Кино - самолёты
Начнем
с довоенных и военных фильмов. Где как не в них можно увидеть самые
настоящие "ишаки", "кукурузники" и другие более редкие на экранах
самолёты?
Эскадрилья номер 5 (1939)
Первым делом — тренировки. Учебный самолёт УТ-1. Таких машин было
немногим меньше, чем двухместных УТ-2, но в количественном плане они
здорово уступали У-2.
Немецкий пассажирский самолёт. Его роль играет советский ПС-84 (или даже
"дуглас"), который лишь в 1939 году был запущен в серийное
производство.
Строй бомбардировщиков СБ-2М-100А. Модификация далеко не новая, но в
1939 году на вооружении ВВС РККА находилось не менее нескольких сотен
таких самолётов.
Бомбардировщик СБ-2М-100А на полевом аэродроме после успешно
выполненного боевого задания. Шутка ли, сбить 15 вражеских истребителей
потеряв только 2 своих самолёта!
Ещё один кадр с участием СБ. Интересно, что самолёты не окрашены —
камуфляж на них появится только в 1940-1941 гг., хотя уже в Испании все
самолёты без исключения несли защитную окраску.
Немецко-фашистский истребитель. Для этой цели почему-то использовали
И-15бис, хотя в составе люфтваффе истребители-бипланы (Arado Ar-68 и
Heinkel He-51) остались только в тылу. С другой стороны, советский
зритель тогда об этом просто не догадывался.
Советский пилоты, успешно избежав фашистского плена, покидают территорию противника на...истребителе И-16. Трофейный, наверное.
Истребители (1939)
Любимый город может спать спокойно — посмотрев такой фильм у советского
зрителя не оставалось сомнений, что с такими пилотами любой враг будет
разгромлен.
Эскадрилья самолётов И-16 на аэродроме. Здесь нужно небольшое пояснение.
Большинству людей, интересующихся самолётами того периода, "ишак"
запомнился как самолёт с "коротким" козырьком кабины пилота и четырьмя
пулеметами. Это в полной мере относились к более поздним модификациям,
но в 1939 году самыми распространенными вариантами были И-16 тип 5 и тип
6. В данном случае это "тип 5" (отсутствуют пулеметы над капотом).
Эскадрилья "ишаков" перед показательным вылетом.
Подготовка к полёту. Техник помогает пилоту надеть парашют.
Ближний вид на кабину истребителя И-16 тип 5.
Немного странный И-16 — это тренировочный вариант УТИ-4 с задней "зашитой" кабиной для "слепых" полётов.
Вид на кабины пилотов УТИ-4
Тут уже другой УТИ-4, с кабинами открытого типа. Необычно выглядит
трубка в шлеме курсанта. Это переговорное устройство.
Пассажирский вариант самолёта Р-5 — насколько я понимаю, это вариант
П-5П "лимузин" с закрытой кабиной на двух человек. Был построен только
один такой самолёт, зато модификация ПР-5 разошлась намного большим
тиражом.
Тот же самолёт, но снятый с другого ракурса. С этого плана видна кабина пилота и пассажиров с большой площадью остекления.
Валерий Чкалов (1940)
Самолёты У-2. если присмотреться, то видно как размок грунт под колесами самолётов.
Звено тренировочных самолётов УТ-1. Такие же самолёты снимали в фильме "Эскадрилья номер 5"
Чкалов возле бомбардировщика СБ-2М-103. Тут допущен небольшой просчет —
самолётов этой модификации в 1935 году (время данного эпизода) не
существовало. Логичнее было бы снять СБ-2М-100А, но зачем=то решили
использовать именно эти бомбардировщики.
На заднем плане — истребители И-15бис. В тот период их тоже ещё не было,
поскольку производство И-15бис наладили только в 1938 году.
Гордость советской бомбардировочной авиации — тяжелый бомбардировщики ТБ-3 с моторами М-17.
Истребитель И-16 тип 10 (если не ошибаюсь) в парадной окраске. Самолёт из состава демонстрационной эскадрильи.
Вот тут начинается самое интересное — перелёт экипажа Чкалова по
северному маршруту. Полет проходил на самолёте РД (АНТ-25). Это его
модель — вроде похожа на прототип...
