Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»
Расположен в Кировском районе Ленинградской области.
Здесь у деревни Марьино 12-30 января 1943 г. части Красной Армии прорвали вражескую оборону и переправились через Неву.
Музей-диорама
(единственная в Ленинградской области диорама), посвященный этому
событию открыт в 1985 г., он находится в левобережном подходе к
Ладожскому мосту через Неву.
Художественное полотно размером 40 х
8 м показывает события боев за прорыв немецких укреплений, возведенных
за 16 месяцев блокады Ленинграда, пространственная глубина создает
эффект присутствия. Перед музеем расположена выставка военной техники, в
том числе танк КВ-1 – участник боев, поднятый со дна Невы.
Музей-заповедник
объединил и другие мемориалы и памятные места защитникам города в этом
регионе. Среди них мемориал «Невский пятачок» - место наиболее упорных
сражений в период прорыва блокады Ленинграда, памятный знак встречи двух
фронтов в Синявино-1, оборонительный плацдарм на Синявинских высотах,
памятники «Дороги жизни» в деревне Кобона на берегу Ладожского озера.
Мемориальный
«Пояс Славы», отмечающий места, где были остановлены фашистские войска,
участки напряженных сражений, другие памятные места героической обороны
Ленинграда расположены в области на всем протяжении линии блокады
города.
Мемориал "Прорыв" Место прорыва Блокады Ленинграда. Мемориал "Прорыв", входит в "Зелёный пояс Славы". Танк Т-34-85
Музей
БТ-5 (быстроходный танк) Поднят со дна Невы напротив Невского Пятачка 18 июля 2007 года.
БТ-5 (быстроходный танк)
БТ-5 (быстроходный танк)
БТ-5 (быстроходный танк)
БТ-5 (быстроходный танк)
Танк "КВ-1С" ("Клим Ворошилов скоростной") Танк
"КВ-1С" ("Клим Ворошилов скоростной") был уникальной разработкой
советских конструкторов в годы войны и выпускался специально для
наступательных операций, в том числе на Невском пятачке.
Танк "КВ-1С" ("Клим Ворошилов скоростной")
Танк "КВ-1С" ("Клим Ворошилов скоростной")
Танк "КВ-1С" ("Клим Ворошилов скоростной")
Танк "КВ-1С" ("Клим Ворошилов скоростной")
Т-38 (плавающий танк) Вооружен
пулемётом 7.62 ДТ. Экипаж 2 человека - водитель и командир-стрелок.
Бронирование противопульное 4-8 мм. Боевой вес 3.3 т.
Плавающий
танк Т-38. Поднят со дна Невы у западной оконечности Невского Пятачка.
Вещь уникальная, поскольку всего таких было произведено чуть более 1200
штук и большинство из них было уничтожено в первые месяцы войны.
Машина
разработана в 1935 году и в 1936 принята на вооружение. Производилась в
Москве на заводе №37 и ГАЗ. Предназначалась для использования в
разведывательных подразделениях и для поддержки кав.частей. Боевое
применение имела ограниченное из-за слабого бронирования и низкой
манёвренности (в Зимнюю войну их использовали для охраны штабов и
подвозки боеприпасов).
Для захвата плацдарма у Невской Дубровки
было решено использовать плавающие танки, сведённые в отдельный
батальон, насчитывавший 29 танков Т-37А и Т-38. Ночью 26 сентября рота
батальона (10 танков) попыталась форсировать Неву, но в воду вошли
только семь машин (три вышли из строя на берегу), из которых до
противоположного берега добрались только три танка, остальные затонули
под огнём противника. На вражеском берегу танки вступили в бой с
противником, но, поскольку пехота задержалась с переправой и не могла
помочь танкистам, машины были быстро подбиты, а их экипажи, пытавшиеся
вернуться через Неву назад, были расстреляны на воде. В течение
последующих дней пехоте удалось самостоятельно захватить плацдарм, и
остальные танки батальона (16 исправных машин) переправляли уже на
понтонах. Впрочем, их постигла судьба первых трёх машин — на открытом
плацдарме танки, использовавшиеся как неподвижные огневые точки, были
довольно быстро подбиты, а их экипажи воевали как обычные пехотинцы.
Танк
Т-38 был обнаружен на дне Невы в районе "Невского пятачка", зимой 1994
года, он был поднятв феврале 2005 г. и после реставрации, 5 мая 2005
г.занял свое место экспозиции музея.
