несколько выставок, выпустили пару альбомов. Мне удалось найти
развороты из вот этого: