Четверг, 30.01.2025, 01:34 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Танковое братство.

Добро пожаловать к нам!


Каталог статей

Главная » Статьи » Военная история

ПВО Германии против ВВС США. Судьба завода.

ПВО Германии против ВВС США. Судьба завода.

картинка

Завод Лойна, Германия.

Прежде чем переходить к собственно бомбардировкам, немного о тактике и приборах.

----------------------<cut>----------------------

На самолетах, которыми осуществлялись бомбардировки останавливаться не будем — это Б-17 и Б-24 К слову сказать — B-17 довольно живучая машина.
Фотография B-17 "All American" (414th Squadron, 97BG).

картинка

Самолет получил повреждение крылом немецкого истребителя. Истребитель заходил в атаку, но пилот его был убит в результате пулеметного огня с бомбардировщика. В результате неуправляемый истребитель практически оторвал хвост у бомбардировщика. Тем не менее, бомбардировщик вернулся на свой аэродром, хотя при посадке хвост окончательно отвалился.
Но продолжим. Непосредственно для прицеливания в условиях видимости использовался бомбовый прицел Норден. В условиях облачности или в ночное время использовался радар H2S, передающий на экран изображение земной поверхности.
Оператор смотрит вот в такой экран

картинка

и видит там вот такую картинку.

картинка

Как они там чего разбирали — совершенно не понятно. Тем не менее, на картинке — побережье Франции, светлое пятно на 7 часах — город Кан. Вот собственно по такому прибору и бомбили в условиях сплошной облачности. Надо ли говорить, что точность бомбометания при такой картинке неумолимо стремится к нулю. Кроме того, необходимо учитывать , что зенитки, как бы там ни было, загоняли бомбардировщики на высоты в 7-8 километров и точность бомбометания с такой высоты также стремится к нулю, поскольку рассеивание бомб с такой высоты есть процесс от человека не зависящий. Сюда же нужно добавить и вполне человеческие ошибки. По окончании войны американцы подсчитали, куда чего упало (на основании немецких документов) и картина получилась в среднем следующая.
Применительно к заводам — 84.1 % всех сброшенных бомб в цель вообще не попали. Тут следует отметить, что под целью подразумевается территория завода вообще. 3 % бомб были сброшены на ложные объекты. 7.6 % упали в пределах цели, но каких либо повреждений непосредственно заводам не причинили. Непосредственно на заводские строения упало только
2.2 % бомб. Еще 1.2 % бомб упали на всевозможные трубопроводы и прочие связующие коммуникации. И наконец 1.9 % бомб упали, но не взорвались. Причины этому разные. Опять же американцами было обследовано около 3000 неразорвавшихся бомб. По результатам выяснилось, что 60 % этих бомб — английские и только 40 % — американские. Бомбы не взрывались по разным причинам — у некоторых бомб при сбросе отваливались стабилизаторы и бомба падала просто плашмя, некоторые взрыватели были просто не переведены в боевое положение и совсем малая часть взрывателей изначально имела заводской дефект. Понятно, что приблизительные расклад, куда падают бомбы, американскому командованию был ясен и во время войны и чтобы добиться поражения целей, пошли по самому простому пути — увеличение количества бомбардировщиков в одном вылете на одну цель. Именно поэтому в налетах 1944 и 1945 годов принимали участие по
700, 800 и более бомбардировщиков за раз, сопровождаемые аналогичным количеством истребителей эскорта. В любом случае — какие то бомбы в цель попадут и желаемый результат будет получен. Следует опять же учитывать, что при визуальном наблюдении цели (и использовании бомбового прицела) в цель попадало 27 % бомб, тогда как бомбардировка по радару существенно ухудшала результативность и в цель при использовании только радара попадало всего 5 % бомб. Для английских ВВС, которые пользовались несколько иным методом прицеливания, а именно обозначение цели разноцветными маркерами (по сути дела осветительная бомба на парашюте) процент попаданий в цель составил 15.

