Немецкая Тяжёлая Самоходно-Артиллерийская Установка "Фердинанд" (Ferdinand) / "Элефа
Своим появлением на свет самая знаменитая немецкая самоходка периода
Второй Мировой Войны — «Фердинанд» — обязана, с одной стороны интригам
вокруг тяжелого танка VK 4501(P), а с другой — появлению 88-мм
противотанковой пушки Pak 43. Как уже рассказывалось танк VK 4501(P) —
«Тигр» конструкции доктора Порше — был показан Гитлеру 20 апреля 1942
года, одновременно с его конкурентом VK 4501(H) — «Тигром» фирмы
Henshel. По мнению Гитлера в серийное производство должны были быть
запущены обе машины, чему всячески противилось Управление вооружений,
работники которого терпеть не могли строптивого любимца фюрера доктора
Порше. Испытания не выявили очевидных преимуществ одной машины перед
другой, но готовность к производству у «Тигра» Порше была выше — к 6
июня 1942 года к сдаче в войска были готовы первые 16 танков VK
4501(P)для которых на фирме Krupp заканчивалась сборка башен. Фирма
Henshel могла слать к этому сроку только одну машину, и ту без башни.
Первый батальон оснащенный «Тиграми» Порше предполагалось сформировать к
августу 1942 года и отправить под Сталинград, но внезапно Управление
вооружений остановило все работы по танку на месяц.
----------------------<cut>----------------------
(Самоходное орудие "Фердинанд" во время испытаний. На левом крыле сидит Фердинанд Порше)
Управленцы воспользовались указанием Гитлера о создании штурмового
орудия на базе танков Pz.IV и VK 4501, вооруженного новейшей 88-мм
противотанковой пушкой Pak 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. С подачи
Управления вооружений было решено переделать все 92 готовых и
находящихся в сборке в цехах завода Nibelungenwerke шасси VK 4501(P) в
штурмовые орудия.
(CAУ "Фердинанд" 5-й роты 654-го дивизиона истребителей танков, захваченная на Курской дуге. НИБТ Полигон, 1943 год)
В сентябре 1942 года работа началась. Проектирование велось фирмой
Porshe совместно с конструкторами берлинского завода Alkett. Поскольку
броневая рубка должна была располагаться в кормовой части, компоновку
шасси пришлось изменить, разместив двигатели и генераторы в середине
корпуса. Первоначально планировалось производить сборку новых САУ в
Берлине, но от этого пришлось отказаться по причине сложностей,
связанных с перевозкой по железной дороге, и из-за нежелания
приостанавливать выпуск штурмовых орудий StuG III- основной продукции
завода Alkett. В результате сборка САУ, получившей официальное
обозначение 8,8-cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger (P) Sd.Kfz. 184 и
название Ferdinand (присвоено лично Гитлером в феврале 1943 года в знак
уважения к доктору Фердинанду Порше), производилась на заводе
Nibelungenwerke.
(88-мм пушка САУ "Фердинант" прикрывалась массивной бронемаской,
крепившейся к рубке болтами с пулестойкими головками. На ствол надевался
бронещит, а на конец ствола — дульный тормоз)
Лобовые І00-мм листы корпуса танка Tiger (P) были усилены накладными
100-мм броневыми листами, закрепленными на корпусе болтами с
пулестойкой головкой. Таким образом, лобовую броню корпуса довели до 200
мм. Аналогичную толщину имел и лобовой лист рубки. Толщина бортовых и
кормового листов достигала 80 мм (по другим данным 85 мм). Броневые
листы рубки соединялись «в шип» и усиливались шпонками, а затем
обваривались. Рубка крепилась к корпусу скобами и болтами с пулестойкой
головкой.
(Немецкая тяжелая САУ "Фердинанд" и её экипаж)
В передней части корпуса располагались рабочие места
механика-водителя и радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг
другу устанавливались два 12-цилиндровых карбюраторных V-образных
двигателя жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с.
при 2600 об/мин каждый. Двигатели приводили во вращение роторы двух
генераторов Siemens Typ aGV которые. в свою очередь, снабжали
электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D1495aAc мощностью
230 кВт каждый, установленных в кормовой части машины под боевым
отделением. Крутящий момент от электродвигателей с помощью специальных
электромеханических бортовых передач передавался на ведущие колёса
кормового расположения. В аварийном режиме или в случае боевых
повреждений одной из ветвей электропитания предусматривалось
дублирование другой.
