Juden Raus! (Евреи - вон отсюда!)
15 сентября 1935 года в Нюрнберге были приняты печально знаменитые
расовые законы. Согласно этим законам, евреи лишались практически всех
гражданских прав и становились изгоями.
Производители настольных игр оперативно откликнулись на изменения в
немецком законодательстве. Уже в 1936 году вышла игра Juden Raus! (Евреи
- вон отсюда!). Разумеется, расскажи кто-нибудь обычному рядовому немцу
в 1936-ом году о предстоящем "окончательном решении" еврейского
вопроса, немец бы повертел пальцем у виска и с пеной у рта доказывал бы,
что такого не может быть. Так что, в игре речь идет вовсе не об "акциях
по специальному обращению". Игроку надо вывести шестерых евреев из
города и доставить их на сборный пункт, откуда они отправятся в
Палестину. Сделать это не так то просто - у кого-то из игровых евреев не
все в порядке с документами, кто-то совсем не хочет отправляться в
Палестину… В правилах написано "вы одержали чистую победу, если вам
удалось выдворить всех шестерых евреев".
Так в этой игре выглядели евреи
Игровое поле.
Игра была издана огромным тиражом - нацисты постарались, чтобы она дошла
до каждого немецкого ребенка. Невзирая на то, что в ней нет речи о
массовых расстрелах или газовых камерах, Juden Raus! считается одной из
самых одиозных игр. Действительно, все прекрасно помнят о том, что
случилось, когда юные игроки подросли.
Jagd auf Kohlenklau (Охота за угольным вором)
Пожалуй, это самая невинная и мирная из настольных игр, изданных в
нацистской Германии. Впрочем, без пропаганды и здесь не обошлось. Игра
стала составной частью пропагандистской кампании "Kampf dem Kohlenklau"
(Борьба с угольным вором), стартовавшей 23 июня 1942 года. В рамках этой
кампании немцев призывали экономить уголь и не жечь зазря
электричество. Летом 42-го немцы стремительно приближались к Волге и
предгорьям Кавказа, в Северной Африке для Вермахта было уже рукой подать
до берегов Нила. Победа казалась им неизбежной. Тем не менее, основным
потребителем электроэнергии и угля была (да так и осталась до последнего
дня войны) военная промышленность. Визуальным воплощением
расточительного и несознательного немца стал Kohlenklau - Угольный Вор.
По правилам игры, посвященной охоте на этого нехорошего человека, игроки
перемещаются по игровому полю, разбитому на клетки трех разных цветов.
Черная клетка означала дополнительные очки - игрок сэкономил топливо и
энергию для своего Фатерланда, красная клетка - наоборот, игрок не
бережет энергию и теряет очки, белая клетка - не происходит ровным
счетом ничего.
Впрочем, жесткая экономия энергоносителей так и не помогла немцам
выиграть войну. В самом деле, на что они рассчитывали, напав на рассвете
22 июня 1941 года без объявления войны на нашу страну?
Во что играют дети в стране, ведущей войну? Правильно - в войну они и
играют. Игры становятся своего рода допризывной подготовкой. Настольные
игры - не исключение. Наоборот, настольные игры становились весьма
эффективным средством военной пропаганды. В стране, развязавшей Вторую
мировую, среди детских настольных игр, разумеется, преобладали
"варгеймы" - военные игры, не слишком сложные настольные стратегии. Но
были и исключения из этого правила. Были в Третьем Рейхе и настольные
игры, напоминающие пинбол. Приведем характерный пример.
"Бомбардировщики над Англией". Игра издана еще до того, как немцы
перешли 10 мая 1940 года в наступление на Западном фронте и в рекордно
короткие сроки разгромили Францию и скинули в море британский
экспедиционный корпус под Дюнкерком. Воздушная "Битва за Британию" тоже
была впереди. Но бомбить Британию немецкие дети могли уже зимой 40-го
года. Правила игры "Бомбардировщики над Англией" предельно просты - есть
игровое поле, в игровом поле есть отверстия, и есть маленькие
"катапульты", стреляющие шариками. Удачное попадание шариком в дырку,
означающую британский город, приносит игроку призовые очки. Дырки на
игровом поле есть не только на территории нарисованной Англии и на
побережье Западной Европы (еще не оккупированной немцами), но и в море.
Они означают корабли, которые неплохо бы потопить.
игровое поле.
А это "катапульты", при помощи которых производилась бомбардировка.
Правда эти "катапульты" из другой игры. Более поздней, посвященной
"вундерваффе" (чудо- оружию) - баллистическим ракетам Фау-1. Сканы
игрового поля этой игры нам найти, увы, не удалось. Но известно, что
особенностью этой игры было то, что попасть баллистической ракетой можно
было не только по Лондону, но и по Берлину. В этом случае с игрока
снимались все набранные очки, а товарищи по игре вполне могли настучать в
гестапо.
Stuka Atack
А как же выглядели немецкие "варгеймы" - не очень сложные настольные
тактические и стратегические игры? Приведем характерный пример. Перед
вами настольная игра "Атака Штуки". "Штука" это Sturzkampfflugzeug -
пикирующий бомбардировщик. Самым известным немецким пикирующим
бомбардировщиком был Ю-87 (Ju-87, наши солдаты называли его
"лаптежником" из-за обтекателей неубирающихся шасси). В начале Второй
мировой этот самолет был символом "блицкрига" - молниеносной войны,
символом победы, которая казалась немцам неизбежной. Так что, нет ничего
удивительного в том, что на экранах немецких кинотеатров в 1941 году
появился фильм "Stukas!", а у немецких детей в том же году появилась
возможность играть в настольную игру "Атака Штуки".
Коробка игры.
Игровое поле.
Правила, как всегда, просты - игроку, бросая кубики, нужно довести
самолет до вражеской базы, отбомбится и вернуться на свой аэродром. По
дороге туда и обратно следует избегать вражеских зениток и прожекторов.
Игры в Третьем Рейхе были одним из средств пропаганды. И эта пропаганда
оказалась весьма эффективной. В последние дни и часы войны нашим
солдатам пришлось иметь дело с подростками из Гитлерюгенда. Разумеется,
шансы выжить у этих подростков, были близки к нулю. А доктор Йозеф
Геббельс на чьей совести лежат жизни этих пацанов, покончил с собой 1
мая 1945 года, предварительно отправив на тот свет жену и шестерых своих
детей.