Теперь о порядке построения бомбардировщиков. Учитывая, что первоначально бомбардировщики летали вглубь Германии без истребительного прикрытия, необходимо было максимально эффективно использовать оборонительное вооружение бомбардировщиков. Для этого была разработана схема построения самолетов при подлете к цели и захода на бомбометание.
Основой всего строя являлось — как следует из картинки — звено из трех самолетов.

картинка

Эскадрилия таким образом состояла из двух звеньев. И группа — 3 эскадрилии по 6 самолетов. Группы выстраивались в коробку, как опять же показано на рисунке, с разницей по высоте. Более наглядно это показано на следующем рисунке.

картинка

Ведущая эскадрилия летит в середине по высоте и немного впереди. Еще две эскадрилии справа и слева выше и ниже ведущей. Таким образом расположение самолетов обеспечивало максимально возможное использование бортового оружия при отражении атак. Коробки опять же могли находится на разных высотах. Естественно при бомбометании никакие маневры для уклонения от зениток или истребителей были невозможны, поскольку всегда существовала возможно попасть под бомбы выше летящего самолета.
На картинках

картинка

картинка

- Б-17 попадает под бомбы, стабилизатор отваливается, в дальнейшем самолет вошел в штопор, в результате перегрузок крылья отломились и самолет упал. Как следует из описания к картинкам — экипаж выпрыгнуть не успел. Подобный же случай имел место в Италии. Только там стабилизатор оторвало прямым попаданием зенитного снаряда. Несмотря на это пилот смог привести самолет на аэродром.

Теперь перейдем непосредственно к заводу.

картинка

Вид завода сверху. Занимал завод порядочно места.

Рассмотрим бомбардировки применительно к заводу синтетического бензина Лойна. (Leuna) Сам завод вообще был построен как завод по производству аммиака для нужд оборонной промышленности еще в 1916 году. После Первой Мировой войны завод перепрофилировался и стал выпускать удобрения. По мере развития немецкой химической промышленности завод стал обрастать дополнительными цехами и всевозможными пристройками. И если в 1932 году на заводе работало 8.700 человек, в 1941 году — 33.000, то к декабрю 1944 года число работающих составило почти 35.000 человек. (из них около 10.000 иностранцы включая военнопленных) Для примера — количество иностранцев работавших на другом немецком заводе (Людвигсхафен) по производству бензина.
картинка

Как видно — почти полный интернационал. Даже албанец — и тот есть.
Сам же завод Лойна был вторым по величине заводом по производству авиационного бензина. Кроме бензина там производилась еще куча всего. Лучше всего отобразит значимость этого завода следующая картинка. Указаны проценты от всего немецкого производства.

картинка

Видно, что завод Лойна производил треть всего немецкого метанола, треть азота и в кооперации с заводом в Шкопау производил почти половину немецкой резины (правильнее сказать, что резину производил Шкопау, тогда как Лойна обеспечивала резинозавод необходимыми химикатами). Совершенно очевидно, что значение такого завода огромно. Уничтожение или выведение из строя такого завода неминуемо скажется на всей цепочке разнообразных химических процессов в выпуске резины, взрывчатки и так далее и тому подобное. Немцы это тоже понимали и поэтому еще до войны озаботились всевозможными мерами безопасности. По большей части это были противопожарные мероприятия, хотя в 1940-1941 года были также построены и бомбоубежища. В целом же мероприятия включали в себя установку большого количества водяных насосов и помп с независимыми источниками водоснабжения, постройка на территории завода противоосколочных стен — по сути это что то вроде бетонных плит установленных вертикально. Помимо осколков предполагалось, что они также будут гасить взрывные волны. Постройка же убежищ началась из за налетов английской авиации. В ночь на 17 августа 1940 года первые бомбы упали на территорию завода. В эту ночь было сброшено 19 бомб (на территроию завода упало 10). Бомбардировки повторились в ночь на 29 августа — сброшено 30 бомб (на территорию завода упало 14), в ночь на 16 октября 1940 года — сброшено 12 бомб (попаданий нет) , в ночь на 17 августа — 4 бомбы (все четыре упали на стадион к востоку от завода) и в ночь на 16 декабря — 15 бомб (ни одного попадания по цели). Всего же на территорию завода упало 24 бомбы. Каких либо повреждений заводу они не причинили. По крайней мере сами немцы о каких либо повреждениях не сообщают.
К оборонительным же мероприятиям следует отнести и постройку двух ложных объектов, установку дымогенераторов для создания дымовых завес. Причем дымогенераторами оснащались также и ложные цели для большей убедительности. Надо заметить, что ложные объекты сыграли свою роль — в целом на них упало 4500 бомб. Оснащение завода и ложных целей дымогенераторами началось в мае 1944 года, поскольку первые налеты показали уязвимость завода от бомб. И наконец зенитные орудия. Понимая важность завода, немцы установили вокруг него 374 тяжелых орудия. Из них 342 88 мм, 24 105 мм и 8 128 мм. Ввиду продолжавшихся налетов и поскольку самолеты противника стали сбрасывать бомбы все с большей высоты, необходимы были контрмеры, а именно зенитки, которые могли бы без проблем доставать до высоты 9 километров. Таким образом уже к июлю 1944 года общее количество зениток вокруг завода составляло более 500. Из них 150 были зенитки 128 мм. Как уже отмечалось ранее — если из зениток 88 мм вообщем то палили все кому не лень. то зенитками 128 мм управляли обученные расчеты, что само собой сказалось на точности и результативности стрельбы, что будет продемонстрировано ниже.
Картинка, (неважного качества. но уж какая есть) демонстрирующая схематичное расположение ложных объектов — decoy и схематично же обозначены места расположения зенитных батарей.