А на самом деле нет. Настоящий РД к тому времени находился на хранении, а
вместо него зрителю "подсунули" экспериментальный высотный самолёт
БОК-15!
Вообще-то, этот самолёт до 1939 года являлся полусекретным, но после
ареста конструктора Чижевского все работы по самолётами типа БОК
свернули, и "секретность" пропала. Так БОК-15 попал в кино.
Другой вид на БОК-15 ("РД"). Хорошо видна задняя герметичная кабина второго летчика.
Небесный тихоход (1945)
Первым делом — самолёты.Отличная песня и отличный фильм. Хотя и немного
приукрашивавший действительность. Но, я думаю, это только к лучшему.
Главными героями, помимо актеров, тут выступили У-2. Но встречались и
другие самолёты.
На заднем плане — истребитель Ла-5ФН. Его отличительной особенностью от более ранних Ла-5 был воздухозаборник над капотом.
Злой немецкий ас пытается сбить У-2. Вот только переплет фонаря выдает все тот же Ла-5ФН.
Ночные бомбардировщики У-2НБ перед вылетом.
Парадный строй бомбардировщиков У-2НБ и истребителей Як-3.
Балтийское небо (1960)
Фильм о летчиках-балтийцах, защищавших небо Ленинграда в 1941-1942 гг.
Авторы фильма отнеслись к его созданию очень ответственно. Учитывая, что
на момент съёмок большинство участников боёв были живы, снимать вместо
И-16 какой-нибудь "Як" было бы неправильно. Но ведь и "ишаков" тоже не
осталось. Что делать? Выход был найден простой и логичный.
Под И-16 решили переделать учебные Яу-11. Для этого хвостовая часть
обрезалась, устанавливался гаргот, открытая кабина пилота и делались
вырезы на капоте под выхлопные патрубки. Шасси было выполнено
неубираемым, с характерными подкосами. Такой самолёт летать уже не мог,
зато рулежки по взлетной полосе выполнял отменно.
Другие Як-11 тоже подверглись модернизации. С самолётов снимали
двухместную кабину пилотов, зашивали заднюю кабину и устанавливали новый
фонарь. Так получился истребитель "Як". Или "Ла-5". Как кому больше
нравится.
И-16 с надписью на борту "Победа или смерть"
Бомбардировщики Ju-88А — очень прилично сделанные модели. А ведь могли
какие-нибудь Ту-2 задействовать с немецкими крестами, но не стали.
Звено "ишаков" в полёте. На заднем плане хорошо виден другой И-16 — это,
так скажем, "полноценная модель", что видно по хвостовой части и
капоту. Хотя, на такие подробности обращают внимание только апологеты
исторического реализма в кино.
И-16 после вынужденной посадки. "Яковское" происхождение выдает воздушный винт.
Связной самолёт У-2.
Истребители "Як". Вероятно планировалось, что Як-11 будут изображать Як-1 или Як-7, что вполне соответствует 1942 году.
Ещё один кадр на котором видны одноместные "истребители" Як-11.
Немного не по теме, но тоже интересно. Документальный кадр с ремонтом плавающего танка Т-38.
Танк БТ-7 образца 1937 года проходит по улицам Ленинграда. Стабилизация
фронта осенью 1941 года привела к снижению потерь среди частей БТВ, а
промышленная база быстро восстанавливала поврежденные танки. Так что
даже в 1943 году под Ленинградом воевали не только БТ-7, но и более
старые БТ-5 и Т-26.
Самоходная установка СУ-76М в наступлении. Тоже самая настоящая.
В бой идут одни старики (1967)
Самый, что ни на есть, настоящий истребитель Ла-5. В фильме его нет, это
кадр документальной хроники. Его роль будут играть спортивные Як-18.
"Мессер" — он же чехословацкий Zlin Z-126 (хотя не уверен точно). Немного похож, только фонарь уж больно великоват.
Тот же "мессер" на котором Маэстро вернулся после боевого вылета.
"Мессер" с немецкими драконом на борту.
Печальный финал трофейного "мессера".
Истребители на аэродроме. По вынесенной вперед кабине пилота и короткому шасси хорошо угадывается Як-18.
Одним Яком" пришлось пожертвовать ради этого эпизода. Слегка помяли винт и крыло.
