Технический музей ОАО АВТОВАЗ. Часть 2, инженерная техника, тягачи и автомобили.
Технический музей ОАО АВТОВАЗ. Часть 2, инженерная техника, тягачи и автомобили.
Вторую
часть обзора Тольяттинского музея я хочу посвятить инженерной технике,
тягачам и вспомогательным машинам. Экспонатов, относящихся к этой
категории, в музее очень много. Даже больше, чем в профильном музее
артиллерии, инженерных войск и войск связи, находящимся в С-Петербурге. А
с учетом удобства осмотра и ощупывания экспонатов музей АВТОВАЗа можно
рассматривать, как одно из главных мест, которое должны посетить
любители инженерной техники, чтобы ознакомиться с серийными машинами и
раритетами. Как и в прошлой части, буду представлять технику по
функциональным группам, а не по расположению в музее, т.к. она довольно
сильно разбросана по площадкам.
1. Инженерная машина разграждения ИМР.
Машина
способна проделывать проходы в зоне сплошных завалов и разрабатывалась
для действий в условиях ядерной войны. Реально такие машины применялись
при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где оказались
единственной техникой, способной работать около разрушенного реактора.
2. Инженерная разведывательная машина ИРМ «ЖУК»
ИРМ
создана для инженерной разведки местности и водных преград. Многие
машины представлены в нескольких экземплярах, к примеру, гусеничных
минных заградителей ГМЗ в музее аж 3 ед., одного из них я показал в
первой части обзора музея. Кроме них, есть еще минные заградители.
3. Прицепной минный заградитель ПМЗ-4.
4. Путепрокладчик БАТ-М.
Эта
замечательная машина была очень любима в войсках. БАТ способен вытащить
практически любую застрявшую технику, поэтому в колонне с ним
чувствуешь себя гораздо спокойнее.
5. Путепрокладчик колесный ПКТ.
6. Полковая землеройная машина ПЗМ-2.
7. Траншейная колесная машина ТМК-2.
Для
пехоты такие машины — как манна небесная. Несмотря на все свои
недостатки, это достойная замена лопате. А для отрывки больших траншей
используется вот такая зверь-машина:
8. Быстроходная траншейная машина БТМ-3.
Таких
машин полагалось три штуки на дивизию. Скорость отрытия траншей
основного профиля до 810 метров в час. А если требуется отрыть окоп для стрельбы стоя с лошади тяжелой техники, поможет еще одна замечательная машина.
9. Машина для отрывки котлованов МДК-2м.
Окоп для танка эта машина полностью отрывает за 10 минут. На смену ей пришел еще более мощный агрегат.
10. Машина для отрывки котлованов МДК-3.
Производительность
этого монстра выросла с 350 до 600 кубометров в час вынутого грунта.
Если же наоборот, требуется отрыть небольшой котлован, да еще
причудливой формы, МДК не подойдет. Тут нужен экскаватор.
11. Экскаватор ЭОВ-4421.
12. Бурильная машина БГМ.
Предназначена для бурения скважин (до 30 м) при подготовке взрывных работ.
13. Скрепер Д-357П.
14. Автомобильный кран 8Т210.
Основной кран в сухопутных войсках. Грузоподъемность 6,3 т. Крановое оборудование приводится в действие электромоторами.
15. Автокран на базе ЗИЛ-130.
Грузоподъемность этого крана также 6,3 т.
В Тольяттинском музее находится богатый арсенал техники, предназначенной для преодоления водных преград.
16. Тяжелый механизированный мост ТММ-3.
Один
из четырех мостоукладчиков на базе КрАЗ-257, входящих в комплект ТММ.
Способен перебросить мост грузоподъемностью 60 т через препятствие 40 м
за 72 минуты.
17. Мостоукладчик МТ-55.
Разработан в ЧССР на базе танка Т-55. Способен за три минуты навести мост 18 м длиной и грузоподъемностью 50 т.
18. Установка строительства мостов УСМ.
Установка
создана для строительства низководных деревянных мостов
грузоподъемностью до 60 т. Для действий в лесной местности — незаменимая
машина. В музее есть и более мощная техника того же назначения —
комплект мостостроительных средств КМС. Это спец. паром для забивания свай и сборки моста. Выглядит, как плавучая гильотина.
19. Машина понтонно-мостового парка ПМП.
ПМП
представляет собой огромный комплекс техники, способный навести
понтонный мост 227 м грузоподъемностью 60 т за полчаса. На фотографии
№19 КрАЗ-255В, оборудованный для перевозки одного из 32 речных звеньев.
Так же в комплект ПМП входят 12 буксирных катеров БМК-130 или БМК-150
(обе модификации представлены в музее).
20. Буксирно-моторный катер БМК-150.
21. А может ПМП комплектоваться и буксирно-моторными катерами-толкачами БМК-Т.
Есть
в музее техника, предназначенная для переправы и через более широкие
реки. Для того, чтобы можно было переправлять тяжелую технику даже через
Волгу, разработали спец. паромы.
22. Понтонно-мостовая машина ПММ «Волна».
Базовое шасси БАЗ-5937, грузоподъемность парома 40 т.
23. Гусеничный самоходный паром ГСП.
Паром
состоит из двух машин (полупаромов). Грузоподъемность 52 т. Поскольку
лодки наполнены пенопластом, а на машинах стоят мощные насосы, утопить
ГСП практически невозможно.
24. Гусеничный плавающий транспортер К-61.
