Одной из наиболее интересных тем для любителей военной истории служит
тема боевого использования трофеев в боях второй мировой войны. При
этом особое внимание традиционно уделяют фашистской Германии, так как в
результате победоносных операций 1939-41 гг. она захватила громадное
количество боевой техники различных стран, часть которой затем активно
использовала против прежних хозяев и их союзников.
----------------------<cut>----------------------
Ни
для кого из любителей БТТ не секрет: к моменту нападения на СССР более
четверти немецкого танкового парка составляли боевые машины
чехословацкого производства, что достаточно подробно освещалось в
многочисленных послевоенных публикациях. Молчанием обойдем мы и Италию —
во-первых, потому, что до 1943 г. итальянцы сами использовали свои
бронированные машины, а во-вторых, потому, что их применение немцами
почти не затронуло наиболее интересный для нас Восточный фронт.
Польша первой поставила немецкой армии несколько своих относительно
удачных танков 7ТР. Но их было очень мало (по разным источникам — от
четырех до восьми машин), и они недолго использовались в учебных
подразделениях.
Польский танк 7ТР
Наибольшее же число (после Чехословакии, разумеется) танков и
танковых шасси иностранного производства в немецкой армии составляли
французские боевые машины. Несмотря на некоторую отсталость конструкции,
они были достаточно надежными, сравнительно сильно забронированными, а
главное — для их ремонта и обслуживания имелась достаточная промышленная
база. Но вооружение французских машин было слабым, и поэтому они
использовались большей частью для службы в тыловых подразделениях
(охранение коммуникаций, полицейские части, учебные подразделения и
т.д.). Правда, в 1942 г. небольшому числу французских танков довелось
повоевать и на Восточном фронте, так как для восполнения больших потерь
немецких танковых частей "первой линии" на фронт была отправлена боевая
техника некоторых учебных и полицейских подразделений.
Чешский танк Pz-38(t)
Намного более распространенными в немецкой армии были САУ на шасси
французских танков. Первыми для этой цели были использованы шасси легких
танков R 35 фирмы "Рено". Поскольку их штатное вооружение было более
чем слабым, их решили вооружить чехословацкими 47-мм противотанковыми
пушками в неподвижной боевой рубке. Решение оказалось довольно удачным, в
течение лета-осени 1941 г. было изготовлено 174 таких САУ, а с осени
1941 г. фирма "Альфред Беккер" была специально ориентирована на
переделку французских боевых машин. Так в июле 1942 г. 179 бронированных
арттягачей ТВ 37L (Tracteur Blinde 37L) "Lorraine", были выделены для
установки на них новой 75-мм противотанковой пушки РаК 40/1. Новое
самоходное орудие получило название "Marder" I (Куница) и использовалось
как на Восточном фронте, так и против американских войск. Это же шасси
было использовано для установки 105-мм легких гаубиц (было изготовлено
от 10 до 12 штук для учебных подразделений), а также 150-мм гаубиц
(изготовлено 96 штук), также применявшихся против Красной Армии.
Переделывались в САУ и танки Н 35 и Н 39, В 1bis и практически все
захваченные FCM 36, но их количество было невелико.
Somua S-35 под немецким обозначением Pz.Kpfw. S35 739(f)
В 1944 г. немцы ожидали высадки союзников во Франции и принялись
спешно усиливать боевую мощь практически всех имеющихся танков. Делалось
это, как правило, путем закрепления на них пусковых установок для
реактивных снарядов. До нас дошло очень мало информации об этом, но к
весне 1944 г. в Северной Франции имелось не менее восьми батарей таких
"бронированных реактивных пускателей" (Panzerwerfer).
Английские и американские танки использовались немцами лишь
эпизодически. До 1944 г. на советско-германском фронте их были единицы.
Впрочем, во всем, что сказано выше, я не оригинален: об этом уже
писали многие, радуясь немецкой рачительности. Однако, начиная говорить
об использовании вермахтом советских боевых машин, авторы обычно
начинали задумчиво чесать в затылке. И есть о чем задуматься. Дело в
том, что в боях лета 1941 г. немцы захватили не просто большие, а
огромные трофеи. В частности, число трофейных советских танков и
бронеавтомобилей превышало в немецкой армии число всех иностранных
боевых машин вместе взятых! Казалось бы — вот простор для творчества. Но
не тут-то было!
