ТАНКЕТКА Т-27
Танкетка
разработана на основе английской танкетки "Карден-Лойд" Мк VI и
принята на вооружение Красной Армии в феврале 1931 года. Танкетка имела
коробчатый корпус, собранный методом клепки из катаных броневых листов.
Благодаря размещению двигателя в средней части корпуса, между местами
механикаводителя и пулеметчика, удалось резко сократить длину корпуса. В
танкетке широко использовались узлы и механизмы серийно выпускавшихся
автомобилей, что позволило значительно уменьшить стоимость
производства.
Танкетка находилась в производстве около двух лет.
За это время было выпущено более 3300 этих простых и надежных машин. Они
использовались в разведывательных подразделениях общевойсковых и
танковых соединений, стояли на вооружении воздушно-десантных бригад, где
с ними проводились широкомасштабные эксперименты по десантированию
парашютным и посадочным способом. На базе танкетки был создан первый
советский огнеметный танк. Огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого
воздуха на дальность до 25 метров. В середине тридцатых на базе
танкетки была создана легкая самоходная артеллерийская установка,
вооруженная 76-мм динамо-реактивной пушкой.
Закупкой британских и американских образцов в 1929
году занималась специальная комиссия Главного управления механизации и
моторизации во главе с руководителем Военно-технического управления
генералом И.А. Xалепским. Поскольку британцы тогда считались лидерами в
разработке танков. Халепский уделил особое внимание закупке в 1931 году
машин у единственного и стране производителя танков, компании
«Виккерс-Армстронг». В частности, танкетка «Виккерс-Карден-Лойд» Mk IV и
танк «Е» послужили основой при разработке некоторых образцов основных
советских танков.
Британские танкетки
|
|
|
|
Vickers-Carden Loyd Mk.IV
|
Vickers-Carden Loyd Mk.VI ранний вариант
|
Vickers-Carden Loyd Mk.VI
|
Одной из первых прибыла танкетка «Карден-Лойд». Ее
закупили, так как в Танковом уставе Красной Армии указывалось на
необходимость иметь легкий разведывательный танк. Советские конструкторы
в период с 1927-го по 1930-год, пытались реализовать собственные идеи.
На базе шасси от танка Т-16 были разработаны проекты танков Т-17 и Т-25,
но они так и остались на бумаге. Была построена лишь экспериментальная
танкетка Т-23. На устранение недостатков Т-23 требовалось много времени,
поэтому было принято решение закупить проверенный британский проект.
Советские инженеры не были в полной мере
удовлетворены Mk IV, поэтому группа специалистов во главе с Н.Козыревым
на московском заводе №37 внесла ряд изменений. Были установлены более
мощный двигатель, новое сцепление и ведомые звездочки большего диаметра.
Танкетка Т-27 (так назвали в СССР британскую машину) была вооружена
пулеметом калибра 7,62-мм, но в нем отсутствовала радиостанция, что
означало, что связь с экипажами других танков должна осуществляться
только с помощью флажков. Эта ситуация была нормальной для Красной Армии
и объяснялась неразвитостью советской радиопромышленности. Были
предприняты попытки установить на Т-27 более мощное вооружение, в том
числе 37-мм пушку Гочкисса и 76,2-мм пушку, но от них пришлось
отказаться, так как шасси не выдерживало увеличившуюся массу машины.
Кроме того, не хватало места для хранения боеприпасов, и машина теряла
устойчивость при стрельбе из орудия большого калибра.
Во время полевых испытаний танкетка Т-27 показала
неоднозначные результаты. Простая конструкция не требовала сложного
обслуживания, но машина с трудом преодолевала болота и заснеженные
территории. так как имела узкие гусеницы. Было также признано, что
необходимы вращающаяся башня и способность преодолевать водные преграды
вплавь. Позднее на базе Т-27 и с учетом опыта ее эксплуатации был создан
легкий плавающий танк Т-37.Но даже при этих условиях Т-27 широко
применялась в Красной Армии. К концу 1932 года было сформировано 65
батальонов по 50 танкеток в каждом. Они широко использовались при
подавлении басмаческих выступлений в Средней Азии в 30-е годы. Когда в
1941 году началась война с Германией. Т-27 были признаны устаревшими и
удалены с передовой. Есть данные об их использовании в боях в 1941 году,
но это можно скорее считать проявлениями отчаяния, чем признанием
боевых качеств Т-27.
Тем не менее, решение о начале массового производства
танкетки Мк IV с наименованием Т-27, принятое в 1931 году, стало
начальным пунктом создания настоящих танковых войск, задуманных
командованием Красной Армии в конце 1920-х годов. К моменту снятия с
производства в 1941 году было изготовлено 12000 танкеток Т-27. Однако
самую важную закупку Халепский совершил в Америке после долгих и сложных
переговоров с эксцентричным и вспыльчивым конструктором Джоном Кристи,
который разработал уникальную систему танковой подвески М1928. Система
предусматривала отдельную пружинную свечную подвеску для каждого
опорного катка.