картинка

Вообще же по результатам налетов было потеряно 128 бомбардировщиков. В 46 случаев невозможно сказать, что явилось причиной потери самолета. В остальных 82 случаях 59 самолетов приходится на зенитки, 13 на истребители, совместные действия зениток и истребителей — 3 и всевозможные инциденты в воздухе — 7. (Столкновения, попадания под бомбы и так далее) Надо сказать, что зенитный огонь был исключительно плотным.

Фотография сделанная во время летних налетов.

картинка

Таким образом по настоящему бомбить завод начали только в 1944 году. Первый налет состоялся 12 мая 1944 года. Всего в этот день 886 тяжелых бомбардировщиков с эскортом 735 истребителей нанесли удары по немецким заводам синтетического горючего. Надо отметить, что день начался неудачно. 3-я бомбардировочная дивизия осталась без истребительного прикрытия. Назначенные истребители по ошибке стали эскортировать бомбардировщики другой дивизии. Ошибка выяснилась, но она дорого стоила бомбардировщикам,оставшимся без эскорта. На них навалились немецкие истребители и за те 40 минут, пока назначенные истребители эскорта добирались до своих подопечных, сбили 32 самолета. Всего же 3я бомбардировочная дивизия потеряла 46 самолетов. Две другие бомбардировочные дивизии пострадали значительно меньше. 2 самолета было сбито истребителями и еще 12 — зенитками. По результатам налета пришлось списать еще 9 самолетов, как имевшие значительные повреждения. Истребители эскорта отделались совсем легко. Было сбито в общей сложности 7 самолетов. Немцам также досталось. Всего в небо поднялись 470 самолетов. По итогам — 28 немецких пилотов было убито, 26 ранено. 34 самолета сбито и еще 31 списан с повреждениями.
Всего же бомбардировщики бомбили 6 немецких заводов. Среди них и Лойна. Сам завод бомбили 232 бомбардировщика. Потери при этом составили 1 (один) самолет. Прицеливание осуществлялось визуально по прицелу. Сброшено 490 тонн бомб (6509 штук) . 1500 (95 тонн) попали по цели, что составило 23 %. Из попавших по цели не разорвалось 237. В результате налета завод был выведен из строя на 10 дней. На 14 день объем производства составил только 8 % от обычного. Был причинен ущерб в 45 миллионов марок. Было убито 126 рабочих и еще 388 ранено.

картинка

Фотография сделанная во время первого налета на завод. Там где поднимаются дымы — это и есть сам завод.