Из захваченных и подбитых немцами летом-осенью 1941 г. 14 079 танков
(по немецким данным), к октябрю было введено в строй всего от 18 до 40
машин. Почему так мало? Некоторые авторы пытаются ответить на этот
вопрос тем, что все советские танки, дескать, были поломаны и сожжены.
Другие оправдывают это загруженностью в 1941 г. немецких ремонтных
подразделений собственной боевой техникой. Но как объяснить, что в тех
же немецких источниках говорится, что от 300 до 500 танков типа БТ, от
900 до 1 100 танков Т-26 . более 40 танков Т-28 и 45 танков Т-34 и КВ.
достались им в исправном состоянии, так как находились на парковом
хранении. Заливай бензин и ... "на Восток"! Так почему же всего 40?
Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой — наши танки не были
нужны немцам. Они были плохи для вермахта "Как же так?" — воскликнет
начитанный любитель БТТ,- "наши танки в 1941 г. превосходили любую
немецкую машину, кроме "четверки", по вооружению!"
Простите, не по вооружению, а по калибру пушки. Но что толку, если до
февраля 1942 г. реальная бронебойность советских 45-мм танковой и
батальонной пушек не соответствовала табличным значениям? В этом
отношении она даже проигрывала немецкой 37-мм танковой и противотанковой
пушкам из-за крайне низкого качества бронебойных снарядов. В дневниках
Ф.Гальдера говорится, что довоенные советские легкие танки не
представляли опасности для немецких "панцеров" на дистанции более 400 м!
Немцы называли Т-26 и БТ "консервными коробками" из-за их тесноты и
слабого бронирования. А уж о качестве отечественных прицелов тех лет
можно не упоминать — оно позволяло вести огонь из пушки только на
дистанции в несколько сот (до 1000) метров.
Но если нельзя было использовать танки в их "первозданном" виде,
почему не построить на их шасси САУ, как это было с французскими
машинами? Почему этого не делали?
Ответ такой же — шасси наших танков тоже не были нужны вермахту. Не
следует забывать, что для отечественных танковых двигателей требовался
только высокосортный бензин (для Т-26 не хуже "Грозненского", а для БТ и
Т-28 — не хуже "Бакинского"). А согласно "Военному дневнику"
Ф.Гальдера, немцы испытывали в 1940-42 гг. острейший дефицит натуральной
нефти и, как следствие, высокосортного бензина. Его немецкой армии не
хватало даже для авиации, зачем же тратить его на посредственные
советские танки? Немецкий же синтетический бензин отечественные танковые
моторы "кушать" отказывались. Это было характерно не только для танков
довоенного выпуска: двигатели Т-60, Т-70 и СУ-76 также нуждались в
высокосортном бензине.
Как это ни парадоксально звучит, но с питанием Т-34 и KB у немцев
тоже было еще хуже. В 1941-42 гг. в германской армии недостаток
дизельного топлива (солярки, газойля и т.д.) ощущался еще более остро,
чем бензина, поскольку его невозможно заменить каким-либо синтетическим
продуктом. И потому в моторы дизельных автомобилей и танков вместо
солярки заливали смесь сырой нефти с керосином и маслом. Только
трофейный газойль как-то спасал положение, но и он большей частью шел в
баки грузовых автомобилей, которые с конца 1941 г. были выведены из
войск первой линии в тыловые части.
Всего, согласно немецким источникам, с 1941 г. по 1945 г. в вермахте
использовалось не более 300 советских танков и САУ, а также было
изготовлено 10 САУ на шасси легкого танка Т-26.
Наши: Ремонтная бригада 4-го ПТРЗ у Т-34-85 с двумя парами пантеровских катков
-34-85. Хорошо видны катки от "Пантеры"
Т-34-85. Хорошо видны катки от "Пантеры"
Т-34-85 и Т-34 с катками от "Пантеры"
Об использовании в годы Великой Отечественной войны трофейной техники
частями Красной Армии в последнее время написано немало. Публиковались
материалы и в "Танкомастере", был неплохой выпуск "Фронтовой
иллюстрации" № 1 - 2000 "Трофеи в Красной Армии" и т. п. Предлагаемый
материал также повествует о применении трофейной техники, но не танков,
автомобилей или тягачей, а их отдельных агрегатов. Речь идет об
использовании опорных катков немецкого танка "Пантера" на наших
знаменитых Т-34. "Зачем?" - спросите вы. Однако пока конкретным ответом
на этот вопрос автор не располагает. Скорее всего, нашими наступающими
частями было захвачено большое количество запасных опорных катков для
"пантер" и какой-то русский умелец решил найти им достойное применение.
