Авиация против танков (часть 5)
Еще в годы Второй мировой войны пилоты штурмовиков столкнулись с тем,
что добиться попаданий из пушек в одиночный танк было очень непросто. А
ведь при этом скорость Ил-2 была примерно в два раза меньше, чем у
Су-25, который считается не слишком быстрым самолётом с хорошими
условиями для атаки точечных наземных целей. Штурмовику,
а тем более сверхзвуковому истребителю-бомбардировщику весьма трудно
попасть неуправляемыми средствами поражения в бронетехнику,
передвигающуюся на поле боя со скоростью 10-20 км/ч. При этом сам боевой
самолёт подвергается серьёзной угрозе со стороны ЗСУ, мобильных ЗРК
малой дальности и ПЗРК. Идеальным вариантом был бы вариант
бронированного малоскоростного штурмовика, способного наносить точечные
удары управляемым оружием, но это так и не было реализовано.
В 60-е годы в разных странах, в том числе и в СССР велась разработка
управляемых противотанковых ракет. На первых порах весьма несовершенные
ПТУР наводились в ручном режиме по проводу или по радиоканалу. Задачей
оператора было совместить трассер ракеты с движущейся целью, что
представлялось непростой задачей, требовало немалой натренированности, и
процент промахов при этом был весьма велик. Тем не менее, даже в этом
случае вероятность поражения цели была существенно выше, чем при
использовании неуправляемого авиационного вооружения – пушек, НАР и
свободнопадающих бомб.
В конце 50-х в СССР начали экспериментировать с установкой вооружения
на вертолёт Ми-1. Первоначально это были НАР ТРС-132. Побортно
монтировались шесть трубчатых направляющих для ракет ОРО-132. Затем
появились варианты, вооруженные пулемётами винтовочного калибра и
держателями для бомб массой до 100 кг.
Ми-1МУ с НАР ТРС-132
Понятно, что вертолёт с таким вооружением не мог представлять
серьёзной угрозы вражеской бронетехнике, да и сам он при максимальной
скорости полёта 160 км/ч и отсутствии бронирования был очень лёгкой
целью. В связи с этим конструкторы решили оснастить вертолёт
противотанковым ракетным комплексом. В тот момент наиболее
перспективными образцами считались ПТРК 2К8 «Фаланга» и 9К11 «Малютка».
Противотанковый комплекс «Фаланга» обеспечивал поражение целей на
расстоянии до 2,5 км, при минимальной дальности стрельбы 500 метров.
Скорость полёта ракеты со стартовой массой около 28 кг составляла 150
м/с. Наведение ракеты осуществлялось по радиоканалу. В хвостовой части
ракеты монтировались два трассера. При встрече под углом 90°
семикилограммовая кумулятивная боевая часть пробивала 500 мм гомогенную
броню.
ПТРК 9K11 «Малютка» имел более лёгкие ракеты массой 10,9 кг с
дальностью пуска до 3000 м. Боевая часть ПТУР массой 2,6 кг пробивала по
нормали 400 мм броню. Наведение «Малютки» осуществлялось по проводам.
Скорость ракеты – 120 м/с. В целом по сравнению с «Фалангой» это был
гораздо более простой и дешевый комплекс, но для использования с
вертолёта его данные были слишком низкими. Тем не менее, на испытания
был представлен Ми-1, оснащенный шестью ПТУР «Малютка».
Ми-1МУ с ПТУР «Фаланга»
Вскоре после принятия «Фаланги» на вооружение появился
модернизированный ПТРК «Фаланга-М» с полуавтоматическим наведением на
цель. После пуска оператору было достаточно удерживать мишень в
перекрестье визира, и команды наведения автоматически вырабатывались и
выдавались аппаратурой управления. В модернизированном комплексе
сократилось время подготовки к пуску, благодаря использованию в ПТУР
более мощных двигателей дальность пуска возросла до 4000 м, а скорость
ракеты до 230 м/с. При этом вероятность поражения в условиях хорошей
видимости составляла 0,7-0,8.