Только завод начал работать, как 28 мая был совершен еще один налет. Всего заводы по производству топлива бомбили в тот день около 900 самолетов. Немцы выставили в этот день 333 самолета. Потери американцев — 32 бомбардировщика и 14 истребителей. Потери немцев — 39 самолетов сбито и еще 31 списан. Непосредственно на завод Лойна вывалили 133 тонны бомб 59 самолетов. В цель попало 41 тонна. (36 %) Прицеливание производилось визуально. Потерь американцы при этом не имели. После бомбардировки завод опять встал и не работал примерно 12 дней. Ущерб составил на этот раз почти 10 миллионов марок. Убито 52 человека, ранено 81. К концу 2ой недели после бомбардировки объем производства составил 22 % от обычного. Следующий налет состоялся 7 июля. На этот день объем производства составлял 76 % от обычного. На этот раз завод бомбили 45 самолетов. Потери 2 самолета. Прицеливание визуальное.
Сброшено 93 тонны, в цель попало 31 тонна. В отличии от предыдущих налетов, на этот раз немцы прикрывали завод дымовой завесой. Этот же налет характеризовался тем, что процент невзорвавшихся бомб в этом налете был самым большим за всю историю бомбардировок — 23 % от всех бомб, попавших в цель. Потери среди рабочих — 5 человек ранено.Ущерб — 6 миллионов марок. Завод, как это обычно и происходило, опять встал. Однако уже через 7 дней после налета объем производства составил 31 %.

Очередной налет состоялся 20 июля. Объем производства на этот день составлял 53 %. В налете принимали участие 148 самолетов. Сбито над заводом — 2. Сброшено — 361 тонна, в цель угодили 87.
Как обычно завод встал. Объем производства к 7 дню после налета удалось восстановить до 35 % от обычного. Ущерб составил 14 миллионов марок. Убито 9 человек, причем 4 из них за пределами завода. Ранено 25. Бомбили по прицелу. Немцы применяли задымление.
28 июля. В этот день в налете приняли участие 645 самолетов. Потери при этом составили 12 самолетов. Вывалено 1534 тонны. В цель попало 214. Поскольку бомбардировку производили при сплошной облачности (соответственно по радару) и еще и при задымлении, налет решили повторить на следующий день. 29 июля прилетело 554 самолета, привезя с собой 1361 тонну бомб. Бомбили частично визуально, частично по радару. Поэтому в цель попало только 6 процентов от вываленных бомб или в тонно выражении — 77 тонн. За эти два дня убито 74 человека и еще около 200 ранено. Несмотря на вроде бы провальные процентные показатели, абсолютные тонны сделали свое дело. Ущерб составил 66 миллионов марок. Завод встал всерьез и надолго. Вплоть до октября 1944 года. Поскольку американское командование об этом естественно не догадывалось, бомбардировки продолжались.

Следующий налет состоялся 24 августа. Сброшено 450 тонн, в цель попало 75. Отбомбились 191 самолет, сбито 11. Прицеливание визуальное в присутствии дымовой завесы. Ущерб составил 17 миллионов марок. Убито 5 человек. Ранено 6.
11 сентября 1944 года — очередной налет. 96 самолетов вывалили 240 тонн бомб. В цель попало 16. Потери составили 10 самолетов. У немцев потери ранеными составили 5 человек. Бомбили в условиях сильной облачности и при задымлении. (По радару) Поэтому 13 сентября завод снова бомбили. На этот раз бомбили визуально по прицелу 133 самолета. Потери составили 6 самолетов. Сброшено 330 тонн, попало куда надо 83. Ущерб от двух налетов составил 13 миллионов марок. У немцев убито 12 человек, ранено 21.

Очередной налет 28 сентября. 303 самолета привезли 725 тонн бомб. На целью сплошная облачность, поэтому бомбили по радару. В результате в цель попало 33 тонны. Потерь американцы над целью не имели. Ущерб составил 3 миллиона марок. Ранено у немцев 2 человека.
Следующий налет. 7 октября 1944 года. Условия — частичная видимость. Высота 8 километров. Бомбардировка по радару. Сброшено 278 тонн бомб, которые привезли с собой 114 самолетов. Потери составили 2 самолета. Точность бомбометания в этом случае можно оценить как вообще никакую. На территорию завода упало только три бомбы, каждая весом по 500 (226 кг) фунтов. Итого ущерб составил 53 тысячи марок. Тем не менее, один человек у немцев оказался все таки убитым. Все это время с июля немцы чинили и латали всевозможные котлы, трубопроводы и прочее химическое оборудование. В результате к 21 октября завод все таки стал выдавать 12 процентов обычного объема продукции.