(Чертёж истребителя танков "Фердинанд". Чертёж выполнил В.Мальгинов)
Ходовая часть «Фердинанда» применительно к одному борту состояла из
шести опорных катков с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в
три тележки с оригинальной, очень сложной, но высокоэффективной
поршевской схемой подвески с продольными торсионами, опробованной еще
на опытном шасси VK 3001(P). Ведущее колесо имело съемные зубчатые венцы
с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо также имело зубчатые венцы,
что исключало холостую перемотку гусениц. Каждая гусеница состояла из
109 траков шириной 640 мм.
("Фердинанд" во время испытаний на Куммерсдорфском полигоне, весна 1943 года)
В рубке в цапфах специального станка была установлена 88-мм пушка Pak
43/2 (в самоходном варианте – StuK 43) с длиной ствола 71 калибр,
разработанная на основе зенитной пушке Flak 41. Горизонтальный угол
наведения был возможен в секторе 28°. Угол возвышения +14°, склонения
-8°. Масса орудия 2200 кг. Амбразура в лобовом листе рубки прикрывалась
массивной литой маской грушевидной формы, соединённой со станком. Однако
конструкция маски оказалась не слишком удачной, не обеспечивавшей
полной защиты от свинцовых брызг и мелких осколков, проникавших внутрь
корпуса в щели между маской и лобовым листом. Поэтому на масках большей
части «Фердинандов» укрепили броневые щетки. В боекомплект пушки входили
50 унитарных выстрелов, размещенных на стенках рубки. В кормовой части
рубки находился круглый люк, предназначенный для демонтажа пушки.
(Перевозка готового "Фердинанда" мостовым краном. Апрель 1943 года)
По немецким данным, бронебойный снаряд PzGr 39/43 массой 10,16 кг и
начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165 мм броню
(при угле встречи 90о), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой 7,5 кг
и начальной скоростью 1130 м/с — 193 мм, что обеспечивало «Фердинанду»
безусловное поражение любого из существовавших тогда танков.
(Схема бронирования САУ "Фердинанд")
Сборка первой машины началась 16 февраля 1943 года, а последний —
девяностый «Фердинанд», покинул заводские цехи 8 мая. В апреле первая
серийная машина проходила испытания на Куммерсдорфском полигоне.
(Готовые "Фердинанды" в сборочном цехе завода Nibelungenwerke. Апрель 1943 года)
В течение этого месяца инспекторы Управления вооружений приняли 30
«Фердинандов››, следующие 60 машин были приняты в мае. Одна самоходка
осталась в распоряжении военной приемки на заводе Nibelungenwerke для
проведения испытаний и проверки вооружения, а 89 передали в распоряжение
Управления артиллерийско-технического имущества. «Фердинанды» получили
боеприпасы, инструменты, ЗИП и радиостанции. В апреле в войска передали
29 машин, в мае — 56, в июне — оставшиеся пять, когда, сформированные из
этих САУ дивизионы уже выдвигались к линии фронта.
(Самоходное орудие "Фердинанд" во дворе завода перед передачей в войска. Май 1943 год. Машины окрашены в жёлтый цвет)
1 мая 1943 года фирма Nibelungenwerke получила заказ на изготовление
пяти бронированных машин, предназначенных для эвакуации поврежденных
«Фердинанадов». Проектирование БРЭМ, получившей обозначение Bergepanzer
Tiger (P), закончилось в начале июля 1943 года, а в сентябре все пять
заказанных машин отправились на фронт. Bergepanzer Tiger (P) представлял
собой шасси «Фердинанада››, но без дополнительного бронирования и
стандарт ной рубки, вместо которой в кормовой части располагалась
невысокая рубка с люками и шаровой установкой пулемета в лобовом листе.
Кроме лебедки с тяговым усилием 10 тс, машина не имела никакого
специального оборудования.
("Фердинанд" во время стрельб на полигоне в Путлосе. Май 1943 год. Хорошо виден открытый лючок для загрузки боеприпасов)
В период с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke
проводилась модернизация 47 ставшихся к тому времени «Фердинандов». В
лобовой броне корпуса справа была смонтирована шаровая установка
пулемета MG 34. На крыше рубки появилась командирская башенка,
заимствованная у штурмового орудия StuG 40. Щиток на стволе орудия
развернули «задом наперед›› для лучшего его крепления, а также оснастили
щитками те САУ, которые его не имели. Боекомплект довели до 55
выстрелов. Название машины изменили на Elefant (слон). Впрочем, вплоть
до конца войны самоходку наши называли привычным именем — «Фердинанд».
Тактико-Технические Характеристики САУ "Фердинанд":
Михаил Барятинский