В 1962 году Ми-1МУ в целом успешно прошел испытания, но к моменту их
завершения серийное производство вертолёта уже свернули. К тому же
генералы, не понимавшие преимуществ вертолета с управляемыми
противотанковыми ракетами, скептически относились к боевым возможностям
легких стрекозоподобных машин. В связи с этим Ми-1МУ остался опытным.
Практически одновременно с работами по вооружению Ми-1 началась
разработка боевого варианта вертолёта Ми-4. Первоначально вооружение
Ми-4АВ состояло из держателей для блоков НАР УБ-16 или бомб. Позже на
«четвёрке» испытали ПТРК «Фаланга».
Ми-4 с блоками НАР
Однако, как и в случае с Ми-1МУ, военные не спешили принимать на
вооружение ударные вертолёты. Лишь в 1966 году после принятия решения о
разработке транспортно-ударного Ми-24А был оформлен заказ на вертолёты
огневой поддержки Ми-4АВ.
ПТУР 9М17М «Фаланга-М»
В состав вооружения вертолёта вошли четыре ПТУР 9М17М «Фаланга-М» и
три балочных держателя для шести блоков УБ-16 с шестнадцатью НАР С-5 в
каждом или шести 100 кг бомб. Также могли подвешиваться четыре 250 кг
бомбы или два зажигательных бака ЗБ-500. В подфюзеляжной гондоле был
смонтирован крупнокалиберный 12,7–мм пулемет А-12,7.
Ми-4АВ
ПТРК находился в распоряжении штурмана, который осуществлял пуск и
наведение управляемых противотанковых ракет. Сброс бомб и применение НАР
производил командир экипажа, управлявший вертолётом, а огонь из
пулемёта вёл борттехник.
Хотя Ми-4АВ с поршневым двигателем АШ-82В мощностью 1250 л.с. не имел
бронезащиты и мог развивать всего 170 км/ч, это была вполне
боеспособная машина. Помимо вооружения вертолёт мог взять на борт 8
десантников с личным оружием. Всего в вариант Ми-4АВ было
переоборудовано около двухсот "четверок".
Впервые противотанковые Ми-4АВ были применены в бою в Войне судного
дня. Несмотря на скромные летно-технические характеристики и высокую
уязвимость «четвёрки», вооруженные ПТУР в ходе боев на Синайском
полуострове 8 и 9 октября 1973 года совершили более 30 боевых вылетов.
Считается, что на их счету имеются уничтоженные танки из состава
израильской 162-й бронетанковой дивизии.
В целом первый опыт оснащения вертолётов Ми-4 противотанковым оружием
был положительным. В то же время стало совершенно понятно, что для
повышения боевой эффективности в современных условиях требуется машина
специальной разработки, имеющая бронирование кабины и наиболее уязвимых
узлов и агрегатов, а также специальное прицельно-навигационное
оборудование, сопряженное с системой вооружения.
В конце 50-х стало ясно, что вертолёт Ми-1 стремительно устаревает и
ему требуется замена. Главной проблемой, возникшей при создании нового
вертолёта, было отсутствие в СССР относительно лёгкого и экономичного
газотурбинного двигателя. Специально для вертолёта Ми-2 в ОКБ-117 под
руководством С.П. Изотова был создан двигатель ГТД-350 мощностью 400
л.с. При проектировании Ми-2 использовался ряд узлов поршневого Ми-1.
Такой подход позволял значительно ускорить внедрение в серийное
производство нового лёгкого вертолёта. Первый полёт прототипа состоялся в
сентябре 1961 года. Но доводка и испытания вертолёта с ещё сырыми
двигателями затянулась до 1967 года.
Вертолёт, оснащенный парой двигателей ГТД-350, имел максимальную
взлётную массу 3660 кг и пассажировместимость 10 человек. Максимальная
скорость 210 км/ч. Практическая дальность полёта без дополнительных
топливных баков 580 км. В целом машина по своим характеристикам
соответствовала зарубежным одноклассникам. Нарекания лишь вызывал
относительно высокий расход топлива двигателей ГТД-350.
