Воинская присяга в русской армии.
Повелеваем всем обще нашим генералом, штаб, обор и ундер-офицерам и
салдатам, как подданным, так и чужестранным, в службе нашей пребывающим,
покорным и послушным быть по своей должности, и все пункты сего
артикула право исполнять, и всякому особо высокого и ниского чина без
всякаго изъятия нам, яко государю своему, присягу чинить: в том, дабы им
верно, честно, с доброю охотою себя содержать, и как сии последствующие
пункты в себе содержат, как честным воинским людям благопристойно,
против всех наших и государств наших неприятелей, телом и кровию, хотя и
в поле, во осадах, сухим и водяным путем прилучитца, служить, и по
крайней возможности тщательно радеть, и чтоб им наш и государств наших
подданных убыток отвращати, и против того же прибыток и лутчую пользу
знати и вспомогати и в том никакова ради страха не отбегать, ниже трудов
жалеть толь долго, пока бог всякому живот продолжит.
Петр I ----------------------<cut>----------------------
Еще при царе Алексее Михайловиче, воспитатель и наставник царя —
Борис Иванович Морозов — составил в 1647 г. "Устав ратных, пушечных и
других дел, касающихся до воинской науки", в котором закреплен ритуал
принятия клятвы на верность царю. Каждый воинский человек, говорилось в
Уставе, должен приводиться к крестному целованию — приносить присягу
государю "верно служить" и "во всем послушным и покорным быть и делать
по его велению". Всякий нарушитель клятвы провозглашался не только
клятвопреступником, но и вероотступником, так как, целуя крест, брал в
свидетели своей верности и преданности царю Бога.
23 апреля 1715 г. Артикул воинский
О присяге, каким образом присягу или обещание чинить, от генералов и до фендриха:
Положить левую руку на евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты.
А салдатам (понеже их множество) правую толко руку поднять пред
предлежащим евангелием, и говорить за читающим присягу, и по прочтении
целовать евангелие.
Сия присяга бывает генералитету в воинской консилии, а штап, обор и
ундер-офицерам и солдатам при полку или роте, при распущенном знамени.
Присяга или обещание всякого воинскаго чина людем:
"Я (имя рек) обещаюсь всемогущим богом служить
всепресветлейшему нашему царю государю верно и послушно, что в сих
постановленных, також и впредь поставляемых воинских артикулах, что оные
в себе содержати будут, все исполнять исправно. Его царского величества
государства и земель его врагам, телом и кровию, в поле и крепостях,
водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах, и штурмах, и в протчих
воинских случаях, какова оные звания ни есть, храброе и сильное чинить
противление, и всякими образы оных повреждать потщусь. И ежели что
вражеское и предосудительное против персоны его величества, или его
войск, такожде его государства, людей или интересу государственного что
услышу или увижу, то обещаюсь об оном по лутчей моей совести, и сколько
мне известно будет, извещать и ничего не утаить; но толь паче во всем
ползу его и лутчее охранять и исполнять. А командирам моим, поставленным
надо мною, во всем, где его царского величества войск, государства и
людей благополучию и приращению касаетца, в караулах в работах и в
протчих случаях, должное чинить послушание, и весьма повелению их не
противитца. От роты и знамя, где надлежу, хотя в поле, обозе или
гарнизоне, никогда не отлучатца, но за оным, пока жив, непременно,
добровольно, и верно так, как мне приятна честь моя и живот мой,
следовать буду. И во всем так поступать, как честному, послушному,
храброму и неторопливому салдату надлежит. В чем да поможет мне господь
бог всемогущий".
20 ноября 1721. Указ Петра I "О учинении присяги на каждый чин,
как военным и гражданским, так и духовным лицам: а солдатам, при
определении в службу"
Петр I воинскую присягу перевёл из обычая в ранг государственного
закона. Русские солдаты стали приносить присягу на верность службе,
офицеры присягали при каждом повышении в чине: "...Кто определен будет
повышением чина, как из военных, так и из гражданских и духовных, тем на
каждой чин иметь присягу, воинским по военному артикулу; также и
солдату при приеме в службу, гражданским по Генеральному Регламенту, где
особливо о присяжной должности изображено, а духовным по Регламенту ж
из Святейшаго Духовнаго Синода, и оныя присяги прислать о гражданских в
Сенат, а о военных в Военную, а о духовных в Синод".
