Опытный танк Т-34-100
Не смотря на то, что уже в конце войны велись работы над советским
средним танком следующего поколения Т-44, попытки быстро, и с
минимальными затратами, получить эффективный истребитель танков
вооружённый 100 мм пушкой продолжались. Все-таки, недостатки СУ-100,
бывшей в то время самым эффективным истребителем танков, стоявшем на
вооружении Советской Армии, связанные с расположением орудия в
неподвижной рубке, ни куда не делись.
----------------------<cut>----------------------
Начались
эти работы в июле 1944 года с задание на установку 100-мм пушки в
штатной башне Т-34-85, которое получили сразу два конструкторских бюро:
ОКБ № 9 и отдел 520 завода № 183. Но буквально первые же прикидки
показали, что штатного башенного погона серийного Т-34 диаметром 1600 мм
для этого недостаточно.
Однако, конструкторы горьковского ОКБ № 92 во главе с А.Савиным всё
же смогли вполне корректно установить 100 мм пушку ЗИС-100 в башню
Т-34-85. Пушка ЗИС-100 была разработана на основе серийного 85-мм пушки
ЗИС-С-53. Но испытания Т-34-100 с этим орудием разочаровали. Отдача у
этого мощного орудия была столь велика, что трансмиссия и ходовая часть
Т-34-85 её не выдерживались. Попытка решить проблему путём установки
щелевого дульного тормоза, не помогла. Требовалась радикальная переделка
этих узлов, а это уже практически новая машина.
Другим путём пошёл А.А. Морозов на заводе №183. В это время на этом
заводе полным ходом шло проектирование Т-44В (будущего Т-54), и он
предложил установить на Т-34 уже готовую башню от перспективного танка.
Правда, диаметры погонов башни Т-34 и нового танка, хоть не значительно,
но различались 1600 мм был у Т-34, а башня была рассчитана на погон в
1700 мм — у Т-44В. Эту проблему решили путём некоторой переработкой
корпуса серийной машины. Эти изменения заключадись, в изъятии курсового
пулемета, и благодаря этому на сократить экипаж на одного человека,
уменьшена толщина днища и крыши нал двигателем, в отделение управления
были перенесены в топливные баки, пришлось опустить сиденье
механика-водителя, подвеска 2-го и 3-го опорных катков выполнена так же,
как и подвеска первых катков, поставлены пятироликовыс ведущие колеса. В
таком виде эта машина получила обозначение Т-34-100. Масса нового танка
поднялась до 33 т.
В феврале — марте 1945 года эта машина прошла испытания на Свердловском и
Гороховецком полигонах. Причем по ходу испытаний в Т-354-100
устанавливалась сразу две разных пушки — ЗИС-100 и Д-10, которую
использовало от ОКБ № 9. В ходе испытаний выяснилось что кучность
стрельбы была невысокой, а нагрузки на трансмиссию при выстреле хоть и
заметно снизилась, но всё равно была чрезмерно большой. Но не смотря на
это, танк понравился военным и они потребовали продолжения работ над
ним. Но устранить эти, казалось бы небольшие недостатки, быстро так и не
удалось.
В конце 1944 года в КБ завода № 92 в Горьком было спроектировано
новое 100-мм орудие ЛБ-1, которое обладало заметно более низкой отдачей.
Естественно, эту пушку также попытались установить на разрабатываемый
Т-34-100. По устройству пушка ЛБ-1 была идентичной Д-10. Ствол орудия
состоял из трубы моноблока, навинтного казенника и дульного тормоза
такой же конструкции, что и у ЗИС-100. Из-за этого длина танка вместе с
пушкой выросла до 9150 мм, так как ствол орудия на 3340 мм выходил за
габариты машины, что очень плохо сказывалось на проходимости танка.
Но тем не менее, 6 по 14 апреля 1945 года на Гороховецком полигоне
прошли испытания танка Т-34-100 с пушкой ЛБ-1. В ходе испытаний было
произведено 1000 выстрелов и пройдено 501 км. Скорострельность ЛБ-1
составила 5,2 — 5,8 выстр/мин. Кучность стрельбы у нового орудия
оказалась выше, чем у предшественников, и нагрузка на ходовую часть и
трансмиссию заметно ниже. Машина полностью превосходила предыдущие
варианты танка Т-34-100.
Приёмная комиссия сделала заключение, что «после устранения
выявленных недостатков пушка может быть рекомендована к принятию на
вооружение». Однако, несмотря на большой интерес военных к танку
Т-34-100, серийное его производство так и не было начато. Война
подходила к концу, да и Т-44, превосходивший Т-34-100, был на выходе.
Смысл производства этой машины просто пропал.
Могла ли такая машина быть запущена в серию? Вполне, если бы сразу на
испытаниях она проявила себя так как весной 1945. А так устранения
недостатков, просто затянулось.