Приводимые снимки были сделаны на 4-м подвижном танкоремонтном заводе
(ПТРЗ) зимой 1944-1945 годов. Как видно, катками от "Пантеры" было
оснащено как минимум три танка Т-34. К сожалению, неизвестно ни какое
количество тридцатьчетверок было переобуто таким образом, ни фамилия
автора этой идеи. Можно сказать лишь то, что подобные работы на 4-м ПТРЗ
велись.
Продолжение этой любопытной истории удалось обнаружить в
материалах Научно-испытательного полигона в Кубинке. В частности, был
найден отчет, озаглавленный "Испытание катков танка T-V на Т-34-85".
Приведем выдержки из этого документа:
"Испытания проводились с
23 марта по 10 апреля 1945 года. Цель испытаний - возможность
использования опорных катков T-V на Т-34-85. Катки T-V были
приспособлены для Т-34-85 в конструкторском бюро НИИБТ полигона
(установлены вместе с серийными катками Т-34-85). После этого танк
прошел 604 км плюс специальные испытания - преодоление косогоров, скатов
и т. д. Выводы: 1. Опорные катки T-V обладают более низкой надежностью,
чем у Т-34-85 серийные. Произошедшие поломки опорных катков являются
следствием их большей нагруженности. Монтаж катков T-V на Т-34-85 может
быть осуществлен средствами войсковой ремонтной части".
Вполне
возможно, что испытания на НИИБТ полигоне проводились с подачи
командования 4-го ПТРЗ, которое могло обратиться в вышестоящие инстанции
с таким рационализаторским предложением. Но скорее всего опыт установки
катков "Пантеры" на Т-34 не получил широкого распространения. С
определенностью можно сказать лишь то, что несколько тридцатьчетверок
были оснащены "пантеровскими" катками и участвовали в боях.
САУ «Marder II» на параде партизанских частей в освобожденном Минске. Июль, 1944 г.
На борту танка надпись "Смерть Гитлеру!"
на САУ надписи: "Отомстим за Украину!", "Мститель", "Бей Геббельса!"
Вот
Танк PzKpfw III из состава 107-го ОТБ, Волховский фронт, апрель 1942 г
Экипаж САУ Panzer-jager I уточняет боевую задачу, ОТБ 31-й Армии, август
1942 г. САУ перекрашена в защитный цвет 4Б0 и оборудована фарой
советского производства.
Разведчик В.Кондратенко, бывший тракторист пробрался к немцам в тыл и
увел в свое расположение исправный танк. Северо-Кавказский фронт, ноябрь
1943 г.
Сержант М.Свирин захватил исправную САУ "Мардер" III и использовал ее в боях против ненцев. Орловское направление, 1943 г.
Рота танков "Пантера" гвардии лейтенанта Сотникова восточнее Праги (пригород Варшавы), Польша, август 1944 г. Они же были выше...
Они же в "шапке" нашего сайта
Трофейная САУ "Хуммель" из состава отдельного самоходного дивизиона.
27-я армия, район озера Балатон, март 1945 г. На бортах машин нанесены
красные звезды с белой окантовкой.
Трофейные "Пантеры" из состава 366-го гвардейского тяжелого
самоходно-артиллерийского полка. 47-я армия, район озера Балатон, нарт
1945 г.
Самоходная установка Sturmgeschutz IV (7,5 cm StuK40 L 48) из состава
1506-го самоходно-артиллерийского полка подполковника Рогачева. 3-й
Украинский фронт, район озера Балатон, март 1945
Серийный вариант СУ-76И. Внимание на шасси !
К слову о Катюшах...
Захваченные немецкими фашистами пусковые установки БМ-13 «Катюша» с ракетами М-13ДД
21 июня 1941 года за день до вторжения вооруженных сил фашисткой
Германии на территорию СССР, советское правительство приняло
постановление о начале производства реактивных систем залпового огня,
названных позже ласковым женским именем "Катюша". Официально их называли
гвардейскими реактивными минометами.