С этого времени и до 1917 года обязательная присяга на каждый новый
чин стала непременным условием воинской службы в Русской армии. Она
ничем не отличалась от присяги, утверждённой в Уставе 1715 года.
Церемония торжественной присяги нижних чинов при полковом знамени
была введена в русской армии в 1884 году. Новобранцы приводились к
присяге духовным лицом того вероисповедания, к которому они
принадлежали, произнося ее слова вслед за священнослужителем. Вот как
описывает этот ритуал один из очевидцев принятия присяги новобранцами
3-го гренадерского Перновского Короля Фридриха-Вильгельма IV полка.
«Посередине плаца стоят шесть совершенно одинаковых столиков,
покрытых белыми скатертями. Перед каждым столиком появляются
священнослужители разных религий. Полковой священник с Крестом и
Евангелием становится перед первым столиком, перед которым стоит самый
большой «квадрат» новобранцев.
Перед вторым столиком становится католический ксендз, перед третьим –
лютеранский пастор, перед четвертым – мусульманский мулла, перед пятым –
еврейский раввин, а перед шестым, около которого стоят только два
гренадера, — нет никого. Начинается чин присяги. К последнему столику
подходит командир полка, — и я вижу удивительную вещь, которая могла
произойти только у нас, в старой России. Оба новобранца вынимают из
карманов маленькие сверточки и тщательно разворачивают тряпочки, в
которые они завернуты. Развернув тряпочки, оба вынимают из свертков двух
маленьких деревянных «божков», выструганных из дерева и смазанных
салом. Оба деревянных «божка-идола» водворяются на столик, и только
тогда командир полка, как высший в их глазах начальник, приводит обоих
гренадер к присяге служить «верой и правдой» Царю и Отечеству».
Поступающие на военную службу магометане приводились к присяге по
особой форме. Специальное лицо обязано было наблюдать, чтобы «духовные
лица магометанской веры, во время чтения присяги, а в особенности при
окончании оной, не произносили фразы по-арабски: инша аллах, а
по-татарски: аллах-тилясе (т.е. коли Богу угодно)». По произнесении
последних слов присяги присягающий должен был приложиться к кресту и
Евангелию. Присяга приравнивалась к молитве, и ее текст оставался
неизменным на протяжении более двух столетий.
1915 г. "Воинская присяга на верность службы Царю и Отечеству".
"Я, ниже поименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред
святым его Евангелием в том, что хочу и должен Его Императорскому
Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому
Государю Императору Николаю Александровичу, Самодержцу Всероссийскому и
законному Его Императорскаго Величества Всероссийскаго Престола
Наследнику, верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до
последней капли крови, и все к Высокому Его Императорскаго Величества
Самодержавству, силе и власти принадлежащия права и преимущества,
узаконенныя и вперед узаконяемыя, по крайнему разумению, силе и
возможности исполнять.
Его Императорскаго Величества Государства и земель Его врагов, телом и
кровию, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях,
осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить
сопротивление, и во всем стараться споспешествовать, что к Его
Императорскаго Величества верной службе и пользе государственной во
всяких случаях касаться может.
Об ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том
уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать
и не допущать потщуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а
предоставленным надо мною начальникам во всем, что к пользе и службе
Государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и все
по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и
вражды против службы и присяги не поступать, от команды и знамя, где
принадлежу, хотя в поле, обозе, или гарнизоне никогда не отлучаться; но
за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать,
как честному, верному, послушному, храброму и расторопному солдату
надлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий.
В заключение же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь".
07 марта 1917. Временное правительство (председатель Совета
министров и министр внутренних дел — князь Георгий Евгеньевич Львов,
1861-1925) утвердило текст новой воинской Присяги:
"Клянусь честью офицера (солдата) и обещаюсь перед Богом и своей
совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как
своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно
способствуя славе и процветанию Российского Государства. Обязуюсь
повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское
Государство, впредь до установления образа правления волею народа при
посредстве Учредительного собрания. Возложенные на меня служебные
обязанности буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах
исключительно пользу государства и не щадя жизни ради блага Отечества.
