Вот
мы и добрались до авиации, находящейся в музее АВТОВАЗа. Есть там
немало интересных экспонатов, причем авиацию музейщики попытались
сгруппировать по маркам. Поскольку самолеты и вертолеты — техника весьма
габаритная, полностью им этого сделать не удалось. Но стремление
упорядочить экспонаты видно.
Авиационную технику я снимал менее
подробно, нежели танки и пушки — берёг аккумуляторы фотоаппарата. Тем не
менее, снял все самолеты и вертолеты, разве что не со всех возможных
ракурсов. Потом, когда разбирал фотографии, обнаружил несколько забавных
казусов. Например, некоторые экспонаты заснял только с хвоста. Такая
участь постигла самолеты Ан. С них и начнем:
1. Легкий транспортный самолет Ан-2.
Всем известный «Кукурузник», выпускавшийся с 1947 г. и использовавшийся для решения самого широкого круга задач. В 60-е годы Ан-2 выступал даже в роли «перехватчика» — его оборудовали пулеметами для борьбы с разведывательными аэростатами. Практический потолок 4500м, крейсерская скорость 150-190 км/ч, грузоподъемность 12 пассажиров (1500 кг грузов).
2. Транспортный турбовинтовой самолет Ан-26.
Выпускался
с 1959 по 1979 гг. Практический потолок 7500 м Крейсерская скорость 435
км/ч Перегоночная дальность 2660 км. Пассажировместимость 39 чел.
Предназначался для перевозки и десантирования войск и грузов.
Выпускался с 1953 г. В 50-е годы был основным пассажирским самолетом на внутренних линиях. Высота полета 6500 м, крейсерская скорость 345 км/ч, дальность полета 1250 км. Максимальное число пассажиров — 36.
4. Легкий учебно-тренировочный самолет Як-18Т.
Производился
с 1974 по 1983 г. Применялся в учебных заведениях гражданской авиации в
качестве самолёта первоначального обучения. Макс. высота полета 4000 м. Макс. скорость 300 км/ч.
Дальше пошли боевые самолеты.
5. Многоцелевой самолет Як-28.
С
1963 г. по 1971 г. на Саратовском авиазаводе было выпущено 1180
самолетов в модификациях фронтового бомбардировщика, перехватчика,
разведчика, самолета РЭБ, учебно-тренировочного самолета. При этом
официально на вооружение он не принимался. Экипаж - 2 чел. Практический потолок 14500 м. Макс. скорость 1850 км/ч. Дальность полета 2000 км. Вооружение: 23 мм 2-ствольная пушка 2-ГШ-23Я, бомбовая нагрузка (до 3000 кг).
6. Палубный самолет вертикального взлета и посадки Як-38.
Самолет
выпускался в 1974-1989 г на Саратовском авиазаводе в количестве 231 шт.
Базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск»,
«Новороссийск», «Баку») в качестве штурмовика. В 1991 г. Самолеты сняты с
вооружения ВМФ. Экипаж - 1 чел. Практический потолок 12000 м. Макс. скорость 1210 км/ч. Боевой радиус действия до 370 км. Вооружение: 23 мм 2-ствольная пушка 2-ГШ-23Я, 2 внешних подвески для боевой нагрузки (до 1500 кг).
7. Фронтовой истребитель МиГ-15.
Самый
массовый боевой реактивный самолет в истории авиации. В серийном
производстве с 1948 г. Состоял на вооружении десятков стран. Учавствовал
в различных военных конфликтах, наиболее известным его применением
является участие в войне в Корее. Экипаж - 1 чел. Практический потолок 15500 м. Макс. скорость у земли 1076 км/ч. Дальность полета 2000 км. Вооружение: 37 мм пушка Н-37Д (40 снарядов), 2 шт. 23 мм пушки НР-23КМ (по 80 снарядов), 2 авиабомбы 50 или 100 кг.
8. Фронтовой истребитель МиГ-21.
Самый
распространенный сверхзвуковой боевой самолет в мире. Серийно
выпускался в 1959-1986 гг. Первый советский реактивный истребитель
второго поколения. Экипаж - 1 чел. Практический потолок 19000 м. Макс. скорость 2175 км/ч. Дальность полета до 1900 км. Вооружение:
23 мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов), 4 точки подвески для пилонов с
вооружением (НАР, бомбы до 500 кг, УР Р-3, Р-55, Р-60).