У-2 — в фильме участвует гражданский вариант, но предполагается, что это У-2НБ.
Живые и мертвые (1964)
Трагическая судьба солдат и офицеров, сражавшихся в Белоруссии
летом-осенью 1941 года очень хорошо описана в этом фильме. Подбор
актеров просто изумительный: А.Папанов, К.Лавров, О.Ефремов и многие
другие. С моей точки зрения, фильм получился удачным не только как
военная драма. Создатели этой кинокартины решили основываться на
реальных фактах, пусть даже не самых приятных для солдат Красной Армии.
Для того, чтобы подлинность событий не вызывала сомнений, нужна была
соответствующая техника. Если в роли Т-34 образца 1940-1941 гг.
выступили, как обычно, Т-34-85, то с самолётами было несколько сложнее. К
1964 году не то, чтобы "ишаков" и "чаек", даже "Яков" и "Лавочкниых" не
осталось хоть в каком-нибудь состоянии. Кроме музейных. Тогда вместо
реальных самолётов сделали несколько моделей. О том, что из этого
получилось, можно видеть в фильме. На мой взгляд, очень удачно.
Первый эпизод с моделями ТБ-3 (вероятно последних серий с моторами
М-34ФРНВ, судя по одинарным колесам) — вскоре все три самолёта погибнут
от огня немецкого истребителя.
ТБ-3 командира звена горит и падает в лес. Из всего экипажа, а это как
правило 7-9 человек, выжить удалось только самому командиру.
Ещё один горящий ТБ-3 пытается уйти к своему аэродрому.
"Мессеры" атакуют. Модели хорошие, но форма носа какая-то странная.
Летом 1941 года основными модификациями "мессера" были Bf.109E и
Bf.109F. А тут большой воздухозаборник снизу, что было характерно для
Bf.109C или D. Их на Восточном фронте не было. Впрочем, кто знает...
Советский И-16 — тоже модель, но добротно выполненная. Весьма
символическая сцена — "мессеры" против "ишаков". Как бы ни ругали
советские довоенные самолёты именно на И-16 и И-153 в 1941-1942 гг. наши
летчики добились больших успехов. Даже больших, чем на Як-1 или МиГ-3.
На этот месте хотелось бы сделать небольшое отступление. Уничтожение
трех ТБ-3 в одном бою случай очень редкий, тем более, что нанести
"смертельные" повреждения бомбардировщику одиночному "мессеру" было
очень тяжело. Без бомб ТБ-3 на трех двигателях вполне мог дотянуть до
аэродрома. А тут немец сбивает сразу три самолёта.
В действительности такой случай имел место 10-го июля 1941 года, когда в
районе Житомира было потеряно семь самолётов из состава 14-го ТБАП.
Подробности этого боя не выяснены, но в журнале "Мир авиации" он
описывался следующим образом:
"Многие знакомы с романом К.Симонова "Живые и мертвые". И, конечно
же, помнят эпизод уничтожения группы ТБ-3 немецкими истребителями.
Описанное в деталях повторяет то, что произошло днем 10 июля 1941 г. в
районе Житомира: 12 самолетов ТБ-3 14-го ТБАП вылетели на бомбометание
без истребительного прикрытия и в районе цели подверглись атаке двух Bf
109. Один из истребителей был сбит дружным огнем с бомбардировщиков,
однако второй продолжал атаки и уничтожил 7 машин. Экипажи сбитых
самолетов спаслись на парашютах. Эпизод романа имеет также сходство с
происходившим 29 июня 1941 г. на Западном фронте в районе Бобруйска: 3
ТБАП получил боевой приказ с запозданием, и самолеты не успевали
подняться в воздух до рассвета. Конечно, было неразумно выпускать их
засветло, но устоять под нажимом "верхов", требовавших немедленного
вылета на бомбометание, командование не смогло, и взлет был произведен
под утро. Над целью бомбардировщики появились при свете яркого солнца —
погода была идеальной, как никогда! После бомбометания два отряда
кораблей пошли маршрутом, проложенным, вероятно по привычке, над
населенными пунктами, которые к тому моменту уже заняли немцы, были
вычислены и сбиты один за другим. Из командиров кораблей в живых остался
только старший лейтенант Пожидаев. "
Уничтожение в одном бою одним "мессером" семи ТБ-3 случается не
каждый день и даже не каждый год. Такой факт не остался бы незамеченным
пропагандой и уж разбитые остовы "бомберов" наверняка попали бы в
кинохронику. Однако нигде более я об этом бое не слышал. В том числе из
западных источников, а уж они-то любят посильнее уколоть "коммуняк".
