Трактор, возомнивший себя "Тигром"
М. Свирин, 1996Еще
осенью 1939 г., в ходе Польской кампании, Управление Вооружений
сухопутных войск Германии (Heereswaffenamt) выдало задание фирмам
Даймлер - Бенц (Daimler - Benz) и Краусс-Маффей (Kraus - Maffei) на
разработку концепции специализированного «полицейского танка» для
поддержания порядка на оккупированных территориях. Танк,
получивший индекс VK 1801, должен был иметь достаточно толстую броню,
чтобы выдерживать попадания бронебойных пуль противотанковых ружей, а
также снарядов легкой и противотанковой артиллерии.
Но
прочие требования к новому танку были очень противоречивы, а задание -
неконкретным. Проект, начавший вырисовываться уже зимой 1940 г., был
вскоре отложен, как неприоритетный и к нему вернулись почти через два
года. В конце 1941 г., когда начали ощущаться активные действия
партизан на Востоке и на Балканах, проект VK 1801 был откорректирован в
сторону увеличения допустимой массы (свыше 20 т.) и толщины брони (не
менее 70 мм). Основным полем деятельности танка теперь считался
лес и потому особое внимание обращалось на хорошую проходимость в
условиях бездорожья и малые габаритные размеры.
Сборка
танков началась 1942 г. Корпус для них был спроектирован и изготовлен
на фирме Даймлер-Бенц, причем толщина его брони в лобовой части была
доведена до 80 мм (отечественные отчеты дают толщину лобовой брони танка
82 мм). В качестве силовой установки в танке был применен двигатель HL
45P фирмы Майбах (Maybach). Ходовая часть этого «малютки», по весу
сравнявшегося со средним танком Pz III (21 т), была спроектирована на
фирме Краусс-Маффеи под руководством Э.Книпкампа и представляла собой
как бы уменьшенную копию таковой от танка «Тигр». Экипаж насчитывал 2
человек, а вооружение — спарку пулеметов MG 34.
Всего
к исходу 1942 г. было изготовлено 30 таких танков, получивших индекс
PzKpfw i Ausf F, которые ввиду недостатка боевых машин на фронте,
выступили и в несвойственной им среде. Так 8 танков было направлено в 1
танковую дивизию на Восточный фронт, где по крайней мере три из них
попали в руки советскиз войск в более или менее нормальном состоянии
(правда у одного был неисправен двигатель). Остальные эпизодически
использовались для охраны тыловых коммуникаций в России и Югославии, где
показали себя неплохо. Подвеска танка обеспечивала ему очень
мягкий ход, хотя скорость его движения была небольшой. Благодаря широким
гусеницам танк имел сравнительно невысокое удельное давление на грунт и
потому его проходимость превосходила таковую у прочих «панцеров».
При
испытании корпуса одного из захваченных PzKpfw I Ausf F обстрелом он
оказался куда более стойким, чем танк PzKpfw IV. Этому способствовало то
обстоятельство, что геометрические размеры броневых листов корпуса были
маленькими, а система их крепления более жесткой, чем у многих других
танков. Многие наши современники высмеивают «эту каракатицу»,
справедливо подвергая критике ее боевые возможности на поле боя, но они
забывают, что этот танк был предназначен отнюдь не для борьбы с себе
подобными, а против партизанских соединений, на вооружении которых не
предполагалось тяжелого вооружения и бронированной техники. Являясь
поклонником всяческих «моральных уродов», я абсолютно убежден, что этот
«трактор, возомнивший себя Тигром», как никто другой хорошо отвечал
своему назначению. Возможно, что такие малоразмерные, хорошо
бронированные и вооруженные пулеметами танки, могли бы пригодиться для
участия в боевых действий в Афганистане, Чечне и Урюпинске.
Источник: http://tank.uw.ru/ms/poligon/traktor/ |