Очередной налет 2 ноября. 574 самолета привезли и вывалили 1324 тонны бомб. Вроде много, но бомбили уже с высоты 8.5 километров и в условиях сплошной облачности т.е по радару. В результате, потеряв 27 самолетов, в цель уложили 6 (шесть) бомб весом 500 фунтов каждая. За пределами завода было убито 3 человека и 18 ранено. Тем не менее — заводская собственность пострадала на 116 тысяч марок. Поскольку повреждений заводу практически причинено не было. объем производства составил 20 % от обычного.

8 ноября очередной налет. 190 самолетов, сплошная облачность, высота 8 километров. Сброшено 498 тонн бомб. Ни одна бомба в цель не попала. Тем не менее немцы умудрились насчитать ущерба на 21.000 марок. При всем этом было ранено 3 человека. Американские потери — 2 самолета. Объем производства к 20 ноября вырос до 24 %.
21 ноября очередной налет. 210 самолетов вывалили 503 тонны. Сплошная облачность, задымление. Бомбежку производили в диапазоне высот от 5.5 до 8 километров, поэтому 54 тонны все таки попали в цель. Причинен ущерб в 8 миллионов марок. Убито 2 человека. ранено 9. Завод снова встал. Потери американцев — 8 самолетов.

Очередной налет — 25 ноября. 672 самолета, 1747 тонн бомб. Сплошная облачность, задымление. Высота от 7 до 9 километров. Бомбардировка по радару. В цель попало 55 тонн. Потери 7 самолетов. У немцев убито 2 человека и еще 3 ранено. Ущерб материальный составил — 5 миллионов марок. Завод не работает еще по результатам бомбардировки от 21 ноября.
30 ноября — 250 самолетов вываливают 595 тонн. Видимость полная. Тем не менее по причине высоты почти в 9 километров бомбардировка происходила частично по радару. частично визуально. В цель попало 39 тонн. Американские потери — 14 самолетов. У немцев убит 1 человек и еще 1 ранен. Ущерб составил 6 миллионов марок. Завод получил дополнительные повреждения к результатам бомбежки 21 ноября и не работает.

6 декабря — 472 самолета. Объем производства на 6 декабря — 8 %. Сброшено бомб в условиях почти сплошной облачности и задымлении 1044 тонны. Потери американцев — 4 самолета. В цель попало 46 тонн. Потерь среди персонала нет. Заводу причинены значительные повреждения.
Ночь с 6 на 7 декабря. К бомбардировкам подключаются англичане. 511 Ланкастеров. Сброшено 1828 тонн. В цель попало 72 тонны. Потери — 4 самолета. Потерь среди персонала завода нет. Однако ущерб причиненный заводу этими двумя налетами весьма велик — 25 миллионов марок. Завод снова встает до середины января 1945 года. Англичане помимо фугасных бомб применяют и зажигательные.

12 декабря — 348 американских самолетов привозят 985 тонн бомб. Условия — почти сплошная облачность, бомбардировка по радару. В цель попало 18 тонн. Потери американцев — 2 самолета. Ущерб — 2 миллиона марок. Потерь среди персонала нет.
В ночь на 14 января — 560 Ланкастеров. Сброшено — 2413 тонн. В цель попало 260. Ущерб, причиненный заводу, огромен — 57 миллионов марок. И в основном он вызван пожарами от зажигательных бомб, поскольку вся противопожарная система труб, цистерн и насосов окончательно вышла из строя в результате предыдущих налетов. И если 13 января объем продукции завода составлял 15 %, то после этой бомбардировки завод опять встал. Потери англичан — 2 самолета.