Решив докопаться до правды я начал "шерстить" горы литературы —
пусто.Тогда решил обратиться к авиационным форумам и вот тут кое-что
нашел. Например, в мемуарах Симонова "Разные дни войны. Дневник
писателя" (Том I. 1941 го. — М.: Молодая гвардия, 1977. стр.60-63)
указывается о потерях 212-го ОДБАП с такими подробностями: "По
документам полка, среди не вернувшихся с задания сначала числился весь
экипаж самолета № 654, командир — лейтенант Ищенко Н. А., штурман —
капитан Квасов А. И., ,стрелок-радист — младший сержант Кузьмин Е. С. и
стрелок-бомбардир — лейтенант Фейгейльштейн А. М." Таким образом,
экипаж состоял из 4-х человек. Получается, что это были не ТБ-3, а ДБ-3,
потери среди которых в июне-августе были катастрофическими, а Симонов
ошибся, перепутав типы бомбардировщиков.
А как же бой под Житомиром? По этому поводу удалось найти следующее —
в бою участвовали Bf 109 (без указания количества) из 4. и 5./JG 3,
заявившие, что около 17:00 они сбили 9(!) ТБ-3. Смущает число побед, а
также тот факт, что на Военно-Историческом Форуме озвучивалась другая
цифра — 5 сбитых ТБ-3. Опять-таки, без уточнения когда, кем и при каких
обстоятельствах. Так что, ответ на этот вопрос ещё только предстоит
найти. Не исключено, что ТБ-3 были перехвачены зенитной артиллерией, а
"мессеры" выступили в роли "добивающих".
Обратимся к другому источнику — в данном случае это французский сайт Ceil de Gloir,
где имеется перечень практически всех побед немецких "ягдгешвадеров".
Так вот, ни одного ТБ-3 в течении 1941 года пилоты JG 3 не сбили вообще.
Тем не менее, в этом плане лучшим "экспертом" по советским
бомбардировщикам можно считать Карла Виллиуса (Karl "Charly" Willius).
На его счету, за две недели боёв, записали три СБ, два ДБ-3 и два ТБ-3
Последние были сбиты 30 июня, когда немцы учинили разгром 3-му ТБАП.
Ещё пара кадров, которые не попали в рассказ "Кино-танки". Это немецкий
Pz.IV Ausf.H (очень похож, по крайней мере). Настоящий, не бутафорский.
Вид на подбитый Pz.IV с другой стороны. О причинах появления этой
машины в фильме догадаться нетрудно. В послевоенный период РККА активно
использовала трофейную немецкую технику на полигонах в качестве мишеней.
Вот одну такую мишень и прикатили в поле — разбитый снарядами танк
сыграл свою роль очень убедительно.
Нормандия — Неман (1960)
Вот где пригодились Як-11 в варианте "истребителя". Черно-белое
изображение не даёт полного представления об окраске самолёта, но по
большей части она была выполнена верно. Для информации — эскадрилья
"Нормандия-Неман" поочередно летела на следующих типах истребителей
Яковлева: Як-1, Як-9 и Як-3. В конце 1945 года "Яки" были заменены на
американские Р-63А "Kingcobra". Именно на них послевоенная "Normandie"
воевала во Вьетнаме.
Судя по всему, эскадрилья Яков-истребителей в полном составе перекочевала из фильма "Балтийское небо".
С определением этого самолёта, находящегося в ангаре,я затрудняюсь. Возможно, это тренировочный самолёт послевоенного выпуска.
Очередной редкий "зверь" — немецкий транспортно-пассажирский самолёт
Siebel Si-204, значительное количество которых попало в руки к
французам. Кроме того, с 1942 года "зибели" выпускал завод SNCAC в
Бурже, так что в послевоенный период недостатка в них не было. Эта же
машина выпускалась в Чехословакии по лицензии под обозначением Aero C-3.
