ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-2
Танк
был принят на вооружение Красной Армии в конце 1943 года и производился
серийно с 1943 по 1946 год. Он представляет собой модификацию танка ИС-1
с вооружением, усиленным за счет установки весьма мощной 122-мм пушки
Д-25 с дульным тормозом. Новая боевая машина обладала всеми качествами,
необходимыми для борьбы с любым танком противника: мощная пушка,
повышенная броневая защита и надежная силовая установка. В ходе
испытаний при стрельбе по трофейному немецкому танку Т-V "Пантера" с
расстояния 1500 метров снаряд танковой пушки пробил лобовую броню и, не
утратив еще своей энергии, прошил все внутренности "Пантеры", вышиб по
швам сварки броневую плиту на корме и отбросил ее от машины. ИС-2
снабжались радиостанцией 10-РК-26, прицелами ТШ-17, ПОП. Начиная с 1944
года на них стали устанавливать 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Всего
было выпущено 3750 ИС-2, ставшего наряду с ИС-3 самым мощным танком
Второй мировой войны.
Прародителями "Танка Победы" - ИС-2 - стали тяжелый
танк КВ-1 и средний KB-13. Почти одновременно с ИС-1 началось
производство более мощно вооруженной модели ИС-2 (объект 240). Только
что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая
поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла
поражать все основные типы немецких машин на всех дистанциях боя. В
опытном порядке на ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с
начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.
В октябре 1943 года под руководством Н. Ф. Шашмурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой
пушкой Д-25 калибра 122-мм. После успешного завершения государственных
испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где
из его пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел немецкого танка Pz.
Kpfw. V "Пантера". Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был
принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944
года. При массе в 44 т незначительно превосходившей массу танка КВ-1с,
новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и
подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных
планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А. И. Благонравова
позволила уменьшить ширину корпуса ИС-1 на 18 см по сравнению с КВ-1С.
В 1944 году ИС-2 был модернизирован. Новый образец
имел наклонную лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка
механика-водителя - щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне,
закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, установили
крупнокалиберный зенитный пулемет. В том же году, выпустив 107 машин,
производство танка ИС-1 прекратили. С этого момента в производстве
остался только ИС-2. Его ходовая часть состояла из шести опорных катков с
внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего
колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное
зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков -
индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый
главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с
демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.
Вскоре на ИС-2 изменили прицельные приспособления (в
частности был изъят перископический прицел) и расширили броневую маску
пушки. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитныи пулемет ДШК,
который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2
принял участие в заключительных сражениях второй мировой. Танки ИС-2
поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков которым уже
при формировании присваивалось наименование "гвардейский". В начале 1945
года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых
бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая.
Компоновка тяжелого танка ИС
Компоновка тяжелого танка ИС - классическая, с
кормовым расположением трансмиссии. Отделение управления располагалось в
носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два
топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два
баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный
насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем
механика-водителя в днище имелся аварийный люк. Боевое отделение
располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса
танка. Здесь находились сиденья заряжающего, сиденье командира башни
(наводчика), сиденье командира танка, а также курсовой пулемет, основная
часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели. По днищу
боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.
Над боевым отделением устанавливалась башня, в
которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения,
часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор
боевого отделения и часть ЗИП. Моторное отделение находилось за боевым и
отделялось от него перегородкой. В середине его на кронштейнах
устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились:
справа - топливный, слева - масляный баки; над ними - масляные
радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам,
воздухоочистители «мультициклон». Трансмиссионное отделение
располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный
фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные
механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и
трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные
радиаторы.
1. Дульный тормоз; |
10.122-мм снаряды; |
19. Балансир; |
2. 122-мм пушка Д-25Т; |
11. Триплекс; |
20. Ограничитель хода балансира; |
3. Маска пушки; |
12. Место командира танка; |
21. Направляющее колесо; |
4. Накатник; |
13. Кормовой пулемет; |
22. Натяжной механизм; |
5. Тормоз отката; |
14. Жалюзи; |
23. Место наводчика; |
6. Телескопический прицел 10Т-17; |
15. Походные топливные баки; |
24. Место механика-водителя; |
7. Прибор наблюдения MK-IV; |
16. Ведущее колесо; |
25. Приборы наблюдения механика-водителя; |
8. Вентилятор; |
17. Опорный каток; |
26. Люк-пробка; |
9. Лоток; |
18. Поддерживающий каток; |
27. Фара; |
Корпус
Корпус танка представлял собой жесткую броневую
сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса - носовая
часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса -
катаные. В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка
механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два
перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за
местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был
возможен только через люки башни. В мае 1944 года носовая часть
корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили
смотровой щелью со стеклоблоком.
Башня
Башня - литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части
имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями
для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В
задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась
шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для
стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. В крышу
была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми
щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки
экипажа. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным
механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость
поворота башни достигала 2,4 об/мин.