9. Фронтовой истребитель МиГ-23.
Этот
самолет с крылом изменяемой геометрии серийно выпускался в 1969-1985 г.
Использовался почти во всех арабо-израильских войнах, в ирано-иракской
войне, участвовал в боях в Афганистане, Эфиопии. Экипаж - 1 чел. Практический потолок 18500 м. Макс. скорость 2500 км/ч. Дальность перегоночная 2800 км. Вооружение:
23 мм 2-ствольная пушка ГШ-23 (200 снарядов), 5 точек подвески для
вооружения (НАР С-5, С-8, С-24, бомбы до 500 кг, УР «воздух-воздух»
Р-23, Р-24, Р-60, Р-73, УР «воздух-поверхность» Х-23).
10. Истребитель-перехватчик МиГ-25У.
Первый
в мире серийный истребитель, достигший скорости 3000 км/ч. Здесь
представлена двухместная учебно-тренировочная модификация, а вообще этот
высотный перехватчик был одноместным. Практический потолок 20700 м. Макс. скорость 3000 км/ч. Дальность перегоночная 1800 км. Вооружение: 4 точки подвески для вооружения (4 шт. УР «воздух-воздух»средней дальности Р-40, 4 шт. УР ближнего действия Р-60).
11. Истребитель-бомбардировщик МиГ-27.
Сверхзвуковой
истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.
Предназначен для поражения подвижных и неподвижных целей с
использованием автономной системы наведения. Выпускался серийно с 1974
по 1977 г. на Иркутском авиазаводе. Выпущено 560 самолетов. Экипаж - 1 чел. Практический потолок 15500 м. Макс. скорость 1800 км/ч. Дальность перегоночная 2100 км. Вооружение:
30 мм 6-ствольная пушка ГШ-6-30 (260 снарядов), 7 точек подвески для
вооружения (НАР С-5, С-8, С-13, С-24, корректируемые бомбы КАБ-500, УР
«воздух-воздух» Р-60, УР «воздух-поверхность» Х-23, Х-25, Х-27, Х-29).
12. Фронтовой истребитель МиГ-29.
Истребитель 4-го поколения, выпускался серийно с 1982 г. Экспортировался в более чем 20 стран. Экипаж - 1 чел. Практический потолок 18000 м. Макс. скорость 1800 км/ч. Дальность перегоночная 2100 км. Вооружение:
30 мм пушка ГШ-1-30 (150 снарядов), 7 точек подвески для вооружения
(НАР С-8, С-24Б, 2 УР средней дальности Р-27Р, до 6 УР малой дальности
Р-73, Р-77 или УР ближнего боя Р-60М, бомбы массой 250 и 500 кг на 4
узлах внешней подвески).
13. Истребитель-перехватчик МиГ-31.
МиГ-31
предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых,
предельно малых, средних и больших высотах, в любое время суток, в
сложных погдных условиях, при применении противником активных и
пассивных радиолокационных помех и тепловых ловушек. Выпускался с 1978
по 1994 г. Построено 500 самолетов различных модификаций. Экипаж - 2 чел. Практический потолок 20600 м. Макс. скорость 3000 км/ч. Дальность перегоночная 3300 км. Вооружение:
23 мм 6-ствольная пушка ГШ-6-23 (260 снарядов), 6 точек подвески для
ракет (4 шт. УР «воздух-воздух»большой дальности Р-33, 2 УР средней
дальности Р-40, 4 шт. УР ближнего действия Р-60) + 2 точки подвески для
ПТБ.
В музее присутствуют авиационные боеприпасы: авиабомбы и неуправляемые ракеты.
14. 250-кг авиабомбы в ассортименте
15. 500-кг авиабомба ФАБ-500.
16. 240 мм неуправляемая авиационная ракета (НАР) С-24Б.
Хотел
бы обратить внимание на состояние экспонатов музея. Подчас оно весьма
печальное, и авиации это касается в полной мере. Многие из них
настоятельно требуют покраски. Надеюсь, что это проблема временная и
будет решаться, иначе музей превратится в свалку самолетов.