С самого начала военные проявили большой интерес к Ми-2. В
перспективе кроме разведывательного, связного и санитарного вариантов,
планировалось создать лёгкий противотанковый вертолёт. Но к моменту
готовности вертолёта к серийному производству выяснилось, что его
концепция не в полной мере удовлетворяет современным требованиям.
Представления о роли и месте легкого вертолета, сформулированные 50-е
годы и оформленные в виде техзадания, к моменту появления Ми-2 устарели.
Желание сохранить габариты поршневого Ми-1 наложило серьёзные
ограничения ещё на стадии проектирования. Из Ми-2 не удалось создать
советский «Ирокез» – он был не способен взять на борт отделение солдат
или соответствующий груз. Экономичность, грузоподъёмность и
манёвренность Ми-2 для вертолёта такого класса оставляли желать лучшего.
Специалисты ещё в конце 60-х говорили о том, что необходимы разные
легкие вертолеты нового поколения – один должен быть класса Ми-4, второй
виделся совсем небольшим, вместимостью 2-3 пассажира. Впрочем,
недостатки Ми-2 это не столько вина конструкторов, которые сделали всё,
чтобы улучшить машину, сколько ошибки на уровне формулирования самой
концепции вертолета и отсутствие в СССР легкого газотурбинного двигателя
с высокими техническими характеристиками.
В 1966 году был разработан боевой Ми-2В с 4 блоками УБ-16 или с таким
же количеством ПТУР «Фаланга-М». Однако затягивание испытаний базового
вертолёта привело к тому, что ударный вариант удалось довести до
приемлемого уровня только в начале 70-х. К тому моменту велось серийное
строительство транспортно-боевого Ми-8ТВ и на подходе был Ми-24А.
Утрата интереса военных была связана ещё и с тем, что строительство
Ми-2 передали в Польшу. Его производство наладили на вертолётном заводе в
городе Свидник. Производство двигателей ГТД-350 поручили предприятию в
городе Жешув. Поляки получили право через 10 лет после начала серийного
строительства Ми-2 вносить самостоятельные изменения в базовую
конструкцию и создавать собственные варианты вертолёта.
Война во Вьетнаме подогрела интерес к лёгким вертолетам, оснащённым
стрелково-пушечным и ракетным вооружением. В июне 1970 года в Польше
начались испытания Ми-2 с 23-мм пушкой НС-23, установленной по левому
борту и двумя 7,62-мм пулемётами ПКТ по правому борту. Кроме того, на
шкворневых установках в окнах грузовой кабины крепились ручные пулеметы
РПК, огонь из которых вёл борттехник. Этот вариант, получивший
обозначение Ми-2УС, строился малой серией. Вслед за Ми-2УС появился
Ми-2УРН. Вооружение вертолёта было усилено блоками 57-мм НАР.
Ми-2УРН
В 1972 году на испытания передали Ми-2УРП с узлами крепления для
четырёх ПТУР «Малютка». Рабочее место оператора с оптическим прицелом и
пультом наведения находилось рядом с пилотом. Хотя заявленная дальность
пуска ПТУР «Малютка» составляла 3000 м, при пусках на дальность 2000 м
удалось добиться попаданий в щитовую мишень, имитирующую танк, чуть
более чем в половине случаев. Причиной низкой точности стрельбы
управляемых по проводам ракет была вибрация вертолёта, а также
несовершенство системы наведения, рассчитанной на пуск ракет с
неподвижной платформы. Тем не менее вертолёт приняли на вооружение, и он
строился серийно.
Ми-2УРП
Ввиду невысоких боевых характеристик и низкой защищённости
вооруженные варианты Ми-2 не заинтересовали советских военачальников. Но
это не помешало поставкам в другие страны Варшавского договора. Таким
образом польские специалисты сумели реализовать то, от чего отказались в
СССР. ОКБ Миля в начале 70-х было перегружено заказами, а военным
лёгкий противотанковый вертолёт оказался не интересен. Ми-2, будь он
оснащён более мощными двигателями и дальнобойными ПТУР с
полуавтоматической системой наведения, мог бы быть неплох в роли лёгкого
недорогого боевого вертолёта.
