Предтеча нового поколения советских танков: Т-44
Т-44 не был выпущен в больших количествах, как БТ, или Т-34, не
прошел всю войну. Не стал основным танком для армии. Но все равно
является достойным представителем советского танкостроения.
К его созданию приступили в конце 1943 года, в Конструкторском бюро
Уральского танкового завода, под руководством А. А. Морозова. В создании Т-44 были широко использованы наработки трёх танков, знаменитого Т-34, Т-34М и Т-43. ----------------------<cut>---------------------- Т-34М
Т-34М начали разрабатывать в 1940 году, параллельно с Т-34. Ему
планировали установить более мощную 60 мм лобовую броню, 600-сильный
двигатель, 8-ми скоростную коробку передач. Ходовую часть с 6-ю опорными
3-мя поддерживающими катками. Двигатель хотели разместить поперёк
корпуса, развернув его на 90 градусов, смогли бы уменьшить длину машины и
увеличить боекомплект 76 мм пушки до 100 снарядов (у Т-34 — 77). Этот
танк обещал превзойти Т-34 по всем статьям (бронирование, огневая мощь,
подвижность). Но в итоге, военное командование, не поддержало инноваций
конструкторов, видимо не хотели распылять силы, сосредоточившись на
Т-34, и проект свернули. Конструкторам поручили другое задание –
проектирование Т-43.
Заодно было прервано создание танков массой 30, 40, 50 тонн, с
лобовой бронёй 75, 90, 120 мм, пушками калибра 57, 76 и 107 мм. А ведь
встреча немцев летом 1941 года с Т-34 и КВ стала, по их же воспоминаниям
весьма неприятным «сюрпризом». Думается встреча с Т-34М, их бы тоже не
обрадовала.
Т-43
Танк Т-34 был несколько раз модернизирован, в ходе войны и дошел до
своего потолка. РККА требовалась новая машина класса средний танк.
Проектирование Т-34 было завершено к июню 1943 года. Главное требование к
нему было – максимум защиты, при минимуме увеличения массы танка.
Корпус имел круговое 75 мм бронирование, лобовая часть башни – 90 мм
(для сравнения, у Т-34 — 45 мм). Но длину моторно-трансмиссионного
отделения уменьшить не удалось, поэтому боевое отделение получилось
меньше. Чтобы обеспечить экипажу больше места, конструкторы впервые на
среднем танке поставили торсионную подвеску, более миниатюрную, чем
свечная, с вертикальными пружинами, как на Т-34.
Т-43 превзошел по бронезащите Т-34, приблизился по огневой мощи к КВ,
но сильно увеличил удельное давление на грунт, что плохо сказывалось на
подвижности и запасе хода. Да и его конструкция вышла предельной.
Исключая возможности большой модернизации. Поэтому, когда Т-34 оснастили
85 мм пушкой, надобность в Т-43 отпала.
Но опыт его создания не пропал, например: его испытательный пробег в 3
тыс. км, наглядно показал правильность установки торсионной подвески.
Стало ясно, что нужна принципиально новая машина – ее назвали Т-44.
Т-44
На нём также применили поперечное расположение двигателя, но и ряд
новых технических новинок, в итоге конструкция Т-44 на несколько
десятилетий определила развитие танков, в СССР.
Высота МТО была уменьшена, перенеся воздухоочиститель нового типа из
развала цилиндров V-образного двигателя к борту. Дизельный мотор В-44
оснастили улучшенной топливной аппаратурой, что позволило поднять
мощность с 500 до 520 л. с., при том же объёме цилиндров, что и на В-34.
На месте вентилятора, который выступал за габариты картера, поставили
компактный маховик. Это позволило установить дизель на низкой, жесткой и
легкой мотораме. Таким образом, высоту корпуса уменьшили до 300 мм.
Вентилятор сместили в к кормовому листу, это улучшило охлаждение
агрегатов трансмиссии.
Водяной и масленый радиаторы поставили горизонтально (на Т-34 стояли
вертикально), под крышкой трансмиссионного отдела, в однородном
воздушном потоке, поэтому система охлаждения стала эффективней.
Двигатель был соединен с новой 5-ти ступенчатой коробкой передач,
повышающим редуктором с передаточным числом 0,7. Бортовые фрикционы и
передачи взяли с Т-34.
Новая схема МТО позволила сместить башню с пушкой 85-мм (как и на
модернизированном Т-34) в центр корпуса, где экипаж меньше подвергался
угловым колебаниям, а пушка не подвергалась риску воткнуться в землю.
При передвижении по пересечённой местности. Увеличилась и точность
стрельбы.
Лобовую броню корпуса довели до 120 мм, люк механика-водителя
перенесли на крышу корпуса, убрали шаровую установку курсового пулемета.
А на освободившемся месте установили топливный бак.
Т-44 успешно прошел все испытания и был принят на вооружение Красной Армии.
В конце 40-х годов была разработана новая башня с 100 мм пушкой
Д-10Т, или ЛБ-1 («Лаврентий Берия», т. к. он был заместителем
председателя ГКО и ведал вооружениями). На крыше люка заряжающего
установили турель с зенитным пулеметом ДШК, борта и ходовая часть были
прикрыты 6 мм кумулятивными экранами. Эта модернизация получила название
Т-44-100.
С появлением Т-54, Т-44 не был снят с вооружения, в 1961 году
агрегаты двигателя, силовой передачи, ходовой части были унифицированы с
теми, что были установлены на Т-54. Были установлены приборы ночного
видения. В 1966 году установили стабилизатор вооружения в двух
плоскостях. Он оставался на вооружении Советской армии до конца 70-х
годов.
В боевых действиях не участвовали, кроме участи в операции по
подавлению мятежа в Венгрии в 1956 году. Участвовал в съемках эпопеи
Озерова «Освобождение» — в роли немецких «Тигров»
На основе Т-44 выпускали артиллерийские, танковые тягачи, инженерные
машины. Всего было создано 1823 танка этого типа, танк выпускали до 1947
года.
ТТХ среднего танка Т-44
Масса, т – 31,5
Вооружение – 85 мм пушка ЗИС-С-53, 2-ва пулемета ДТМ
Бронирование, мм, корпус – 120-45, башня 90-75
Двигатель – дизель В-44 мощность 520 л. с.
Макс. Скорость по шоссе, км в час – 55
Запас хода, км – 235
Длина с пушкой, мм – 7650
Длина корпуса, мм – 5850
Ширина, мм – 3100
Ширина корпуса, мм – 2000
Высота, мм – 2400
Клиренс, мм – 430
Экипаж – 4
Масса модернизированного Т-44М достигла 32 т, максимальное бронирование 120 мм, скорость — 57 км в час.
Масса Т-44-100 достигла 34 т, скорость 55 км в час. Вооружение 100-мм
пушка ЛБ-1, или Д-10Т, зенитный пулемет ДШК, два пулемета ДТМ, или ГВГ.
Источник: http://nnm.ru/blogs/Dmitry68/predtecha_novogo_pokoleniya_sovetskih_tankov_t-44/ |