Теперь перейдем к самолетам ОКБ Сухого.
17. Истребитель-бомбардировщик Су-17М.
Самолет
с изменяемой геометрией крыла. Серийно выпускался с 1969 по 1990 г, за
это время выпущено 1200 машин всех модификаций. Активно использовался в
боевых действиях Афганистане, а также в ряде арабо-израильских
конфликтов. Экипаж - 1 чел. Практический потолок 15250 м. Макс. скорость 2230 км/ч. Дальность перегоночная 2300 км. Вооружение:
2 шт. 30 мм пушки НР-30 (по 80 снарядов), 6 точек подвески для
вооружения (2 подвесных пушечных контейнера СППУ-22 с пушками ГШ-23, НАР
С-5, С-24, свободнопадающие бомбы до 500 кг, УР «воздух-воздух» Р-60,
УР «воздух-поверхность» Х-23, Х-25, Х-29, Х-58).
18. Фронтовой бомбардировщик Су-24.
Бомбардировщик
с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения
ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью,
в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и
надводных целей. Серийно выпускался с 1972 по 19993 г., выпущено около
1200 машин. Экипаж - 2 чел. Практический потолок 11000 м. Макс. скорость 1550 км/ч. Дальность перегоночная 2750 км. Вооружение:
23 мм 6-ствольная пушка ГШ-6-23М (500 снарядов), 8 точек подвески для
вооружения (до 3 подвесных пушечных контейнеров СППУ-22 с пушками ГШ-23,
НАР С-5, С-8, С-13, С-24, С-25, свободнопадающие бомбы до 1500 кг, УР
«воздух-воздух» Р-60, УР «воздух-поверхность» Х-25, Х-29, Х-58).
В павильоне находится кабина штурмовика Су-25, в которую могут заглянуть все желающие. 19.
Самолет серийно выпускался с 1981 г. Экипаж - 1 чел. Практический потолок 7000 м. Макс. скорость 970 км/ч. Дальность перегоночная 1950 км. Вооружение:
30 мм 2-ствольная пушка ГШ-30-2 (250 снарядов), 10 точек подвески для
вооружения (до 4 подвесных пушечных контейнеров СППУ-22 с пушками ГШ-23,
НАР С-5, С-8, С-13, С-24, С-25, свободнопадающие бомбы до 500 кг, УР
«воздух-воздух» Р-60, УР «воздух-поверхность» Х-25, Х-29).
20.
Кабина штурмовика Су-25. (Так написано на пояснительной табличке. На
самом деле кабина принадлежит МиГ-27. Логику музейщиков я постигнуть не
могу. Но раз уж начал разговор о Су-25, продолжу о нем.)
На
меня, признаться, это обилие приборов, тумблеров, кнопок и рычагов
произвело колоссальное впечатление — как со всем этим управляться? Су-25,
это бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для
непосредственной поддержки войск на переднем крае и в тактической
глубине противника. Самолет активно применялся в Афганистане, Чечне и
многих локальных конфликтах, где показал высокую живучесть и
эффективность.
21. Бомбардировщик Ту-16.
Серийно
выпускался с 1953 по 1963 г. тремя авиазаводами. За это время было
построено более 1500 самолетов. Выпускался в различных модификациях,
включая ракетоносный вариант, самолет-заправщик, самолет РЭБ и др. Экипаж - 6 чел. Практический потолок 12800 м. Макс. скорость 1050 км/ч. Дальность перегоночная 7200 км. Вооружение: 7 шт. 23 мм пушек АМ-23, 2 ракеты «воздух-поверхность» КСР-2, КСР-5, КСР-11), Бомбовый отсек для 9000 кг (возможность нести ФАБ-9000 или ядерную бомбу).
После этого гиганта предлагаю вернуться в павильон, где под потолком разместился небольшой гидросамолет.
22. Гидросамолет-амфибия Че-20М.
Легкий многоцелевой самолет-амфибия Че-20 разработан самодеятельным конструктором Б.Черновым в 1989 г. Че-20М предназначен для перевозки 2-4 пассажиров или до 400 кг груза. Практический потолок 3000 м. Макс. скорость 135 км/ч. Дальность полета до 700 км.