В 1960 году началась разработка среднего транспортно-десантного
вертолета с газотурбинными двигателями, в перспективе эта машина должна
была заменить поршневой Ми-4. Серийное строительство вертолёта,
получившего обозначение Ми-8, началось в первой половине 1965 года на
авиазаводе в Казани. В 1969 году Ми-8 полностью заменил в производстве
Ми-4. Для своего времени Ми-8 был выдающейся машиной, с очень хорошими
лётно-техническими характеристиками, передовым оборудованием и высоким
модернизационным потенциалом. Это предопределило долгую жизнь вертолёта,
строившегося большими сериями и создание многочисленных модификаций.
Вертолёт Ми-8Т, оснащённый двумя двигателями ТВ2-117, мощность 1500
л.с. каждый, развивал максимальную скорость 250 км/ч. При максимальной
взлётной массе 12 000 кг вертолёт мог транспортировать груз весом 4000
кг и имел практическую дальность полёта 450 км.
На базе транспортно-десантного Ми-8Т в 1968 году создана вооруженная
модификация Ми-8ТВ. Набор вооружения «восьмерки» до этого был отработан
на Ми-4АВ. Транспортно-боевой Ми-8ТВ, предъявленный на испытания,
получил более лёгкие и дешевые ПТУР «Малютка» с меньшей дальностью
пуска. Также предусматривалась подвеска блоков НАР и бомб общим весом до
1500 кг.
Ми-8ТВ
По сравнению с Ми-4АВ существенно возрос калибр используемых
авиабомб. Это могли быть бомбы массой 100, 250 и 500 кг, в том числе и
разовые бомбовые кассеты, снаряженные ПТАБ. Таким образом, по ударному
потенциалу вертолёт не уступал истребителю МиГ-21 и против танков,
помимо ПТУР, могли применяться НАР С-5К/КО с кумулятивной боевой частью и
ПТАБ в РБК-250 и РБК-500.
Условия поиска целей и наведения вооружения на вертолёте в целом были
лучше, чем на истребителе-бомбардировщике. Но в то же время, пилоту,
производящему пуск НАР, и штурману, наводившему противотанковые
управляемые ракеты, при поиске целей приходилось полагаться только на
собственное зрение. Боевая ценность достаточно крупного вертолёта
снижалась тем, что «восьмёрка» с ПТУР была весьма уязвима для
противовоздушных систем и истребителей. Из-за значительного веса такой
приём применения ПТУР, как зависание вертолёта и стрельба с
использованием складок местности, оказывался труднореализуемым.
На первой противотанковой модификации «восьмерки» имелась солидная
бронезащита. Кабину экипажа от пуль и осколков прикрывали съёмные
бронеплиты толщиной 8 мм. Броня также монтировалась в переборке со
стороны грузового отсека. Сиденья пилота и штурмана имели бронечашки и
бронеспинки. Часть остекления кабины выполнялась из прозрачной брони
толщиной 50 мм. Частично бронированию подвергались топливные насосы и
гидравлические агрегаты системы управления. Топливные баки имели
протектирование.
Первоначально в состав вооружения Ми-8ТВ ввели пулемёт А-12,7 с
боекомплектом 700 патронов. Установка крупнокалиберного пулемёта сильно
загромождало кабину пилотов. Ввиду нехватки места боекомплект пришлось
размещать в патронном ящике на передней стенке грузового отсека, а ленту
тянуть по наружному рукаву. Однако от этого в последствии отказались,
заменив А-12,7 пулемётом ПК винтовочного калибра. Для стрельбы по
бронетехнике 12,7-мм пулемёт был слаб, а при применении по живой силе не
имел преимуществ перед 7,62-мм пулемётом. Кроме того, использование
пулемётного вооружения в боевых действиях носило эпизодический характер,
и возить мёртвый груз в виде пулеметной установки с боекомплектом
массой около 130 кг посчитали не рациональным. При стрельбе из А-12,7,
примерно после 100 выстрелов, из-за высокой загазованности в кабине
становилось нечем дышать. В общем, крупнокалиберный пулемёт у
вертолётных экипажей популярностью не пользовался, и летали, как
правило, без него.