Тот же "французский немец", бодро удирающий от аэродромной команды.
Между прочим, в кадр попал нос истребителя Dewitine D.520 — тоже не
часто мы его видим в кино, если не сказать больше.
Транспортный самолёт Ли-2. С этими самолётами в 1950-1960 гг. проблем не было. Судя по окраске, это военно-транспортный вариант.
Хроника пикирующего бомбардировщика (1967)
Замечательный фильм о судьбе экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 с
Олегом Далем в одной из главных ролей. Воздушных битв в нём немного, но
от этого сюжет менее интересным не становиться. Нам этот фильм интересен
тем, что в нём задействовали настоящие бомбардировщики Пе-2.
Пе-2 с номером "4" только что приземлился на своём аэродроме. В самом
начале фильма его экипаж, совершавший разведывательный вылет, был
атакован "фоккерами".
Из самолёта достают мертвого летчика — будучи раненым он смог привести Пе-2 домой.
Вид сбоку на среднюю часть самолёта. В кадре хорошо видны стрелковые
точки Пе-2: верхняя башенная турель с пулеметом УБТ, верхняя фюзеляжная и
бортовые вырезы для стрельбы из переносного ШКАСа.
Что может быть интереснее самого самолёта — правильно, его интерьер!
Герой Олега Даля высматривает фашистов через верхний люк. Скоро нападут
"фоккеры".
Это вид на нижнюю люковую стрелковую установку с пулеметом УБТ. Одна меткая очередь — и один из нападавших окажется на земле.
Хороший вид на верхнюю турельную установку с пулеметом УБТ.
Бомбардировщики Пе-2 на аэродроме.
А вот и немецкие "фоккеры". Имелись в виду FW-190A, что было показано в
документальных кадрах, имеющихся в этом фильме. Но вместо них снимались
Як-18, что хорошо видно по длинному фонарю кабины лётчиков,
специфической форме капота и выступающим колесам шасси.
Другой кадр более интересный — на вражеском аэродроме стоят уже другие
самолёты, а не Як-18. Пока не могу сказать, из чего они были сделаны,
но тут "камуфляж" под FW-190 оказался более правдоподобным.
Торпедоносцы (1981)
На мой взгляд "Торпедоносцы" является лучшим фильмом о летчиках морской
авиации. Зарубежные фильмы, конечно же, намного красочнее, но советский
более реалистичен в плане игры актеров и атмосферы того времени.
Действие фильма разворачивается в 1944 году на Северном море. Самый
яркий момент, как это ни странно, мы видим уже после 10 минуты — атака
торпедоносцев на немецкий конвой, огонь зенитчиков и огненный таран
командира эскадрильи. Подобных случаев было несколько, но в основу
сюжета "Торпедоносцев", вероятно, лёг таран экипажа самолёта "Hampden",
проведенный 15 декабря 1942 года, когда на дно был пущен транспорт
водоизмещением 8000 тонн.
Боевое построение экипажей торпедоносцев. На заднем плане видна
патрульная летающая лодка МБР-2. Молодцы, не поленились создать хороший
макет.
На втором снимке другой ракурс — со стороны торпедоносца.
Подвоз торпеды к торпедоносцу. Обратите внимание на капоты двигателей Ил-4 (об этом — немного позже)
А это уже документальный кадр с участием Ил-4. Правда, не торпедоносца, а
обычного фронтового бомбардировщика выпуска 1941-42 гг.
Так откуда взялись в фильме настоящие(!) торпедоносцы Ил-4Т? Ведь ни
одной машины не то что в летном, в нелетном состоянии к началу 1980-х
гг. совсем не осталось. Только если в музеях и на постаментах. А дело в
том, что под Ил-4Т "загримировали" транспортные самолёты Ли-2, недавно
списанные из эксплуатации. За полярным кругом эти самолёты летали очень
долго и их техническое состояние было вполне приличным. Так вот, у
списанных Ли-2 удалялась носовая часть и вместо неё пришивалась новая,
от Ил-4Т. На "спине" делался вырез под турель МВ-3 — торпедоносец готов.