Внутренний вид башни танка
|
1 - подъемный механизм пушки |
9 - поршневой затвор |
2 - сиденье наводчика |
10 - кронштейн походного крепления пушки |
3 - укладка пулеметных магазинов |
11 - вентилятор боевого отделения |
4 - ручной привод механизма поворота башни |
12 - 122-мм снаряды |
5 - щиток башни |
13 - прибор наблюдения МК-4 |
6 - перископический прицел |
14 - механизм поворота башни |
7 - телескопический прицел |
15 - курсовой пулемет ДТ |
8 - казенная часть пушки |
16 - сиденье заряжающего |
Вооружение
На танке ИС-2 устанавливалась 122-мм пушка Д-25Т с
длинной ствола 48 калибров (с дульным тормозом). Масса пушки 2420 кг.
Предельная длина отката 570-мм, вертикальная наводка от - 3° до +20°.
Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Пушки первых
выпусков имели поршневой затвор, заимствованный у 122-мм корпусной пушки
обр. 1931/37 гг.(А-19). Противооткатные устройства пушки Д-25Т такого
же типа, как и у Д-5Т, были лишь несколько удлинены с целью уменьшения
разогрева жидкости при стрельбе. Выстрел производился с помощью
электроспуска или, в случае его неисправности, ручным механическим
спуском.
Помимо трех пулеметов ДТ, расположенных как на ИС-1,
на части танков ИС-2 на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне
командирской башенки, размешался 12,7-мм пулемет ДШК обр. 1938 г.
Боекомплект пушки Д-25Т состоял из 28 артвыстрелов
раздельного заряжания 53-ВОФ-471 с осколочно-фугасными снарядами и
53-ВБР-471 с бронебойно-трассирующими. Боекомплект пулеметов ДТ - 2331
патрон, пулемета ДШК - 250 патронов. Все снаряды находились в кормовой
нише башни в четырех укладках, а снарядные гильзы - в башне, на бортах и
днище боевого отделения и в подбашенной коробке.
Танк ИС-2 оснащался телескопическим прицелом ЮТ- 17
или ТШ-17 и перископическим прицелом ПТ4-17. С весны 1944 года вместо
прицела ПТ4-17 устанавливался прибор наблюдения МК-IV.
Двигатель и трансмиссия
На танке ИС устанавливался 12-цилиндровый
четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин.
Масса двигателя 1000 кг. Топливо - дизельное. Общая емкость трех
топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не
подключенных к системе питания. Система охлаждения - жидкостная,
закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два,
пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над
центробежным вентилятором.
Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры
двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5
типа "мультициклон". В головки воздухоочистителей были встроены форсунки
и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Пуск
двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и
электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.
Ходовая часть
Ходовая часть танка применительно к одному борту
состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550-мм и трех
поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два
съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса -
литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с
опорными катками. Подвеска - индивидуальная торсионная. Гусеницы
стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневыхтраков каждая. Траки
штампованные, шириной 650-мм и шагом 162-мм. Зацепление цевочное.
Электрооборудование и средства связи
Электрооборудование было выполнено по однопроводной
схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор мощностью 1 кВт, две
аккумуляторные батареи емкостью 128 А.ч каждая. Потребители:
электромотор инерционного стартера мощностью 0,88 кВт, электромотор
поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора,
контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов,
приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего
освещения, электроспуски пушки и пулеметов.
Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной
телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним
переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
46.0 т
|
Размеры:
|
|
длина |
6770 мм
|
ширина |
3070 мм
|
высота |
2730 мм
|
Экипаж |
4 человека
|
Вооружение |
1x122-мм пушка Д-25Т 3 х 7,62-мм пулемета ДТ
|
Боекомплект |
28 снарядов 2331 патронов
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
120 мм
|
лоб башни |
100 мм
|
Тип двигателя |
|
Максимальная мощность |
|
Максимальная скорость |
40 км/час
|
Запас хода |
180 км
|
Боевое применение тяжелого танка ИС-2
ИС-2 впервые был применен в Корсунь-Шевченковской
операции, а затем участвовал во всех операциях завершающего периода
Великои Отечественной воины. 5 марта 1944 года 15 танков ИС-2
поддерживали атаку 50 танковой бригады на Умань. Во время боя 5 танков
было подбито огнем 88-мм зенитной батареи, 3 машины сломалось, а одна
при переезде моста перевернулась и упала в болото вниз башней. Здесь же
произошел на первый взгляд невероятный случай. Нижний лобовой лист
одного ИС-2 был пробит подкалиберным снарядом немецкого противотанкового
ружья с коническим каналом ствола калибра 28/20-мм. В ходе боев к 1 мая
1944 года в полку не осталось ни одной боеспособной машины. Первое
зафиксированное боевое столкновение танков ИС-1 с «Тиграми» произошло,
видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. Первая
гвардейская танковая бригада, имевшая на вооружении ИС-85 вступила в бой
с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с
дистанции 1500-1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС-1
был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя.
Ответным огнем ИС-ов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у
другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем
подбили еще 4 танка ИС , два из которых сгорели вместе с экипажами.
Чуть раньше, 8 марта, два ИС-а со 150-200 метров были расстреляны
замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8
попаданий, второй - 4.
Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии
вооружения нового танка и его бронирования аналогичным показателям
немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и
бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение
танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122. Но,
несмотря на отмеченные недостатки, машины все-таки оказались довольно
неприятным сюрпризом для немецких панцерваффе. Снаряды 122-мм орудия
Д-25Т обладали большим разрушительным действием против средних танков (а
часто и тяжелых). Так в ноябре 1944 г. районе г. Мишкольц 2 танка
ИС-122 с расстояния более 1500 м расстреляли фугасными снарядами 7-10
танков PzKpfw IV, совершенно не пострадав от огня (в донесении
танкистов о бое указано "уничтожено 10 танков", но пехотное командование
указывает "подбито и уничтожено 7 вражеских танков").
В открытом поле против немецких танков наши ИС
применялись редко и их "золотой век" начался с ведением боев в городах и
против немецких долговременных огневых точек. Для уничтожения этих
объектов 122-мм пушка подходила как нельзя лучше.
В середине 1945 года после выпуска 3483 танков его производство было прекращено.
Модификация
|
КВ-13 Объект 233
|
ИС-1 [ИС-2] Объект 233 ИС[234]
|
ИС-85 (ИС-1) Объект 237
|
ИС-122 (ИС-2) Объект 240
|
ИС-100 (ИС-5) Объект 248
|
ИС-2М на1.1.1962
|
Общие данные
|
Экипаж,чел |
3
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4-5
|
Боевой вес, кг |
32400
|
38500 [39500]
|
44160
|
46 080
|
45 320
|
46 500
|
Длина, мм (корп./полн.) |
6050/6 650
|
/6990 [6480]
|
6 770/8 560
|
6 770/9 830
|
6 770/
|
6 770/9 820
|
Ширина, мм |
2800
|
3030
|
3070
|
3070
|
3070
|
3100
|
Высота, мм |
2500
|
2800 [2 640]
|
2735
|
2 735
|
2735
|
2740
|
Высота линии огня, мм |
?
|
1 920 [?]
|
1 940
|
1 940
|
|
1945
|
Клиренс, мм |
450
|
450
|
440-465
|
440-465
|
450
|
440
|
Ширина трака, мм |
600 (500 для Т-34)
|
640-650
|
640-650
|
650
|
650
|
650
|
Уд. давл. на грунт, кг/см2 |
0,9
|
ок. 0,8
|
0,78
|
0,81
|
0,8
|
0,82
|
Вооружение и броневая защита
|
Марка орудия |
ЗИС-5
|
Ф-34ИС [У-11]
|
Д-5-Т
|
Д-25
|
С-34
|
Д-25-Тм
|
Калибр, мм |
76,2
|
76,2 [121,92]
|
85
|
121,92
|
100
|
121,92
|
Длина ствола, кал. |
41,6
|
41,6 [22,7]
|
52
|
47,9
|
53,5
|
47,9
|
Боекомплект, выстр. |
?
|
80 [30]
|
59
|
28
|
36
|
35
|
Пулемет, тип х кол-во |
ДТх2
|
ДТ х 3 [ДТ х 2]
|
ДТхЗ
|
ДТхЗ
|
ДТх 2
|
ДТМх2
|
Боекомплект, патр. |
?
|
32 диска
|
2 520
|
2 520
|
?
|
2 800
|
Броня корпуса, мм |
145-85-85
|
120-90-60
|
120-90-70
|
120-90-90
|
120-90-70
|
120-90-90
|
Броня ,башни, мм |
85-85-85
|
100-90-90
|
100-90-60
|
110-90-90
|
100-90-90
|
110-90-90
|
Дно и крыша, мм |
20-30
|
20-30
|
20-.30
|
20-30
|
20-30
|
20-30
|
Энергетическая установка
|
Марка двигателя |
В-2К
|
В-2К
|
В-2ИС
|
В-2ИС
|
В-2ИС
|
В-54К I
|
Тип двигателя |
Специальный быстрооборотный V-образный 12-цилиндровый танковый дизель водяного охлаждения
|
Объем цилиндров, л |
38,5
|
38,5
|
38,88
|
38,88
|
38,88
|
38,9
|
Мощность на валу, л.с. |
600 (факт. 580)
|
600 (факт. 580)
|
520
|
520-580
|
520
|
520
|
Скорость, км/ч, макс. |
60 (факт. 52)
|
до 55 (факт. 47)
|
37
|
37
|
37
|
36
|
средн. шос/прос/целина |
?
|
7
|
22/17/15
|
22/17/15
|
22/17/15
|
22/17/15
|
Запас топлива, л. |
не показано
|
?
|
520
|
520
|
520
|
580
|
Запасхода, км, макс. |
не показаны
|
ок. 180
|
150
|
150
|
150
|
180
|
шоссе/прос./беэдор. |
|
?
|
130/120/110
|
130/120/110
|
130/120/110
|
?
|
Преодолеваемые препятствия
|
Угол подъема, град |
не показаны
|
до 32
|
36
|
36
|
36
|
36
|
Крен допустимый, град |
|
?
|
30
|
27
|
30
|
27
|
Ров,м |
|
2
|
2,5
|
ок. 2,3
|
2,5
|
ок. 2,3
|
Брод, м |
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
Стенка, эскарп,м |
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
Источник: http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/tyagelie-tanki/119-is-2?showall=1 |