В последние столетия истории человечества у любой войны появился
«второй фронт» - пропагандистский. Задача пропагандистов проста –
убедить своих солдат в том, что надо стоять до конца, и победа
неизбежна, а до вражеских солдат донести мысль о том, что сопротивление
бессмысленно, а в плену хорошо кормят.
Вторая Мировая война,
ставшая для нас с 22 июня 1941 года Великой Отечественной, не могла не
вестись и на пропагандистском фронте. Противник, в этом плане, у нас был
более чем опасный – нам противостояло Министерство Просвещения и
Пропаганды Третьего Рейха, возглавляемое талантливым пропагандистом
Йозефом Геббельсом.
Миллионными тиражами печатались листовки – «пропуска в плен» с
незамысловатыми лозунгами типа «Бей жида – большевика, морда просит
кирпича», на оккупированных территориях издавались столь же огромными
тиражами газеты и брошюры с броскими названиями (например, «Гитлер –
освободитель»)
А вот наша, советская пропаганда, увы, поначалу была не слишком
эффективной. Сказалась инерция тех лет, когда наши пропагандисты грезили
мировой революцией. Немецкие солдаты воспринимались как «братья по
классу», которых обманули и заставили идти на войну немецкие
эксплуататоры. Но, и наши солдаты, и наши пропагандисты, быстро
разобрались в том, что немцы и их союзники это просто немцы (просто
финны, румыны, итальянцы и так далее). К тому же, зимой 41-го Вермахт
впервые понес сокрушительное поражение под Москвой. И наша пропаганда,
наконец, «заработала».
Пропагандисты по обе стороны фронта использовали сходные приемы.
Самый очевидный - создание крайне негативного образа лидера
противоборствующей стороны - у нас солдаты шли в бой под лозунгом «За
Родину, За Сталина!», немцы давали присягу лично Адольфу Гитлеру. У
союзников официального «культа личности» премьер-министров и
президентов не было, но первые лица в государстве пользовались доверием,
тех, кто идет на передовую с винтовкой в руках. Так что, главными
мишенями пропаганды были, как легко догадаться, Гитлер, Сталин,
Рузвельт, Черчилль, Муссолини, Тодзио.
Другой популярный прием – живописание потерь и прочих ужасов войны
(с тонким намеком – а оно тебе надо? Может быть, лучше переждать эту
«заварушку» в плену?).
Немецкие «пропуска в плен», газеты и брошюры для оккупированных
территорий Советского Союза широко известны. Так что, давайте рассмотрим
образцы советской пропаганды для немецких солдат.
«Горилла Адольф». Листовка датирована 29 августа 1941 года. Авторы –
знаменитые Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Петров, Николай
Соколов). Текст листовки прост «Горилла Адольф. Внимание! Бешенная!».
«Вот где он находится. Вот где он будет находиться!». Тираж листовки –
миллион экземпляров.
«Да здравствует топор!» Еще одна листовка от Кукрыниксов. Снова август 1941 года. Комментарии излишни.
«Гитлер – этой война. Немецкий солдат – он идет по твоей крови». Эта
листовка датирована июлем 1941-го. К июлю, кстати, немцам уже было
ясно, что «война на Востоке» это совсем не увлекательный поход по Польше
или Франции.
«Немецкий солдат! Смотри, кто виновен в этой войне. Долой Гитлера и
его фашистскую орду!». Не самый удачный образец с точки зрения текста –
немцы называли себя национал-социалистами, а фашисты для них были в
Италии. Но, картинка все равно хорошая.
«Мои солдаты всегда близки мне». Вариант беспроигрышный. У каждого читателя листовки кто-то из друзей к тому времени погиб.
«Крестовый поход Гитлера». Снова раскрытие темы потерь.
А это советский вариант «пропуска в плен». Датирован ноябрем 1941-го года. «Гитлер – враг немецкого народа».
Для немецких солдат у нас многомиллионным тиражом издавался
четырехстраничная газета с красноречивым названием «Front Illustrierte
fur den Deutschen Soldaten» (Фронтовые иллюстрации для немецких
солдат»). Издавался еженедельно, начиная с июля 1941-го по апрель
1945-го. Вот картинка из номера за декабрь 41—го.
А это обложка этого номера.
И еще одна обложка того же издания. Слишком прямолинейная, на мой
взгляд. Впрочем, к сентябрю 1944-го можно было уже и не особо
сентиментальничать с противником.
Как видите, в области пропаганды мы ни в чем не отставали от
противника. В первые месяцы войны, когда враг шел на Восток не могла
работать никакая пропаганда. Пусть даже самая гениальная. Но зато
потом...
Но следуют признать и профессионализм наших оппонентов – они смогли
убедить многих немцев в финале войны в том, что на них надвигается орда
«варваров с востока». Полчища Аттилы и Чингиз-хана просто «белые и
пушистые» в сравнении с нашими предками, завоевавшими победу. Итогом
этих пропагандистских усилий стало то, что многие немцы убивали свои
семьи и кончали жизнь самоубийством при приближении советских войск. Так
что, на совести доктора Геббельса жизни не только советских женщин и
детей, но и жизни его соотечественников, не принимавших участие в войне и
ни в чем не повинных.