Мог
перевозить 40 солдат с вооружением или ЗИЛ-157 без груза, а также
орудия калибром до 122 мм. В музее есть еще одна модификация К-61,
оборудованная стрелой.
25.
Название и назначение этого аппарата мне неизвестны, кто подскажет, буду благодарен.
26. Гусеничный плавающий транспортер ПТС-2.
Пришел на смену К-61. Способен перевозить 72 солдата с полным вооружением, или УРАЛ-4320, или артсистемы вплоть до 152 мм.
Стоит
в музее в качестве экспоната и катер на воздушной подушке. Предназначен
для использования в качестве поисково-спасательного и
служебно-разъездного катера в местах, где невозможна эксплуатация
водоизмещающих судов (в сложных путевых условиях: летом на полях и
болотах, зимой на заснеженной и ледовой поверхности, при плавающем льде и
торосах).
27. АСВП типа «Барс».
Теперь предлагаю плавно перейти к тягачам, спец. шасси и автомобильной технике, размещенных в техническом музее АВТОВАЗа.
28. Плавающее колесное шасси БАЗ-6944 «Основа-1».
Колесная
формула 8х8. Шасси БАЗ-6944 предназначалось для использования в составе
оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». Это очень интересная
машина, стоящая отдельного поста. Когда-нибудь обозрю ее особо.
29. Трактор «Универсал-2».
Этот
экспонат выбивается из ряда машин сугубо военного назначения, но обойти
его вниманием я не смог. Уж больно колоритный аппарат. Создан на основе
американского пропашного трактора «Фармолл». Выпускался в 1934-1955 гг.
на нескольких заводах, за это время было выпущено 210 тысяч тракторов 4
модификаций.
30. Трактор «Сталинец» С-65.
Первый
отечественный трактор с дизельным двигателем. Выпускался в 1937-1941 г.
Кроме с/х, пришлось ему принимать участие в ВОВ. С-65 применялся для
буксировки артсистем среднего и крупного калибра.
31. Артиллерийский тягач АТС-59.
Число
59 в названии — год принятия на вооружение. АТС-59 применялся как
тягач, как шасси для различных установок и в гражданском варианте для
освоение Сибири и Дальнего Востока.
32. Артиллерийский тягач АТС-59Г.
Развитие
предыдущей модели, в результате которого тягач получил новую 6-местную
кабину. Как тягач арт.систем использовался мало, больше применялся, как
транспортер, и передавался в н/х для работы на Севере. В музее таковых
аж три штуки, в разной комплектации.
33. Гусеничный транспортер ГТ-С (ГАЗ-47).
Создан в 50-х годах для военного и гражданского использования. Массово применялся в северных районах.
34. Гусеничный транспортер ГТ-СМ (ГАЗ-71).
Модернизированный в 1968 г. ГТ-С. Масса перевозимого груза 1 т.
35. Гусеничный транспортер ГТ-Т.
Разработанный в 50-х годах тяжелый вариант гусеничного транспортера. Масса перевозимого груза 2 т.
36. Тягач-транспортер ГТ-МУ.
В первой части обзора я показывал такой бронированный транспортер. Теперь вот еще один, в другой комплектации.
37. Тягач МТ-ЛБу.
Представитель семейства самых массовых легких бронемашин в нашей армии.
38. Седельный тягач МАЗ-537Г.
Седельный тягач, оснащенный лебедкой. Мог буксировать полуприцеп полной массой 68 т.
39. Тяжелый эвакуационный транспортер КЭТ-Т.
Предназначен
для первичной и последующей эвакуации колесной автомобильной техники
типа ГАЗ, ЗиЛ, Урал, КАМАЗ, КрАЗ, БАЗ, КЗКТ, МАЗ и вообще любой техники
массой до 45 т. Создан на базе МАЗ-537Г.
Вы, наверное, заметили,
что я показываю фотографии, сделанные не в один день. Кроме своих, я
использую фотографии, сделанные товарищами по моей просьбе ранее. Дело в
том, что я не осилил фотографировать сам все экспонаты. Музей настолько
огромный, что я боялся, что мне банально не хватит заряда аккумуляторов
в фотоаппаратах. Второй фотоапарат я использовал в павильоне, в то
время как первый поставил там же подзарядиться. Итак я сделал более
тысячи снимков, из которых выкладываю здесь лишь малую часть. И многие,
безусловно, интересные экспонаты я все-таки пропустил. За кадром
осталось много автомобильной техники. Ее там правда, много. Вот лишь
одна из нескольких полянок с автомобилями.
40. Ряд автомобильной техники.
Но некоторые интересные экспонаты я покажу.
41. ГАЗ-АА полуторка.
Этот экземпляр юзали на съемках первой части "Утомленных солнцем".
42. УралЗИС-5М.
43. Студебекер US-6.
Тоже прибыл из недр "Мосфильма".
44. Грузовик IFA S-4000-1 (ГДР).
45. Кислорододобывающая станция АКДС-70.
Построена
на шасси МАЗ-200Ш. В ней из воздуха получали кислород и азот. Такие
машины в шестидесятых годах строил завод Уралец в Свердловской области.
46. Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311.
8Т311
разработана на Торжокском заводе пожарных машин на шасси автомобиля
ЗиЛ-131. Предназначена для дегазации и дезактивации техники.
Конечно,
многое из этой категории осталось за кадром. Например БелАЗ и
венгерский грузовик Csepel. Но ведь я и не ставил перед собой задачу
снять все экспонаты. Картину в целом вроде передать удалось. Так что,
будучи в Тольятти, не проезжайте мимо :)