Ми-8ТВ с ПТУР «Фаланга» и блоками НАР УБ-32
В 1974 году Ми-8ТВ оснастили ПТУР «Фаланга-М» с системой наведения
«Радуга-Ф», которые больше подходили для использования с боевого
вертолёта. В итоге транспортно-ударный Ми-8ТВ, предназначавшийся для
собственной армейской авиации, союзникам поставлялся Ми-8ТБ с ПТУР
«Малютка».
Установка ПТУР «Малютка» на Ми-8ТБ армии ГДР
Вертолётов Ми-8ТВ построили относительно немного, ввиду сходного
вооружения они, чаще всего, использовались в полках, где имелись Ми-24.
Причиной ограниченной серии Ми-8ТВ стало то, что на данной модификации
ввиду большой массы вооружения и брони существенно ухудшились лётные
данные, уменьшились грузоподъёмность и дальность полёта. Кабина лётчиков
была чрезмерно загромождена вооружением, системой наведения ПТУР и
другим прицельным оборудованием. Так, для использования различного
вооружения в кабине имелось четыре прицела. В результате в строевых
полках начиная с конца 70-х постепенно демонтировали установки с
крупнокалиберными пулемётами и громоздкую аппаратуру наведения ПТУР. Это
позволило снизить полётный вес вертолётов, что положительно сказалось
на летных данных, улучшить условия работы экипажа и сконцентрироваться
на прямых функциях по доставке грузов и десантников, и при необходимости
оказывать огневую поддержку сухопутным подразделениям.
Подготовка к вылету Ми-8ТВ
В дальнейшем от использования управляемого вооружения на вариантах
Ми-8МТ/МТВ с более мощными двигателями ТВ3-117МТ и ТВ3-117ВМ на
некоторое время отказались, сконцентрировавшись на повышении
грузоподъёмности, надежности, дальности и динамического потолка.
Впрочем, стрелковое вооружение, внешние узлы подвески НАР и бомб на
«восьмёрках» сохранились.
В 2009 году в России на вооружение приняли транспортно-ударный
Ми-8АМТШ (экспортное обозначение Ми-171Ш). На вертолёте используются два
турбовальных двигателя ТВ3-117ВМ с взлетной мощностью 2100 л.с., на
модернизированных Ми-8АМТШ-В, пошедших в войска с лета 2014 года, — два
ВК-2500-03 с улучшенной трансмиссией.
Бронезащита вертолёта усилена облегченной металлокерамической бронёй.
Вертолёт получил новый комплекс авионики, куда помимо прочего входит
метеорадар, очки ночного видения пилота, тепловизор и аппаратура
спутниковой навигации. Благодаря этому Ми-8АМТШ имеет возможность
действовать в ночное время.
Ми-8АМТШ
Базовый вариант вооружения Ми-8АМТШ включает в себя 20-ти зарядные
блоки 80-мм НАР С-8 и подвесные контейнеры с 23-мм пушками ГШ-23Л на 4-6
балочных держателях и два 7,62-мм пулемёта ПКТ в носовой и кормовой
установках. При необходимости вертолёт может вооружаться комплексом
«Штурм-В» с управляемыми ракетами 9М114 или 9М120. Это позволяет
относительно недорого превратить транспортно-боевой вертолёт в
противотанковый. Что может быть интересно странам, где имеются Ми-8/17,
но нет специализированных боевых вертолётов.
Продолжение следует…
По материалам:
http://www.razlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_1995_03/p3.php
http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/vertolety/vertolety-kb-milya/mnogotselevoj-vertolet-mi-1/legkij-udarnyj-vertolet-mi-1mu/
http://www.arms-expo.ru/armament/samples/1001/65179/
Автор: Линник Сергей
Источник: http://nnm.me |