И наконец последняя бомбардировка — в ночь на 4 апреля. 1945 года. 323 Ланкастера. 1113 тонн бомб. В цель попала 61 тонна. Ущерб неизвестен, завод снова встал. Потери англичан — 2 самолета.

Таким образом конкретно по данному заводу. Как бы там ни было, но именно бомбардировки завода, зачастую связанные просто с фантастическим количеством бомб привели к остановке производства.

Общая сумма ущерба 250 миллионов марок.
Для того, чтобы было понятно, много это или мало, вставлю вот такой ценничек.

картинка

Понятно, что сами деньги во время войны особой роли не играют, но размер ущерба будет понятен.

Ну и под конец — из мемуаров Шпеера (Рейхсминистра вооружений)

День 12 мая я не забуду никогда, потому что в этот день война с точки зрения техники была проиграна...Со специалистами подвергшихся бомбардировке заводов «Лойна» мы с трудом пробирались через хаос изорванных и покореженных трубопроводов. Химическое производство оказалось очень уязвимым для бомбовых ударов. Даже самые оптимистические прогнозы не обещали возобновления производства раньше, чем через много недель. Наша суточная продукция горючего после этого налета упала с 5850 т до 4820 т. Правда, у нас еще были в резерве 574000 т авиационного бензина, т.е. примерно объем трехмесячного производства. На протяжении еще 19 месяцев они могли бы уравновешивать потери производственных мощностей...После шестнадцати дней лихорадочных восстановительных работ мы только что вышли на прежний уровень производства горючего, когда 28–29 мая 1944 г. на нас обрушилась вторая волна бомбардировок. На этот раз всего 400 бомбардировщикам 8-го американского воздушного флота удалось причинить нам еще более серьезные разрушения, чем почти вдвое большей армаде при первом налете. 22 июня были уничтожены мощности для производства 9/10 авиационного бензина, суточный объем его производства снизился всего до 632 т. Когда интенсивность налетов несколько ослабла, мы еще раз повысили его уровень до 2307 т, что составляло ровно 40% прежнего объема. Но еще через четыре дня, 21 июля, с выпуском всего 120 т мы практически оказались на мели. 98% производства горючего для авиации остановилось.
Впрочем, противник дал нам все же возможность запустить часть производств химического гиганта «Лойна», благодаря чему мы к концу июля смогли поднять суточную выдачу горючего для авиации до 609 т. Теперь уже считалось успехом, если нам удавалось дать хотя бы десятую часть прежнего объема. Но повторявшиеся налеты настолько разладили систему трубопроводов на химических заводах, что не только прямые попадания, но и просто удары взрывной волны, проседание грунта повсюду вызывали нарушение герметичности монтажных систем. Ремонт их был практически невозможен. В августе мы дали 10%, в сентябре — 15%, в октябре опять — 10% наших прежних объемов. И только в ноябре 1944 г. мы, несколько неожиданно даже для самих себя, выдали 28% (633 т в сутки)

Источники
Carl A. Spaatz and the air war in Europe — Davis, Richard G
Strategic Air Warfare — An Interview with Generals Curtis E. LeMay, Leon W. Johnson, David A. Burchinal, and Jack J. Catton
Oil division final report
Ammoniakwerke. Merseburg Leuna, Germany


Источник: http://nnm.ru/blogs/teufel65/pvo_germanii_protiv_vvs_ssha_sudba_zavoda/
Категория: Военная история | Добавил: Ko(R)dinal (26.04.2011)
Просмотров: 2348 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поделиться
Translate
Поздравляем!
Именинников нет

Всем! Всем! Всем!
Для коротышей
Московское время
Темы форума
  • Курилка. Юмор. (420)
  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ (132)
  • Мир Танков (7)
  • МОБИЛИЗАЦИЯ!!! (136)
  • Кто лучший в матче?Их должны знать все. (74)
  • Случайное фото
    Мы помним
    Подвиг Народа ОБД Мемориал
    Есть повод
    Информер праздники сегодня
    Сайт живет
    Содружество
    Улыбнемся?
    Получить Информер

    Кто у нас был
    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    РОМБ - каталог
    Поиск