Кстати, помимо макета МБР-2 был сделан макет сбитого "мессера", с
которого советские пилоты сняли прицел. И ещё один момент — в эпизодах с
полётами использовались модели Ил-4Т. Это хорошо заметно по тем же
капотам двигателей — у Ли-2 они более широкие, а у торпедоносца имеется
закругление. На самом первом снимке (в начале статьи) именно такая
модель Ил-4Т.
В небе ночные ведьмы (1981)
Не менее знаменитый фильм о девушках-лётчицах, воевавших на ночных
бомбардировщиках У-2НБ. Для съёмок этой картины нашли не один, а по
меньшей мере три самолёта. Возможно, на московских киностудиях в те годы
запас "кукурузников" ещё имелся.
Гу-га (1989)
Теперь уже мало кто помнит, что до появления сериала "Штрафбат",
повествующего о нелегкой жизни бойцов и командиров штрафного батальона в
1943 году, в годы Перестройки был снят другой фильм под названием
"Гу-га", но на ту же тему. Самым интересным является то, что в 1989 году
для съёмок нашелся один УТ-2. Насколько я знаю, это реплика, собранная
энтузиастами годом ранее и в 1989-1991 гг. достаточно часто выполнявшая
полёты на различных конкурсах Самодельной Легкой Авиации, да и просто в
демонстрационных целях.
Ещё одно небольшое дополнение. В 1991 году в журнале
Моделист-Конструктор" рассказывалось об очередном конкурсе СЛА. Так вот,
другая группа энтузиастов собрала реплику летающей лодки Ш-2, но в
пропорции 1:1,5 (вроде бы так). Почему не 1:1? Непонятно. Никаких
комментариев по этому поводу не было.
Иди и смотри (1985)
Небольшой фрагмент и фильма, снятого на киностудии Беларусьфильм в 1985
году. В самом конце, когда каратели сжигают жителей деревни, главный
герой, мальчик лет 12, поднимает голову вверх и видит в небе немецкую
"раму". Фильм, в общем, совсем не про самолёты, а про жестокость войны
(что очень давит на психику), но сам факт весьма показателен — в
оккупированной Белоруссии шла своя война.
Мастер и Маргарита (2005)
Вот казалось бы, откуда в современном сериале по роману Булгакова вдруг
возьмутся самолёты? А вот вы и неправы. В одной из серий были
использованы документальные кадры с участием одного очень редкого
самолёта, о котором слышали далеко не все любители гражданской авиации
СССР. Этот самолёт назывался ПС-89 (ЗиГ-1) и был выпущен в конце 1930-х
гг. в количестве 7 экземпляров и использовался на европейской части
страны. В частности (если верить информации, которую я нашел на одном из
форумов) кадры с ПС-89 были сняты в аэропорту Киева предположительно в
1938-1939 гг.
ПС-89 заходит на посадку
Ближний вид на кабину пилота. Хорошо видно остекление и трубка Пито.
Вид на ПС-89 с левого борта.
Баллада о "бомбере" (2009)
Кино хоть драматическое, но и тут нашли-таки силы притащить настоящий
Ту-2. Возможно, это музейный экспонат, но в данном случае это не имеет
значения.
PQ-17 (2006)
Помимо кораблей и подводных лодок в этом сериале попадаются и самолёты.
Причем тут декораторы тоже не поленились и сделали модели немецких
торпедоносцев Ju-88A. Вместе с торпедами и бомбами. Получилось очень
красиво и эффектно, но уж чересчур компьютерно.
Во всей этой компьютерной красоте есть один нюанс — радистка конвоя
сообщает о приближении торпедоносцев Хе-111 (Heinkel He-111), атакуют
бомбардировщики Ju-88, а на самом деле первый удар нанесли поплавковые
торпедоносцы Не-115. К тому же, в обнаружении конвоя участвовали
четырехмоторные FW-200 "Condor", а в течении пяти суток корабли
постоянно "пасли" с трехмоторных летающих лодок BV-138. Можно было
немного разнообразить "авиационную группировку" фильма, но тут создали,
по всей видимости, решили обойтись только "юнкерсами". Впрочем, для
массового зрителя такие подробности знать совсем необязательно.
Такая вот статья получилась.К сожалению, многие подробности съёмок
остались, как говорится, за кадром, да и рассказать о всех фильмах с
самолётами достаточно проблемно. И всё же, можно наедятся на продолжение
столь большой темы...