Клянусь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им
полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг офицера
(солдата) и гражданина перед Отечеством. Клянусь быть честным,
добросовестным, храбрым офицером (солдатом) и не нарушать клятвы из-за
корысти, родства, дружбы и вражды. В заключение данной мною клятвы
осеняю себя крестным знамением и ниже подписываюсь".
25 апреля 1918. ВЦИК утвердил текст военной присяги под названием "Формула торжественного обещания":
"1. Я, сын трудового народа, гражданин Советской Республики, принимаю на себя звание воина рабочей и крестьянской армии.
2. Пред лицом трудящихся классов России и всего мира я обязуюсь
носить это звание с честью, добросовестно изучать военное дело и, как
зеницу ока, охранять народное и военное имущество от порчи и расхищения.
3. Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и
беспрекословно выполнять все приказы командиров, поставленных властью
Рабочего и Крестьянского Правительства.
4. Я обязуюсь воздерживаться сам и удерживать товарищей от всяких
поступков, порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской
Республики, и все свои действия и мысли направлять к великой цели
освобождения всех трудящихся.
5. Я обязуюсь по первому зову Рабочего и Крестьянского Правительства
выступить на защиту Советской Республики от всяких опасностей и
покушений со стороны всех ее врагов, и в борьбе за Российскую Советскую
Республику, за дело социализма и братство народов не щадить ни своих
сил, ни самой жизни.
6. Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного
обещания, то да будет моим уделом всеобщее презрение и да покарает меня
суровая рука революционного закона".
03 января 1939 г. Указы Президиума Верховного совета СССР "О
тексте Военной присяги Рабоче-Крестьянской Красной Армии", "О тексте
Военной присяги Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота" и "О
приведении к присяге Рабоче-Крестьянской Армии, Рабоче-Крестьянского
Военно-Морского Флота и Войск Пограничной Охраны".
"Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в
ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно
клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом,
строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять
все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное
и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему
народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.
Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства
выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических
Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь
защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей
крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то
пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и
презрение трудящихся".
10 июня 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил текст Военной Присяги:
"Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в
ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть
честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить
военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские
уставы и приказы командиров и начальников. Я клянусь добросовестно
изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до
последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и
Советскому Правительству. Я всегда готов по приказу Советского
Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских
Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь
защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей
крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же я
нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая
кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся".
23 августа 1960 г. Указом президиума Верховного совета СССР вступила в силу Присяга Советских Вооруженных Сил.
"Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в
ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть
честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить
военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские
уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное
и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему
народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству.
Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на
защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как
воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с
достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения
полной победы над врагами.
Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня
постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение
трудящихся".
05 января 1992 г. Указ президента РФ № 7 "О тексте Военной
Присяги Российской Федерации". Утвержден следующий текст Военной присяги
Российской Федерации:
"Я, (фамилия, имя, отчество), поступаю на военную службу и присягаю на верность Российской Федерации и ее народу.
Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации,
выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников,
возложенные на меня законным образом обязанности.
Клянусь, находясь на военной службе, быть честным, добросовестным,
достойно переносить связанные с ней трудности. Мужественно, не щадя
своей жизни, защищать народ и государственные интересы Российской
Федерации.
Клянусь не применять оружие против своего народа и законно избранных им органов власти.
Обязуюсь проходить военную службу в любом месте на территории
Российской Федерации и соблюдать законы того государства, на территории
которого буду проходить военную службу.
Если же я нарушу принятую мною Военную присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации".
11 февраля 1993 г. Закон Российской Федерации № 4455-I "О воинской обязанности и военной службе". Вступила в силу новая Присяга (статья 39):
"Я, (фамилия, имя отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине — Российской Федерации.
Клянусь свято соблюдать ее Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать
свободу, независимость и конституционный строй России, народ и
Отечество".
При подготовке материала были использованы следущие источники:
Воинская присяга в русской армии.
Воинская присяга на верность службы Царю и Отечеству.
Источник: http://nnm.ru/blogs/smprofi/voinskaya_prisyaga_v_russkoy_armii/ |