Впервые батарея
"Катюш" (БМ-13) под командованием капитана Флерова показала себя в деле
под Оршой в начале июля 1941 года. Был нанесен удар по железнодорожной
станции Орши. Эффект для находившихся там немецких войск, только что
захвативших станцию Орша, оказался просто ошеломительным - им
показалось, что накрыл чудовищный смерч, оставлявший после себя смерть и
огонь. Хваленные гитлеровские вояки, победным маршем двигавшиеся вглубь
советской территории, срывали с себя знаки отличия, бросали оружие и
бежали в тыл - подальше от ужасного русского чудо-оружия. Естественно,
только те, которым удалось уйти из под огневого поражения систем
залпового огня – в то утро под Оршей немцы потеряли до батальона пехоты.
Командованию РККА удалось перехватить панические
радиодонесения немецких частей, попавших под огонь реактивных систем
залпового огня капитана Флерова. Они сообщали, что русские
применили «автоматические многоствольные огнеметные
пушки".
И почти сразу же фашистское руководство начало
охоту за русским чудо-оружием. Гитлер требовал как можно скорее
оснастить свою армию подобными «автоматическими многоствольными
огнеметными пушками».
Между тем, наше руководство заранее
минировало пусковые установки зарядами тротила и приказывало взрывать их
в случае отступление, не допуская захвата сверхсекретного оружия
врагом. Однако в отдельных случаях фашистам все-таки удалось захватить и
пусковые установки, и даже сами реактивные снаряды.
На
разгадку тайны «Катюши» были брошены лучшие немецкие ученые оружейники.
Постепенно они многое для себя прояснили, т. е. повторили путь советских
разработчиков «Катюш», доводивших до ума свое детище несколько
предвоенных лет, начиная с конца 1937 года. Примечательно, что
первоначально реактивные снаряды собирались использовать только в
качестве оружия для авиации – истребителей и бомбардировщиков.
Использование реактивных снарядов для систем залпового огня
наталкивалось на большое противодействие артиллеристов – им
представлялось, что новое оружие слишком неэффективно по сравнению с
традиционной ствольной артиллерией. Впрочем, боевая эффективность
будущих гвардейских реактивных минометов постоянно росла, и к июню 1941
года была изготовлена опытная батарея, которую предстояла испытать в
условиях полигона. Только испытание произошло в боевых условиях под
Оршей.
Но работавшие над захваченными русскими реактивными
снарядами немецкие ученые не могли никак понять принципа ужасного
огневого воздействия. И особенно – почему в площади поражения систем
залпового огня горело все, что только могло гореть? Оказывается, в
начинке реактивных снарядов «Катюш» не было никаких зажигательных
компонентов – только тротиловые шашки.
Дело в том, что на
вооружении Вермахта имелись свои системы залпового огня – шестиствольные
150-мм минометы, которые сильно уступали по боевому эффекту «Катюшам». И
тем более, немецкие шестиствольные минометы не вызывали свои
воздействием такого мощного пиротехнического эффекта.
Много
десятилетий спустя отечественные оружейники раскрыли тайну этого самого
ужасающего пиротехнического воздействия снарядов гвардейских реактивных
минометов. Оказывается, все дело было в удлиненных тротиловых шашках,
которыми были начинены реактивные снаряды. При подрыве эти тротиловые
шашки разбрасывали тысячи раскаленных осколков, которые и поджигали все
горючие предметы вокруг эпицентра взрыва реактивных снарядов. И чем
более массированным было применение реактивных снарядов, то тем более
сильным был фугасный и пиротехнический эффект.
Остается добавить, что немецкие оружейникам так и не удалось решить «загадку «Катюши» до самого конца войны…
Самая известная крупная переделка КВ-1 образца 1942г. Немцы установили своё орудие 7,5cm KwK 40 L/43, как на Panzer IV Ausf G и оснастили командирской башенкой. Фото сделано в районе Белгорода.
в начале войны немцкий пилот загнал наш танк в болото где он и остался . не имея бомб пикировал с высоты на танк наши наложив штаны сходу влетели в топь где и остались военные дневники люфтфафе 1939-45г
Ты про этот? Согласен полностью. Видимо просто красиво смотрится - вот и накорябали картинку. Я думаю, без дульного тормоза было бы хреноватенько из неё стрелять
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]