Заканчивая обзор самолетов, хочу показать еще две чешских учебно-тренировочных машины.
В
1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолетом
стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в
1963—1974 годах, построено около 3500 самолетов. Экипаж - 2 чел. Практический потолок 10900 м. Макс. скорость 820 км/ч. Дальность полета 900 км. Вооружение: 240 кг боевой нагрузки на внешних подвесках.
24. Учебно-боевой самолет Аэро L-39 «Альбатрос».
Серийно
производился с 1974 по 1991 гг., построено 2868 самолетов.
Предназначался для замены L-29. Состоит на вооружении более чем 30 стран
мира. Экипаж - 2 чел. Практический потолок 12000 м. Макс. скорость 761 км/ч. Дальность полета 1650 км. Вооружение:
4 узла внешней подвески, включая бомбы до 500 кг, контейнеры 57 мм или
130 мм ракет, пулеметные контейнеры, один разведывательный блок с пятью
фотокамерами или два подвесных бака; точка подвески на оси фюзеляжа для
контейнера с 23-мм пушкой ГШ-23.
Теперь можно переходить к вертолетам, которых в музее тоже немало.
25. Легкий многоцелевой вертолет Ми-2.
Серийно
выпускался с 1965 по 1992 г. в Польше, построено 5250 ед. Применялся в
сельском хозяйстве, для грузопассажирских перевозок, как
поисково-спасательный, полярный, патрульный вертолет. В Вооруженных
Силах предназначался для ведения разведки и огневой поддержки войск на
поле боя. Экипаж - 1 чел. Динамический потолок 4000 м. Макс. скорость 210 км/ч. Дальность перегоночная 580 км. Макс. полезная нагрузка 800 кг. Вооружение:
могут быть оснащены пушкой НС-23, пулеметами, 2х16 НАР С-5, 4 ПТУР
«Малютка», 4 самонаводящимися зенитными ракетами «Стрела-2М».
26. Тяжелый транспортный вертолет Ми-6.
Предназначен
для переброски грузов и войск, высадки десанта посадочным способом.
Выпускался Ростовским вертолетным и Московским вертолетным заводами с
1964 по 1981 г., построено 860 ед. На этом вертолете установлены 16
официальных мировых рекордов. Экипаж - 5 чел. Динамический потолок 4500 м. Макс. скорость 300 км/ч. Дальность перегоночная 1450 км. Макс. полезная нагрузка - на внешней подвеске 8000 кг. - в фюзеляже 12000 кг. Число перевозимых: - десантников 70 - раненых 41. Вооружение: могут быть оснащены 12,7 мм пулеметом.
27. Многоцелевой вертолет Ми-8.
Самый
массовый двухдвигательный вертолет в мире. Выпускается с 1965 г. В
общей сложности изготовлено более 12000 Ми-8 всех модификаций.
Используется более, чем в 50 странах, учавствовал во множестве войн и
военных конфликтов. Экипаж - 2-3 чел. Динамический потолок 4500 м. Макс. скорость 250 км/ч. Дальность полета 480 км. Макс. полезная нагрузка - на внешней подвеске 3000 кг. - в фюзеляже 4000 кг. Число перевозимых: - десантников 28 - раненых 12. Вариантов
вооружения вертолета превеликое множество: 12,7 мм пулеметы, блоки НАР,
ПТУР, авиабомбы, пушечные контейнеры с ГШ-23Л...
28. Транспортный вертолет (летающий кран) Ми-10.
Выпускался на Ростовском вертолетном заводе с 1964 г. небольшой серией (24 ед.) Разработан
на базе Ми-6. Основной задачей Ми-10 должна была стать перевозка
крылатых и баллистических ракет. Сохранив силовую установку и схему
управления Ми-6, конструкторы заменили фюзеляж вертолета новым — узким и
низким. Всего было предусмотрено две схемы транспортировки грузов вне фюзеляжа: - стандартный груз, жёстко удерживаемый гидрозахватами (контейнеры с ракетами) - груз, установленный на грузовой платформе, монтируемой между стойками шасси. Экипаж - 5 чел. Динамический потолок 2500 м. Макс. скорость 180 км/ч. Дальность полета 310 км. Грузоподъемность 12000 кг.