Это снижало общий вес: и позволяло танку двигаться по
пересеченной местности при минимальной вибрации. Конструкция была
далека от совершенства, но к отличие от американской армии Халепский,
как и британцы, оценил ее потенциал, и в конце-концов модифицированная
конструкция Кристи была положена в основу среднего танка Т-34, который
считается одним из лучших из когда-либо созданных танков и стал одним из
факторов победы Советского Союза в войне 1941-1945 годов.
Опытные образцы танкетки, которые были изготовлены в
1931 г., отличались от своего прототипа установкой более мощного
двигателя и утолщенной броней. Серийное производство Т-27 было
организовано в 1931 - 1934 гг. на заводе "Большевик", на заводе №37 и
Нижегородском автомобильном заводе (ныне ГАЗ). Сборка корпусов машины
производилась на заводе КЭС в Москве. Всего было поставлено в войска
3297 машин (заводом "Большевик" в 1931 г. было выпущено 45 машин). Т-27
отличалась незначительными габаритными размерами. Это было достигнуто
за счет отказа от вращающейся башни и продольного расположения
моторно-трансмиссионного отделения, с правой стороны которого
располагалось боевое, а с левой - отделение управления. Экипаж машины
состоял из двух человек: командира-стрелка и механика-водителя.
Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ,
боекомплект которого составлял 2520 патронов. 40 пулеметных дисков с
патронами размещались в бортовых коробках корпуса. Для стрельбы
использовался простой механический прицел. На танкетках первого года
выпуска пулемет устанавливался на специальном лафете, обеспечивавшем
вертикальное наведение пулемета и связанным с педалью подъема и
специальным сектором. На танкетках последующих выпусков установка
пулемета ДТ производилась в специальном фланце, обеспечивавшем более
удобное наведение пулемета, как по вертикали, так и по горизонтали, а
также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков.
Броневая защита была противопульной. Она
изготавливалась из броневых листов с максимальной толщиной 10-мм.
Соединение броневых листов производилось заклепками и болтами на
угольниках и накладках. На машинах последнего года выпуска соединение
броневых листов производилось с помощью сварки. Все швы корпуса у днища и
по бортам на высоту 400-мм имели холщовую прокладку, обеспечивавшую
водонепроницаемость корпуса. В верхнем лобовом листе корпуса имелся люк
для доступа к тормозным валикам, закрывавшийся броневой крышкой с
гайками на специальных шпильках. Кроме того, на верхнем и нижнем лобовых
листах болтами крепился броневой кожух, закрывавший выступающую часть
картера дифференциала. На большинстве танкеток этот кожух крепился на
заклепках и снимался только вместе с лобовыми листами.
На верхнем, наклонном листе трансмиссионного
отделения находился люк с броневой крышкой на петлях, который
обеспечивал доступ к коробке передач и приводам управления. Кроме того, с
правой стороны имелось специальное отверстие для крепления пулеметной
установки (на машинах первого года выпуска). В переднем щитке со стороны
механика-водителя была сделана смотровая щель для вождения машины при
закрытом люке, со стороны командира (стрелка) - отверстие, закрываемое
броневыми щитками пулеметной установки. На боковых листах корпуса с
наружной стороны крепились патронные коробки с дверцами в кормовой
части.
Дверцы коробок крепились на петлях и закрывались
двумя болтами. В верхней части боковых листов были сделаны смотровые
щели с броневыми задвижками, а в нижней - круглое отверстие для прохода
задней трубчатой оси. В верхней части корпуса имелось три откидывающихся
колпака, закрывавших люки механика водителя, пулеметчика и люк доступа к
силовой установке. На машинах последних выпусков в колпаках люков
экипажа были сделаны специальные лючки, закрываемые броневыми
заслонками. Колпак люка механика-водителя имел лючок в кормовой части,
командира - в крыше и в кормовой части. В колпаке люка силовой установки
был сделан лючок для доступа к заливной горловине топливного бака,
закрывавшийся броневым колпачком. Спереди перед броневым колпаком
силовой установки для доступа охлаждающего воздуха к радиатору системы
охлаждения имелось отверстие, закрываемое броневым козырьком.