Т-38 (плавающий танк)
Т-38 (плавающий танк)
Т-38 (плавающий танк)
Т-38 (плавающий танк)
Т-38 (плавающий танк)
Тяжёлый танк КВ-1 Поднят со дна Невы весной 2003 года. Вес - 48 тонн, экипаж - 5 человек, 76 мм орудие, 4 пулемёта ДТ, боекомплект к орудию - 130 выстрелов. Музей "Прорыв блокады Ленинграда". Ленинградская область.
Тяжёлый
танк КВ-1(Клим Ворошилов) был обнаружен командой аквалангистов
"Открытое Море" в августе 2002 года на месте бывшей переправы на
"Невский Пятачок". Удалось установить, как танк погиб - при переправе на
пятачок самодельный пантон из четырёх лодок, найденый вместе с танком,
был расстрелян артогнём противника, получил крен и танк сполз в воду.
Тяжёлый танк КВ-1
Тяжёлый танк КВ-1
Тяжёлый танк КВ-1
Тяжёлый танк КВ-1
Тяжёлый танк КВ-1
Танк T-26 "12
января 1943 года воины 136-й и 268-й стрелковых дивизий при поддержке
других частей и соединений Ленинградского фронта первыми форсировали
Неву в этом районе и вели наступательные боевые действия по прорыву
блокады Ленинграда" Танк Т-26 был найден на Невском Пятачке
Танк Т-26
Танк Т-26
Танк Т-26
КВ-1 "Ленинградец" "Танк
подняли со дна Невы. Его экипаж погиб, пытаясь прорвать вражеское
кольцо в районе Невского пятачка. По танку немцы били прямой наводкой из
зенитных установок. Теперь он станет частью экспозиции музея "
КВ-1 "Ленинградец"
КВ-1 "Ленинградец"
КВ-1 "Ленинградец"
КВ-1 "Ленинградец"
КВ-1 "Ленинградец"
Место прорыва блокады Ленинграда Памятник
"Винтовка", расположен на правом берегу Невы, слева от Ладожского
моста. Это место, откуда наши войска шли в атаку по прорыву блокады
Ленинграда. На противоположном берегу, музей-диорама
Здесь
было направление главного удара, в район деревни Марьино, отсюда
форсировали Неву подразделения 136-й стрелковой дивизии генерала Н.П.
Симоняка. Здесь же по дерево-ледовым переправам реку преодолели две
танковые бригады: 152-я и 220-я.
На месте центральной переправы как раз и был построен Ладожский мост, в левобережном пандусе которого находится музей-диорама.
Самым значительным сражением в Приладожье явилась стратегическая
наступательная операция «Искра», закончившаяся прорывом блокады и
восстановлением сухопутных коммуникаций Ленинграда. Этому событию
посвящен музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда» в левобережном
пандусе Ладожского моста, открытый 7 мая 1985 г.
Авторы диорамы —
ленинградские художник. Среди них — участники ВО войны Б. В. Котик., Н.
М. Кутузов, Ф. В. Савостьянов, К. Г. Молтенинов. В. И. Селезнев пережил
тяготы и лишения блокады. На заключительном этапе работы подключились
художники Ю. А. Гариков и Л. В. Кабачек. В 1984 г. диорама была открыта
на общественные просмотры. Консультировали создание музея В. П. Зайцев,
полковники в отставке Д. К. Жеребов и И. Г. Соломатин — участники Битвы
за Ленинград. Макетный план выполнен специалистами объемного
проектирования под руководством В. Д. Зайцева.
Живописное полотно
размером 40 х 8 м рассказывает о семидневных боях операции «Искра» в
январе 1943 г. Именно в этом своеобразие и уникальность первой
ленинградской диорамы. Со смотровой площадки открывается грандиозная
панорама сражения. Крупным планом показано форсирование Невы
подразделениями 67-й армии Ленинградского фронта под командованием
генерала Л. В. Говорова. С востока навстречу ленинградцам пробиваются
войска Волховского фронта под командованием генерала К. А. Мерецкова. 12
января 1943 г. встречным ударом войска двух наших фронтов прорвали
немецко-фашистскую оборону на шлиссельбургско-синявинском выступе,
разгромили группировку противника и 18 января 1943 года встретились в
1-м и 5-м Рабочих поселках. На освобожденной территории в полосе прорыва
за 18 дней была проложена железная дорога Поляны-Шлиссельбург с
мостовым переходом через Неву. Названная народом «Дорогой Победы», она
позволила накопить силы для полного освобождения ленинградской земли от
немецко-фашистских захватчиков в январе 1944 г.
Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда"
Источник: http://www.comgun.ru/collection_museum/1573-muzej-zapovednik-proryv-blokady-leningrada-chast-3-diorama-proryv-blokady-le |