29. Транспортно-боевой вертолет Ми-24
Серийно выпускался с 1970 по 1993 г., построено свыше 5200 машин. Поставлялся на экспорт в 18 стран. Предназначен для переброски подразделений Сухопутных Войск и их огневой поддержки на поле боя. Экипаж - 3 чел. Динамический потолок 5000 м. Макс. скорость 330 км/ч. Дальность перегоночная 1000 км. Макс. внешняя нагрузка 2500 кг. Макс. боевая нагрузка 2500 кг. Число перевозимых: - десантников 8 - раненых 4. Вооружение: Число точек подвески: 6 (8) 23
мм пушка ГШ-23МВ2, УР «Штурм-В», «Атака-М», «Гермес-А», НАР С-5, С-8,
С-24, ракеты «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака». Специально
для Ми-24 в конце 70-х гг. были разработаны вертолетные гондолы ГУВ-1
(включает автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один
12,7 мм 4-ствольный пулемет и два 4-ствольных 7,62 пулемета).
30. Тяжелый транспортный вертолет Ми-26.
Чтобы оценить размеры этого гиганта, стоит посмотреть на вертолет справа от него. Это — Ми-24. Ми-26 выпускается с 1984 г. Самый тяжелый серийный вертолет в мире. Создан для замены Ми-6 и Ми-10. Экипаж - 5 чел. Динамический потолок 4600 м. Макс. скорость 295 км/ч. Дальность перегоночная 2000 км. Макс. полезная нагрузка - на внешней подвеске 18150 кг. - в фюзеляже 20000 кг. Число перевозимых: - десантников 85 - раненых 40.
31. Противолодочный вертолет Ка-27.
Ка-27ПЛ
предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных
лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч при
волнении моря до 5 баллов в любое время суток в сложных метеоусловиях. Серийное производство с 1977 г. Экипаж - 3 чел. Динамический потолок 4300 м. Макс. скорость 270 км/ч. Дальность перегоночная 800 км. Вооружение: противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23, Х-35А, авиабомбы 50 и 250 кг, глубинные бомбы.
На этом обзор вертолетов завершается. Остаются еще беспилотные летательные аппараты.
32. Беспилотный самолет-разведчик Ту-143 «Рейс».
Выпускался
в г. Кумертау с 1973 по 1989 г. серией в 950 машин. Предназначался для
ведения фото-телевизионной и радиационной разведки в тактической зоне.
Комплекс хорошо себя зарекомендовал в условиях применения в горной
местности при стартах и посадках на площадках на высотах до 2000 м над
уровнем моря и при облетах горных массивов высотой до 5000 м. Макс. скорость 965 км/ч. Дальность полета 170 км. Время полета 15 мин.
33. Беспилотный самолет-разведчик Ту-141 «Стриж».
Многоразовый
советский оперативно-тактический разведывательный беспилотный
летательный аппарат разработки ОКБ им. Туполева, входил в состав
комплекса ВР-2 «Стриж». Производился с 1979 по 1989 г. на Харьковском авиазаводе в количестве 152 шт. Предназначался
для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии
фронта на трансзвуковых скоростях. Оснащался средствами фото- и
инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях
и в любое время суток. Посадка Ту-141 осуществлялась с помощью
парашютной системы, расположенной в хвостовой части. Практический потолок 6000 м Макс. скорость 1110 км/ч. Дальность полета 1000 км. Время полета 55 мин.
34. БПЛА «Пчела-1».
Предназначен
для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного
или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени. Старт
осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой
направляющей, размещенной на гусеничном шасси БМД. Посадка производится
на парашюте. Ресурс: 5 вылетов. Входит в разведывательный комплекс «Строй-П», принытый на вооружение в 1997 г. Практический потолок 2000 м. Макс. скорость 220 км/ч. радиус действия 60 км. Время полета 2 ч.
На этом рассказ об авиации в техническом музее АВТОВАЗа завершаю. В следующей части будет сделан обзор техники, относящейся к флоту.