В кормовом листе корпуса перед радиатором были
сделаны специальные дверки, управляемые с места механика-водителя. На
танкетках последних выпусков вместо дверок был установлен специальный
броневой кожух с отверстием направленным вниз. Днище корпуса было
сварено из нескольких листов и имело посередине корытообразное
углубление. Для слива масла из картера двигателя, коробок передач в
днище были сделаны два отверстия, закрываемые навинтными пробками. Для
буксировки на корпусе танкетки на верхнем, наклонном листе
трансмиссионного отделения была приклепана специальная петля, а в
кормовой части - буксирная рама с петлей. Рама крепилась к бортам
корпуса танкетки с помощью двух косынок. К бортам корпуса перед
патронными ящиками крепились грязевые щитки, предохранявшие экипаж от
забрызгивания грязью летом и снегом зимой. На танкетках последнего
года выпуска были введены и кормовые грязевые щитки. Вдоль продольной
оси корпуса устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель
"Форд-АА" жидкостного охлаждения мощностью 40 л.с. (29 кВт) с
карбюратором "Форд-Зенит". Пуск двигателя осуществлялся с помощью
стартера мощностью 0,9 л.с. (0,7 кВт) и вручную - заводной рукояткой. В
системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина),
прерыватель тока низкого напряжения и распределитель тока высокого
напряжения. Емкость топливного бака составляла 42 л. Запас хода машины
по шоссе достигал 110 км.
Трансмиссия, заимствованная у грузового автомобиля
ГАЗ-АА, включала сухое, однодисковое сцепление с накладками из ферродо;
четырехступенчатую механическую коробку передач; главную передачу;
простой дифференциал с колодочными тормозами и два бортовых редуктора.
Дифференциал соединялся с коробкой передач с помощью карданного
сочленения (шарнира Гука). Подвеска — полужесткая, блокированная. Со
стороны каждого борта находилось по три тележки сдвоенных опорных
катков. Упругим элементом подвески служили листовые рессоры. Конструкция
подвески не отвечала требованиям по подвижности и ее применение
объясняется короткой базой машины (длина опорной поверхности гусениц
равнялась 1410-мм). В гусеничном движителе применялись опорные катки с
наружной амортизацией, ведущие колеса цевочного зацепления и гусеницы с
ОМШ. Ширина трака мелкозвенчатой гусеницы составляла 150-мм.
Электрооборудование машины было выполнено по
однопроводной схеме с положительным выводом аккумуляторной батареи на
корпус. Напряжение бортовой сети составляло 6В. В качестве источников
электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-У напряжением 6
В и емкостью 80 Ампч, а также динамомашина мощностью 200 Вт. В 1935
году на военных маневрах продемонстрировалось воздушная транспортировка
танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3. Устройство, с
помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А. Ф.
Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только
подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.
Эксплуатация танкетки в войсках показала, что
танкетка была достаточно простой и неприхотливой машиной. Однако опыт ее
применения на учениях свидетельствовал, что для машин такого класса
необходима вращающаяся башня (с установленным в ней
вооружением),способность преодолевать водные преграды вплавь и менее
плотная компоновка. На 1941 год реальные боевые возможности танкетки
Т-27 были очень невелики. Ее броня пробивалась с дистанции порядка
200-300 м бронебойными немецкими винтовочными пулями калибра 7,92-мм,а
это означало,что противник мог нанести непоправимый ущерб советской
танкетке стреляя из обычной армейской винтовки. Против же имевшихся в
большом количестве в Вермахте 7,92-мм противотанковых винтовок PzB 39,
не говоря уже о противотанковых пушках, Т-27 была совершенно беззащитна.
Однако, танкетка Т-27 к июню 1941 года не была
бесполезной машиной. Она вполне могла применяться для патрулирования,
охраны штабов, как бронированный тягач и транспортёр (так, например,
вермахт широко использовал устаревшие немецкие и французские танки для
охраны мостов, аэродромов и т.п., а также для борьбы с партизанами).
Низкий силуэт Т-27 способствовал её маскировке, что позволяло достаточно
эффективно применять её в обороне. В целом же учитывая
катастрофические потери Красной Армии на начальном этапе Великой
Отечественной войны в живой силе и бронетехнике-любая боевая
бронированная единица была "на вес золота", поэтому танкетки тоже
сыграли свою посильную роль в отражении вероломного нападения Германии
на Советский Союз.
Танкетка Т-27. Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
2,7 т
|
Размеры:
|
|
длина |
2600 мм
|
ширина |
1825 мм
|
высота |
1443 мм
|
Экипаж |
2 человека
|
Вооружение |
1x7,62-мм пулемет ДТ
|
Боекомплект |
2500 патронов
|
Бронирование - лоб корпуса |
10 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный "Форд-АА"
|
Максимальная мощность |
40 л.с.
|
Максимальная скорость |
40 - 42 км/час
|
Запас хода |
110-120 км
|
Модификации танкетки Т-27:
- ОТ-27/ХТ-27 (БХМ-4) - огнемётная танкетка (выпущено 187 машин, 1932-33 г.)
- ТТ-27 - телеуправляемая танкетка (выпущена опытная партия - 5 машин, 1932г.)
- Т-27ПХ - танкетка подводного хождения (опытный образец, 1934 г.)
- Т-27М (Т-27С) - самоходная установка (опытный образец, 1931 г.)
Источник: http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/tanketki |